Коррекционно - развивающее занятие с ребенком группы риска на тему: «Я и мой мир».
план-конспект по психологии по теме

Кузнецова Лариса Николаевна

Цель занятия: показать важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека, укрепить уважение подростка к себе и окружающим, повысить чувство собственного достоинства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие на тему: «Я и мой мир».

         Цель: показать подростку важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

  1. Орг. момент., эпиграф (Главное - ладить с самим собой. Ф.-М. Вольтер).
  2. Психологический практикум:                                              
  • Упражнение 1  «Автопортрет», беседа об уважении;    
  • Упражнение 2  « Принятие себя»;                                            
  • Упражнение 3  «Комплимент»;
  • Обсуждение: за что человека могут отвергнуть, не общаться с ним;  
  • Упражнение 4 «Анализ автопортрета»;
  • Упражнение 5 «Мой мир»;
  1. Итог занятия. Вывод.

Ход занятия:

           Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.

          Немножко мы себя знаем, по крайней мере, в зеркало – то все смотрелись.      

          Помним себя. Представляем.

      Упражнение  1. «Автопортрет»

Постарайся нарисовать автопортрет за 5 минут.

        Автопортрет пока оставим и вспомним, что же такое «образ себя» (это то, как каждый человек относится к себе, сумма мыслей и чувств). Позитивные мысли и переживания создают чувство самоуважения – собственного достоинства, необходимого для успешного общения.

         Путь к себе вовсе не лёгок. Увидеть своё «Я», да ещё понять кто ты…

         В зеркале мы видим себя, свою внешность, а наши поступки отражаются на других людях, а без других людей человек не может обойтись. Он бы никогда не узнал, кто он, какой он.

         Надо научиться смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, так, как  видят тебя и твои действия люди.

         Мир начинается с меня. Увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера – это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и уникальности личности.

         Мир начинается с меня. Важно научиться ценить себя, правильно принимать похвалы и критику, замечать и анализировать собственные успехи и неудачи. Это поможет приобрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научиться постоянно дарить людям улыбку. Вспомни слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуй своего товарища по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажи несколько приятных слов. И ты уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви.

         Мир начинается с меня, когда я испытываю чувство самоуважения и уверенности.

Какими качествами, по - вашему, надо обладать, чтобы уважали? Чтобы уважали тебя, надо прежде всего уважать себя самого, а для этого важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить свои поступки и поступки окружающих. Будь требовательным к себе и снисходительным к другим!

         Умей ценить свои достоинства, а критику воспринимай как программу совершенствования. Принять критику без взаимного обвинения: «А сам – то…» - это очень большое достоинство.

         Упражнение 2. «Принятие себя».

         Педагог-психолог  предлагает разделить лист бумаги вертикальной чертой пополам и в левую колонку, озаглавленную «мои недостатки», предельно откровенно записать все то, что подросток считает своими недостатками «здесь и сейчас», на этом занятии.

           Затем напротив каждого недостатка, в правой колонке «мои достоинства», записать то, что можно противопоставить недостатку, чем ты доволен уже сегодня.

           Рефлексия покажет, насколько подросток серьезно настроен на работу, насколько готов работать над собой в понимании себя и доверии другим.

           Далее педагог-психолог предлагает ответить на вопросы: «Какой я человек?», «Мой жизненный путь6каковы мои основные успехи и неудачи?», «Что я больше всего люблю и чего я не люблю?».

         Упражнение 3. «Комплимент».

         Мы все сейчас будем говорить комплименты  по очереди, а он должен будет их  умело принять – согласиться, если это так, поблагодарить, а может быть, и не согласиться, говоря: «Это слишком! Это лесть!»

Каждому в каждом найти хорошее качество.

          Обсуждение: за что человека могут отвергнуть, не общаться с ним.   Обратить внимание, какие качества характера воспринимаются как недостатки. Для многих совсем не просто ответить на вопрос: «За что меня можно отвергнуть?» Многие даже не допускают мысли о том, что у них есть недостатки. Например: любит хвастаться, опаздывает на уроки, обидчив, упрям. Следовательно, внутренняя работа должна быть направлена на исправление недостатков.

         Упражнение 4. «Анализ автопортрета»

голова

Символ ума

Растрёпанные волосы

Возбуждённость, активность

Глаза

Контроль

рот

Общение

зубы

Признак агрессивности

уши

Важно слышать, что про тебя говорят

шея

Мостик между головой и телом

тело

Чувства, физиология

Пояс (ремень, талия)

Связь между верхом и низом

Штриховка в одежде

Привлечение внимания

ноги

Уверенность, опора

Ногти, каблуки

Признак агрессивности

         Упражнение 5. «Мой мир».

Цель: создание ёмкой метафоры для осознания своего способа описания мира, его сильных сторон и ограничений.

         Педагог- психолог:  внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях.

          Я предлагаю наполнить кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими. Возьми несколько самоклеющихся листочков и напиши то, что посчитаешь необходимым, возможно, это будут чувства, эмоции, ценности, потребности все - что ты сам захочешь. Как только ты заполнил листочки, то  наклей их на кувшин.

          Далее  педагог-психолог предлагает подростку  составить рассказ о себе, ответив на вопросы: «Мой мир – это ..., и тогда я в нем – это ..., и тогда моя жизнь – это...».

         Подведём итог занятия.

Психотерапевт В.И. Гарбузов предлагает правила, по которым надо жить. Послушай и реши, на какое из них тебе больше всего надо обратить своё внимание. (Советы прилагаю)

         Пример:  один учился в школе плохо, был ленив и привык к плохим отметкам, к лености. Другой работал старательно и привык работать старательно. И это будет две разные судьбы. Один был в классе последним и смирился с тем, что его унижают; другой всеми силами добивался уважения к себе и привык к тому, что его уважают. И это будут две разные судьбы. Человека только встречают по одёжке, а далее его ценят, уважают или презирают за его личные качества.

         И судьбу человека определяют его личные качества: ум, культура, доброта, стойкий характер, сила и ловкость, умения и знания. Развивая свой ум, повышая уровень культуры, укрепляя характер и силу воли, приобретая умения и навыки, будучи добрым и благожелательным, человек пожинает добрую судьбу.

          Вывод: мир начинается с меня: как я отношусь к миру, так он будет относиться ко мне.

Приложение к конспекту занятия.

Психотерапевт В.И. Гарбузов предлагает

правила, по  которым  надо  жить.

Прочитайте и решите, на какое из них  вам больше всего надо обратить внимание:

  • Не унывай, всё поправимо, если ты умён, трудолюбив и упорен. Не бойся. Кто боится, тот уже проиграл. Побеждают отважные.
  • Трудись! Трудолюбие – источник всех успехов, источник уважения людей. Всё остальное – временно, ненадёжно, не истинно. Только трудолюбие возводит дома, плотины, и только оно созидает.
  • Думай, прежде чем совершить поступок,  и думай, уже совершив его. Думая, прежде чем поступить так или иначе, ты  не совершишь ошибки; думая и после совершения поступка, оценивая его результат, ты накапливаешь опыт и становишься умнее.
  • Избегай злых людей. При слишком близком и долгом контакте со злом оно передаётся от человека к человеку как инфекционное заболевание.
  • Не лги. Ко лжи привыкают. Солгав однажды, ты надолго, если не навсегда, теряешь доверие, уподобляясь тому пастушку, который обманывал, обманывал и в результате ему не поверили, когда волки действительно напали на стадо.
  • Научись смотреть на себя и на свои поступки как бы со стороны, так, как видят тебя и твои действия люди. И ты избегнешь многих дурных поступков, изменишься к лучшему.
  • Всегда оставайся самим собой, иди своим путём. Если ты сегодня похож на Петю и идёшь за ним, а завтра ты – как Коля, послезавтра – как Толя, ты Петя – Коля – Толя, а в результате – никто. Теряя себя, ты теряешь право даже на собственное имя, идёшь не к тому, что надо тебе, а к тому, что надо другим.
  • Будь благодарен  родителям, бабушке, дедушке,  учителям, врачам – людям, сделавшим тебе добро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...

Проект по работе с ребенком группы риска на тему: «Луч надежды».

   Проект «Луч надежды» по работе с ребенком группы риска представляет собой совокупность занятий с обучающимся, направленную на его  поддержку в сложные периоды жизн...

ЦИКЛ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» (7-8 лет) «Учимся выражать эмоции»

Цель: познакомить детей с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, научить  детей осознавать позитивный эмоциональный  опыт, научить детей эмоциональному самоконтролю....

Программа коррекционно-развивающих занятий с ребенком ОВЗ (ЗПР)

Развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно- развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы....

Шарохина В.Л. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей старшей группы ДОУ. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в средней группе для детей с ЗПР по лексической теме : " Посуда".

Занятие проводится в игровой форме,что поддерживает у детей интерес и активность на протяжении всего занятия....