Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
методическая разработка по психологии на тему

Дубасова Татьяна Николаевна

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовательного процесса в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка с элементами тренинга

«Педагогическая толерантность

как профессионально важное качество личности учителя»

«Мы любим учить других тому, чему должны научиться сами».

Древняя мудрость

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовательного процесса в целом. Предложенный тренинг направлен на развитие педагогической толерантности.

Модель формирования педагогической толерантности содержит 5 этапов: подготовка, осознание, переоценка, действие, рефлексия. В ходе занятия уточняются профессиональные ожидания педагогов по формированию педагогической толерантности, показана необходимость осознания актуального уровня собственной толерантности и важность самоизменения, переоценка сложившейся модели поведения, формируется адекватное поведение в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, оцениваются  достигнутые в ходе тренинга результаты. Развитие толерантности при этом основано на признании толерантных отношений в любом коллективе: от доброжелательных отношений в малой группе к становлению толерантности на уровне школы, готовность личности к самосовершенствованию.

Цель: развитие педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя.

Задачи:  

  • осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике;
  • сформировать и применять толерантную позицию в общении с обучающимися;
  • активно использовать в работе с учащимися  полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания обучающихся и педагогов.

Задача, стоящая перед школой по воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности и необходимость формирования у детей и подростков толерантного сознания, в нашей стране возникла более 20 лет назад. Актуальность проблемы межэтнической толерантности и профилактика ксенофобии, связанные с социально-политической ситуацией в России и характеризующиеся увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилением этнической миграции населения, особенно значима для Ханты-Мансийского автономного округа. В образовательных учреждениях Югры педагогам приходится работать в этнически смешанных классах: возникает проблема межкультурного взаимодействия, необходимости терпимости к «иному» - облику, поведению, языку, в целом - к другой культуре. Именно на школу, на педагогов ложиться основная задача по налаживанию взаимоотношений, формированию толерантного сознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации молодежи, профилактике ксенофобии в обществе. Однако, в первую очередь, необходимо, чтобы сам педагог на практике ощутил состояние толерантности как принятие инаковости ученика и умел его использовать, а не напоминал указатель: дорогу указывает, а сам по ней не ходит. Толерантный педагог, благодаря подобной тактике построения своего поведения в отношениях с обучающимися, добивается большей результативности. В основу воспитательного процесса школы положен комплексный и системный подход по направленному формированию этнической толерантности обучающихся и профилактике ксенофобии. Но только тогда можно говорить о ведущей роли образовательного учреждения в этом направлении, если толерантным мышлением  обладают педагоги. Таким образом, роль личности педагога в современной школе существенно возрастает. Понимание толерантности как отказа от доминирования и насилия, уважения и признания равенства, многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от преобладания какой-то одной точки зрения  является стратегией развития педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя.  

Толерантность в школе представляет собой не только систему отношений «ученик – ученик», но и новую основу педагогического общения «учитель – ученик», сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Проблема взаимопонимания, культуры общения - одна из самых острых в школе. Быть терпимым по отношению друг к другу – сложно, тем более по отношению учителя к ученику. «Толерантность» и «педагогика сотрудничества» - это понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе, особенно в период внедрения Федеральных государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На школьном этапе закладываются взаимодействия между детьми разных национальностей, верований, культур. Гармонизация отношений, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества в классе, в школе, а впоследствии – в жизни. Важно научить ребенка не только принимать другого как значимого и ценного, но и  критически относиться к своим собственным взглядам. Учитель является значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений обучающихся, учителю самому важно понять важность процесса развития толерантных отношений. Без сотрудничества, толерантных отношений в системе «учитель – школьный коллектив - учитель» невозможно формирование толерантности обучающихся. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, должен начать с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность - умение принять, понять, простить несовершенства своих учеников. Что значит хороший учитель? Это человек, который любит детей, умеет дружить и  находит радость в общении с ними, принимает близко к сердцу детские горести и радости, никогда не забывает о том, что он и сам был ребёнком. Хороший учитель умеет поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляет уважение к ним, не оставляет без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам.

Понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности - нетерпимости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это непринятие другого человека, неготовность к взаимодействию с ним только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Проявления интолерантности на практике часто выражается прилюдно: это и пренебрежительное отношение к окружающим, и обычная невежливость, и умышленное унижение людей. Деление людей на интолерантных и толерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя интолерантно или толерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия и характеризовать толерантную и интолерантную личности. Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Проявление толерантности-интолераниности имеет основное значение в работе учителя и именно здесь часто ощущается дефицит уважения и терпимости по отношению к детям. В повседневной педагогической практике часто встречаются проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его  обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды».  Педагогическая деятельность связана с напряженными ситуациями, отмеченными повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой тревожности и напряженности связаны с внешними и внутренними условиями педагогического труда: это загруженность в течение рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в классе, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки. Напряженными для педагога могут быть ситуации:

  • взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,
  • взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме учебной нагрузки,
  • взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.

Напряженность способна вызвать стресс, а при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. С целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога, основой которой является толерантность в общении  - коммуникативная толерантность. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. В процессе педагогического общения нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий: различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов понятий. Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, затрагивающее вопросы нравственно-этического характера и охватывающее профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность - это терпеливость, психическая устойчивость, уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Однако без коммуникативной толерантности, к которой относится знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета, профессионально-педагогическая толерантность невозможна. Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Но о каком равноправии может идти речь в учебном процессе? На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли - разные вещи. Ролевое поведение педагога предполагает дистанцирование от детей, что подразумевает уход от панибратства. Роль учителя часто заставляет уходить в наставления, в то время как роль обучающихся - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас в жизни исполняет разные роли, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, изменяя себя, свои поступки и способы реагирования, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

В понятие «толерантность» человечеством вложены такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, которая в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию и представляет собой качество совершенного человека. Мы все хотим толерантного к себе отношения, уважения, снисхождения. Этого же со стороны педагогов хотят ученики. Ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, да и мало ли их может быть у подростка? И еще большего уважения заслуживает ученик, который получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявил уважение и к себе, и к учителю. Педагоги постоянно «учат» своих учеников. Учить - это нормально, но при условии, что педагоги уважают своих учеников, иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Толерантность педагога можно оценить и по способу оценивания знаний. К толерантному педагогу дети будут относиться с достаточной степенью уважения, понимая и принимая его оценку. Агрессивный, интолерантный педагог не способен терпеливо обучать и использует оценку в качестве дисциплинарного взыскания.

Учитель имеет право:

1. Учить, если сам постоянно учится.

2. Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать.

3. Быть требовательным, если требователен и строг к себе.

4. Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.

5. Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других.

Толерантность как «понимание» определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами. Это возможно, если есть чувство своего равенства с учеником. Мудрые советуют: «Не высказывай радость при виде несчастья другого человека, будь он даже твоим врагом». В школе это должно звучать так: «Не показывай своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик». Толерантность педагога должна быть такой, чтобы он мог принимать в качестве полезных даже противоположные ему взгляды, учитывая то, что благодаря им, можно осознать, заново оценить свои взгляды на ту или иную проблему. Всегда ли педагоги проявляют это качество в отношении с учениками?

Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений состоит в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Организация в классе толерантного образовательного процесса входит в функционал классного руководителя. Он выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей: уровень толерантности учителей-предметников и учеников, эмоциональную наполненность учебной среды, самооценку учащихся. Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности обучающихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызывает потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. К формам воспитания толерантности относятся беседы, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, экскурсии, путешествия, выходы на природу, совместные творческие дела, дискуссии, игровые и конкурсные программы, классные часы, акции милосердия, игровые тренинги, то есть те мероприятия, в которых может принимать участие и сам педагог. Существует большое количество методов воспитания толерантности: убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения. Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе:

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. Его оценка объективна и опирается на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Примера - как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Педагогических приёмов – множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Применение их на практике предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях, безусловное их принятие и поддержку. Толерантность педагога часто связывают с системой выставления отметок и комментариями к ним. Независимо от выставленной оценки слово может поддержать или унизить, поэтому нужно быть всегда осторожным в своих суждениях.

Правила поведения толерантного педагога

Воспитывать в духе мира.

 Воспитывать с любовью и во имя любви.

Быть примером для детей.

Избегать жестких иерархических отношений.

Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения.

Признавать значимость и способности, уважать чувства и позицию каждого.

Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.

Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности.

Быть справедливым.

Уметь слушать и слышать.

Если педагог хочет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды, то ему следует соблюдать правила от Дейла Карнеги:

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

Давайте людям возможность спасти свой престиж.

Выражайте людям одобрение по поводу  их удачи и отмечайте каждый их успех.

Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. Большую роль в формировании толерантных отношений могут сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений. Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Оценить толерантность со стороны коллег и  учеников, а также уровень толерантности класса, в котором работает классный руководитель, можно с помощью анкет (приложение).

Тренинг «Толерантность педагога»

 «Врачу, исцелися сам!»  Евангелие от Луки. Гл.4, ст.23.

1. Анкета для самооценки толерантности учителя

1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / «Да» (+ 1); «Нет» (- 1).

2. Отличается ли стиль Ваших отношений с «плохим» и «хорошим» школьником?

 «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? «Да»(- 1); «Нет» (+ 1).

6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? «Да» (+ 1); «Нет» (- 1).

10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? «Да» (- 1); «Нет» (+ 1).

Примечание. Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком.

2.Знакомство. Педагог должен определить, какой результат работы в ходе занятия он хотел бы получить лично для себя. (3 минуты).

3. Упражнение «Нас с вами объединяет…» (3 минуты)

В руках ведущего мячик, который нужно бросать любому участнику группы со словами: «Нас с вами объединяет…» (добавляются детали внешнего вида, одежды, принадлежность к профессии,  черты характера, особенности поведения). Участник группы, получивший мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если есть сомнения.

4. Работа в группе «Толерантный педагог».

Педагоги делятся на две группы.

Участники 1 группы называют качества, которые характеризуют учителя (классного руководителя) как толерантную личность; ведущий выписывает их на доске, затем озвучивает.

Участники 2 группы называют качества, которые характеризуют учителя (классного руководителя) как интолерантную личность; ведущий выписывает их на доске, затем озвучивает. (3 минуты).

Затем на шкале от 0 до 10 каждый участник отмечает, насколько он считает себя толерантным учителем и классным руководителем. (1 минута).

Каждый участник высказывает свое мнение по поводу того,

что в педагогической деятельности способствует толерантности (2 минуты), (один человек из группы обобщает высказывания).

что мешает классному руководителю быть толерантным (2 минуты), (один человек из группы обобщает высказывания).

5. Вопросы ведущего.

Возможна ли «толерантная педагогика» в современной школе, когда на каждого учителя, классного руководителя приходится по 20 - 25  учеников? (2 минуты).

Объясните: «Оценка человека и оценка его действия – не одно и то же»? (2 минуты).

Как сравнение человека с другим может привести к интолерантности? (2 минуты).

6. Упражнение «Общение без слов» (5 минут)

Цель: снизить напряжение, возникшее в процессе обмена мнениями, дать возможность участникам получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновения, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать доверие к людям, участвующим в тренинге. Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два круга лицом к лицу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше.

Вновь по команде образуются пары и выполняют задания:

положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение 30 секунд в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руку и продолжайте двигаться дальше;

поборитесь руками;

помиритесь руками;

выразите поддержку с помощью рук;

погладьте друг друга по голове;

обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть;

попрощайтесь.

7.  Упражнение «Какой я молодец…» (5 минут)

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других, формировать поле согласия и комфорта.

Образуются два круга: внешний и внутренний, стоя лицом друг к другу. Стоящие напротив друг друга образуют пары. Первый член пары оказывает искренний знак внимания второму, т.е. говорит ему что – либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и …» и называет то, что он в себе ценит, и, что считает он заслуживает внимания. Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и т.д. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево, образуя новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

8. Рефлексия

Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?

Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

8. Заключение. Упражнение «Синквейн»

Цель: подведение итогов.  Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строчек, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

1 строка - тема, существительное, о котором пойдет речь.

2 строка - 2 прилагательных, описание признаков и свойств объекта.

3 строка - 3 глагола, характерные действия этого существительного.

4 строка - предложение из 4 или более слов, которое выражает личное отношение к предмету.

5 строка - слово-резюме, характеризующее суть предмета.

Например, толерантность – это:

Терпение.

Невраждебный, конструктивный.

Взаимодействовать, уважать, прислушиваться.

Мудрость человеческая  в терпимости.

Миролюбие. 

Что нужно, чтобы в семье, неважно большая она или маленькая всегда царили уважение и взаимопонимание? Вниманию педагогов предлагается китайская притча «Ладная семья».

 Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил: - И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Заключение

Педагогическая толерантность имеет важное значение в работе учителя, и именно здесь, к сожалению, зачастую ощущается существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Толерантность как социальную категорию рассматривали А.Г. Асмолов и Г.У. Солдатова, рассматривающие данное понятие через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Высокий уровень педагогической толерантности способствует повышению эффективности педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы и является профессионально важным качеством. Нельзя по приказу ни стать толерантными,  ни изменить свое поведение или поведение других людей. Однако даже маленький шаг в этом направлении позволяет изменить  отношения как между педагогами, так между педагогами и учениками. Если в школе ребенку хорошо, он с удовольствием идет в нее, а это результат слаженной деятельности всех участников образовательного процесса.

Приложение

Анкеты

Критерии оценки толерантности учителя (оценивают коллеги)

1. Уважительное обращение, доброжелательность.

2. Умение внимательно слушать и слышать.

3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.

4. Уважение человеческого достоинства.

5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим.  

6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.

7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.

8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.

9. Уважение различных культур и верований.

10. Отказ от причинения вреда и насилия (наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Критерии оценки толерантности учителя (оценивают учащиеся)

1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

2. Умение внимательно слушать и слышать.

3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

4. Интерес к мнению учащихся и родителей.

5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

6. Умение дать нужный совет.

7. Доброжелательность.

8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.

9. Признание права учащегося быть самим собой.

10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – «урну».

Для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе «экспертов» (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку.

Критерии оценки толерантности класса педагогом

1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание,

уточнение, демонстрирование живого интереса.

4. Готовность принять и дать совет, предложение.

5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.

6. Доброжелательность.

7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

10. Признание права каждого быть самим собой.

Примечание. Для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе «экспертов» (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку.

В комплексе методик по диагностике педагогической толерантности как профессионально важного качества личности учителя можно использовать опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко; опросник проявления нетерпимости Солдатовой Г.У., методику многофакторного исследования личности 16PF Кэттелла, тест агрессивности в отношениях А. Ассингера.

Список использованной литературы

Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.

 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 2001.

 Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Учимся толерантности. На пути к толерантному сознанию. Сборник под ред. Асмолова. М . 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов

Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

Приоритетные профессиональные качества личности учителя музыки

    Профессия учителя  музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей, стремления повысить ...

Толерантность - профессионально важное качество педагога

Толерантность -  профессионально важное качество педагога...

Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов

         Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...