Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе
статья на тему

Аппакова Анна Викторовна

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_zainsk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А.И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.  

Педагогическая практика показала наличие несоответствия ценностно-смысловых установок педагогов и родителей в отношении понимания сущности готовности ребенка к школе. Этот настрой содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению, мешает продуктивному сотрудничеству.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Детский сад воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий.

Новая образовательная парадигма предоставляет педагогу дошкольного учреждения возможность выступать не только как воспитатель детей, но и как партнер родителей по воспитанию детей.

В ряд иностранных исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора подготовки детей к обучению в школе (Т.И.Бабаева, А. Бига, А.В.Бурма, Т.А. Березина). Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь субъектов, положительная цель которой — добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

Сущность педагогической системы представляется через некоторые ее параметры. Выделены два основных направления взаимодействия с семьей при подготовке детей к школе:

Первое направление – информационно-познавательное. Эго цель повышение уровня компетенции родителей о сущности и видах готовности к школе, о возможности семейного воспитания улучшить подготовку детей к школе.

Второе направление – оперативноно-действенное. Цель - привлечение родителей к работе детского сада и приобретение умений работать с детьми по общепсихологической и специальной готовности к школе.

Основные принципы организации работы с семьей:

· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей при проявлении

толерантности, общей ответственности, доверия и уважения между субъектами;

· „ день открытых дверей” детского сада для семьи (каждому родителю можно знать и

видеть, как живет и развивается его ребенок);

· координация и командная работа с семьей;

· генерировать идеи и получать обратную связь; принятие чужих мнений;

· стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые

игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т.е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя).Эти умения рефлексируют на специфику технологических аспектов семейного воспитания их детей.

Важное условие при применении инновационных форм является сочетание форм с наглядностью, потому что это способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей, работа в команде.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей.

Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике на развитии ребёнка сказывается единство воздействия семьи и детского сада. Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

К  вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни ребенка нужно относиться более чем серьезно. Но не надо стремится напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков. Поэтому иными словами родителям нужно:

- развивать в ребёнке способность слушать;

- учить пониманию прочитанного;

- развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;

- решать с ним простые задачи;

- вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.

Будущий школьник должен уметь:

-слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;

- оценивать свою работу;

- владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";

- сравнивать самые простые предметы.

Примерные игровые занятия для подготовки ребенка к школе(для родителей и педагогов):

Игра в "повторения"

Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.

Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"

Велосипед прижимается троллейбусом к стене.

Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.

Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.

Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.

Это тот мужчина, у которого сын - школьник.

Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.

Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"

Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.

Произнесите не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.

Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.

Игра "КАЛЕЙДОСКОП"

Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку,

хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.

Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.

Игра "Мягкие слова"

Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче ( или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".

Мяч или мячик. Какое из них меньше?

Хвост или хвостик. Какое из них короче?

Зима и год. Какое слово длиннее?

Кит и кот. Какое слово больше?

Хороший результат - 4 правильных ответа.

Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.

Игра "ОТСЕБЯТИНА"

В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок ( подключите папу ) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.

Игра "КАКОЙ Я?"

Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ.(да, нет, незнаю).

Например:хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.

 Эти игровые задания помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.

Главное - помнить, что данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

Составила учитель-дефектолог

 МБДОУ №63 г. Нижнекамск

 Аппакова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с родителями

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:психолого-педагогическое просвещение родителей;вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;учас...

"Инновационные формы работы с родителями"

Инновации стремительно внедряютс в нашу жизнь. Что же такое инновация? Какие формы инновации существуют и как их можно применить на практике....

Статья "Инновационные формы работы с родителями"

Статья и презентация с фотографиями...

Инновационные формы работы с родителями

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ре...

Статья. Инновационные формы работы с родителями.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.Эффективность воспитательной работы учи...

Проект "Инновационные формы работы с родителями в ДМШ"

С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семь...

"Инновационные формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста". Презентация.

Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия. ИННОВАЦИОННЫЕформы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение пр...