Мастер-класс для педагогов. Использование арт-терапии в личностном развитии.
методическая разработка по психологии на тему

Мастер-класс с использованием техники - коллаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование арт-терапии в личностном развитии участников образовательного процесса»

Подготовила

педагог-психолог

Башкинова Валерия Валерьевна

Г. Санкт - Петербург

2018 г.


Мастер-класс: «Использование арт-терапии в личностном развитии участников образовательного процесса».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.

2. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя арт-коллажирование как одну из форм организации мастер – класса.

3. Развивать профессионально – творческую активность, способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Оборудование: картон А3, газеты, журналы, картинки (Приложение 1), клей, ножницы, фломастеры.

Содержание мастер класса

I блок. Теоретическая часть

  • Понятие арт – терапии, области применения.
  • Понятие коллажа.
  • Области применения техники коллажирования.
  • Задачи, решаемые коллажированием.

II блок. Практическая часть

  • Техника выполнения коллажа.
  • Составление коллажей педагогами.

Ход занятия

Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе 

Памятка

участника мастер-класса:

  1. Получи удовольствие!
  2. Позволь себе быть свободным!
  3. Доброжелательность к себе и другим.
  4. Постарайся быть внимательным.
  5. Избегай оценок и суждений.
  6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

Теоретическая часть.

Ведущий: Вашему вниманию предлагается мастер-класс «Использование арт-терапии в личностном развитии участников образовательного процесса» для восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, можно рассматривать один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами-психологами это - арт-терапия. 

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Применение технологий арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник практически не ограничено.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды: - цветотерапия, - сказкотерапия, - музыкотерапия, - песочная терапия, - мандалотерапия, - библиотерапия, - кинотерапия, - игротерапия, - танцевальная терапия, - фототерапия, - куклотерапия, - лепка, - рисование. - арт-коллажирование

Многие из этих методов широко распространены и возможно активно вами используются.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.

Библиотерапия – воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации его психических процессов.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, позволяют выразить душевные переживания. Дети рисуют свободно, не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки ненавязчив, снимает страхи, напряжённость.

Куклотерапия основана на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с травмирующей ребенка ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.

Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции.

Наиболее распространена работе с детьми и взрослыми изотерапия, которая позволяет максимально реализовать творческие способности, не имеет ограничений или противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Сегодня на мастер-классе мы будем использовать технику коллаж.  

Арт-коллажирование – один из видов работы с бумагой,  (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.

Целями составления коллажей являются: 

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале работы в арттерапевтическом режиме);
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями, мечтами, отношением к себе и т.д.);
  • развить художественные способности и повысить само-оценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
  • проработать мысли и чувства, которые клиенты привык-ли подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажом является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
  • в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок;
  • коллаж является дополнительным диагностическим средством

Преимущества работы в технике коллаж:

Возможность получить ответы на волнующие вопросы от вашей интуиции. Отражает, то, что происходит в подсознании. И таким образом проясняется, то, что скрывается внутри и  мешает вашему личностному развитию.

Проявляет скрытые потребности и желания, противоречия между поставленными целями и выбранные пути их достижения. Помогает расширить границы видения ситуации.

Способствует облегчению психологического состояния,  дает возможность выразить волнующую тему, с помощью образов, которые могут гораздо полнее выразить ваши глубинные личные переживания.

Позволяет прочувствовать, обсудить и обдумать то, что давно накопилось в глубине души.

В этой работе нет правил, норм, нет стандартов. Это легко и приятно. Метод предполагает полную свободу творчества. Возможность полного раскрепощения и самовыражения.

Этот уникальный метод, еще называют «визуальные размышления». Работа в этой технике позволяет более четко сформулировать свои желания с помощью образов. А также понять, что ограничивает вас от их осуществления. Создание коллажа способствует развитию представления о чём-то, отработке негативных чувств и ресурсов. Работа в команде способствует развитию сплочения. Рассказ о своем коллаже развивает рефлексию. Тематика обширная.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина»«тело»«я»«прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)

Коллаж «Будущее».

Сделать такой коллаж - значит, сформулировать для себя желаемое будущее. Коллаж позволяет выразить ваши намерения касательно всех сторон вашей жизни (любовь, работа, отношения, путешествия, финансы и др.) на ближайший год, два или пять лет.

Коллаж « Любовь. Отношения».

С помощью этого коллажа, вы сможете более четко сформулировать для себя, образ человека, которого  вы хотели бы видеть рядом с собой. Расскажет вам, что на самом деле стоит за словом «любовь» именно для Вас. Поможет привлечь любовь в свою жизнь.

Коллаж «Самореализация. Профессия»

Поможет вам  определить для себя, как сочетать желаемый образ жизни и реализовать себя в профессии. Поможет вам сформулировать образ идеальной работы. Расставить для себя более детально требования к будущей работе, если вы стоите перед выбором профессии или смены рода деятельности.

Коллаж «Мои заветные желания»

 Определить свои желания и расставить приоритеты. Поможет, понять, что мешает осуществлению ваших желаний? Ускорить процесс воплощения мечты в реальность.

Практическая часть.

Упражнение коллаж «Мои мои мечты, мои желания».

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Психолог: Мы предлагаем Вам сегодня под звуки приятной музыки, расслабиться и заглянуть «внутрь себя», уделить внимание своему внутреннему состоянию. Определить свои желания и расставить приоритеты. Тема коллажа «Мои цели, мои желания, мечты».

Нам понадобятся:

1. Глянцевые журналы, газеты,  разнообразные изображения (Приложение 1), фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

2. Клей

3. Основа коллажа – картон А3.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., отражающие отношение к волнующей теме.  Распределяются образы на бумаге и  оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным. 

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Рефлексия: Каждый  участник (при желании) рассказывает про свой коллаж и идет обсуждение на заданную тему в целом группы. Участники озвучивают свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.D:\MyDoc\Desktop\мастер класс здоровье педагогов\IMG_9352-30-04-18-18-17.JPG

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

Рекомендации по использованию готового коллажа:

  1. Готовый коллаж размещаете  там, где он будет вам «мозолить» глаза. Когда опускаются руки. Если коллаж составлен не для красоты, а для себя – то образы, в нем отраженные – заставят подняться с дивана, с колен, и выполнить то, что действительно важно. Проверено много раз – работает. D:\MyDoc\Desktop\мастер класс здоровье педагогов\IMG_9326-30-04-18-18-17.JPG
  2. Отмечаете в ежедневнике (или в голове) 1 конкретный шаг, который сделаете прямо сейчас (или прямо завтра). Выполняете намеченное.
  3. Коллаж – живой организм. Достигнутые цели можно переместить в другое место, а свободное – отвести для нового важного свершения.
  4.  Коллаж – это наша напоминалка себе о том, что мы должны успеть сделать в этой жизни. D:\MyDoc\Desktop\мастер класс здоровье педагогов\IMG_9353-30-04-18-18-17.JPG

Ваша мечта так же уникальна,  как и вы сами. Заветные желания приносят из вашего сердца  важную информацию о том, кто Вы и кем можете стать. Относитесь к ним очень серьезно. Лелейте их. Уважайте их. Любите их. И обязательно приводите в исполнение!

Спасибо за участие в мастер – классе!

Литература:

  1. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.
  3. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер – класс: «Магия воды и красок». Эбру-терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию учащихся к овладению нетрадиционными техниками рисования....

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития интеллекта ребенка"

В данном конспекте представлены кинезиологические упражнения с подробным описанием и зарисовкой, которые будут интересны и полезны как родителям так и педагогам воспитанников....

Мастер-класс: «Система работы по использованию платочков в речевом развитии детей с ЗПР»

Хочется поделиться с вами своим опытом работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работая с такой категорией детей мы находимся в постоянном поиске способов, средств,...

Консультация для педагогов «Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческ...