Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов
учебно-методический материал ( класс) на тему

Ксения Солошенко

           Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагогом.

 

            Цель: установка и поддержание оптимальной самооценки и личностного роста педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка с элементами  тренинга для воспитателей.

«С радостью к себе и окружающим»

Автор-составитель: социальный педагог

Солошенко К.А.

                                                   

Краткая справка.

           Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов    Центра и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагогом.

           Цель: установка и поддержание оптимальной самооценки и личностного роста педагогов.

         Задачи:  

               1. помочь выстроить адекватную самооценку;

  1. сформировать навыки   самоанализа, самопонимания и самокритики;
  2. повысить уровень жизненного оптимизма;
  3. создать  хороший настрой на работу;
  4. снизить уровень фрустрации (стресса).

         Продолжительность занятий – 30 минут.

         Периодичность: 1 раз в месяц.

         Организация  проведения: по подгруппам.

                Место проведения: просторное помещение -  музыкальный зал (желательно с ковровым покрытием на полу для удобства выполнения упражнений в положении лежа, перед проведением занятия помещение проветрить).

          Инвентарь и материалы: круглый или овальный стол, стулья по количеству участников, бланки для письменных упражнений, музыкальные записи релаксационной музыки (на выбор психолога), листы бумаги А4, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, клей, цветная бумага, ножницы.

       Занятия включают: мышечную релаксацию, упражнения для тренировки управления мышечным напряжением, арт-терапевтическую технику, медитацию на образе, техники релаксации и техники экспресс-регуляции эмоционального состояния, дыхательные упражнения с элементами медитации, упражнения для тренировки воображения, аутогенную тренировку.

План  занятия.

  1.Вводная  часть. Упражнение 1и 2 повторяются каждое занятие без изменений. Это помогает скорейшему настрою участников на организованную деятельность. Упражнение 1 «Поза Наполеона» позволяет психологу узнать настрой каждого из группы на занятие. Упражнение 2 «Ладони» активизирует жизненную энергию и является «разогревающим».

2.Основная часть с элементами тренинга (упражнения 3 и 4).

3. Рефлексия. Упражнение 5 -  остается неизменным каждое занятие (кроме занятия 10) и помогает участникам разобраться в своих ощущениях, эмоциях, пересмотреть свои точки зрения на привычные вещи и ситуации.

Занятие 1

Упражнение 1 «Поза Наполеона»:  участникам  показывается  три движения: руки   скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений» (какое посчитает нужным).

        Это упражнение определяет, насколько группа готова к работе. Если  большинство показали  ладони, значит, они  готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза  Наполеона - некоторую  закрытость  или нежелание работать.

Упражнение2  «Ладони». Психолог: «Трите ладони   друг о  друга, пока  не появится тепло. Это  энергия силы жизни, она понадобится нам  для работы. Теперь  умойтесь  ладонями, потрите уши, потеребите мочки ушей».

Упражнение 3  «Ловец блага»: участникам  предлагается, во что бы то ни стало, во всем находить положительные стороны. Необходимо найти и записать  положительные моменты в следующих ситуациях (выдаются бланки для письменной работы):

Ситуация

Положительные моменты

1.Вы собираетесь на работу, а погода встречает Вас проливным дождем.

2.Вы опоздали на автобус.

3.У Вас нет денег, чтобы уехать в отпуск.

        Участники пишут для каждой  ситуации свои положительные моменты.

Каждый по очереди  проговаривает  эти моменты. Участник,  указавший  более 5 положительных моментов в каждой  из предложенных ситуаций, считается «ловцом блага».

Упражнение 4 «Мышечная релаксация»:(звучит тихая инструментальная музыка) на глубоком медленном вдохе  необходимо   напрягать определенную  группу мышц, затем задерживать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслаблять эти мышцы. Затем восстановить дыхание  и в течение  30 секунд  сосредоточить  внимание на  возникающем  расслаблении. Психолог выполняет упражнение вместе со всеми, комментируя каждое действие.

Группы мышц

Упражнения

1.Кисти рук

1. Сжать кисти рук.

2. Руки  (кисть, предплечье, плечо)

2. Попытаться  дотянуться руками до  противоположной  стены,  сильно растопырив пальцы.

3.Шея и надплечье

3. Плечами дотянуться до мочек ушей.

4. Мышцы спины

4. Свести  лопатки и потянуть  их немного вниз.

5.Стопы

5. Попытаться  дотянуться  пальцами   стоп до голени.

6. Ноги

6. Встать на цыпочки  и напрячь  мышцы ног.

7. Мышцы лба

7. Поднять брови высоко вверх.

8. Мышцы носа и губ

8. Сморщить  нос.

9.Мышцы щек и шеи

9. Растянуть  уголки  губ («улыбка Буратино»)

        Все упражнения повторяются  2раза.

Упражнение 5  «Расскажи о своем состоянии»: участники по очереди   отвечают на   вопросы:

  1. Что вы чувствуйте здесь и сейчас;
  2. Что ощущало ваше тело вначале занятия и что ощущает в конце занятия:
  3. Что стало для вас  ценным, запоминающимся на занятие.

Ведущий может помогать затрудняющимся в ответе и задавать наводящие вопросы. Иногда стоит напоминать, какие бывают чувства и эмоции. Важно делать   акцент   именно на чувствах участников.

Занятие 2

Упражнение 1 «Поза Наполеона» (см.занятие 1).

Упражнение2  «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 «Здравствуй, я хочу тебе сказать!». Каждый из участников  обращается к рядом сидящему, начиная  фразу  комплиментом, пожеланием, рассказом о себе или любой интересной историей. Важно пообщаться со всеми   участниками. После того, как все пообщались, каждый  (можно по желанию) делится с остальными самой запоминающейся информацией.

Упражнение 4 «Аутогенная  тренировка». Аутогенная  тренировка - это  самовнушение  в состоянии  релаксации (создатель   этого метода И.Шульц). Смысл  аутогенной тренировки заключается  в том, что  при  расслаблении поперечно- полосатой мускулатуры возникает  особое  состояние  сознания, позволяющее  путем  самовнушения  воздействовать  на различные, в том числе непроизвольные  функции организма. Аутогенная тренировка способствует снижению  эмоционального напряжения, чувства  тревоги  и дискомфорта. Под влиянием  аутогенной тренировки  улучшается  настроение,  нормализуется сон, происходит активация  организма и личности. Аутогенная тренировка  помогает  мобилизации ресурсов человека, отдыху и  восстановлению  сил за короткое время. Выполняется в положении лежа. Звучит релаксационная музыка.

Инструкция (комментирует психолог).

  1. Сделайте глубокий вдох, спокойный выдох, закройте глаза. Дышите легко, спокойно, свободно.
  2. Вызываем ощущение  тяжести. Мысленно  повторяем:

«Я совершенно  спокоен» (1 раз);

«Моя правая рука тяжелая» (3 раза);

«Моя левая рука  тяжелая» (3 раза);

 «Я совершенно  спокоен» (1 раз);

 «Моя правая нога тяжелая» (3 раза);

«Моя левая нога тяжелая» (3 раза);

«Я совершенно  спокоен» (1 раз);

«Мое тело тяжелое» (3раза);

   Я   спокоен» (1 раз).

3) Вызываем  ощущение тепла. Мысленно повторяем:

«Я спокоен» (1 раз);

«Мое тело теплое» (3 раза);

«Моя  правая  (левая) рука  теплая (3раза);

«Я спокоен» (1 раз);

«Моя правая (левая) нога теплая (3раза);

 «Я спокоен» (1 раз);

«Мое  тело теплое (3 раза);

«Я совершенно спокоен» (1 раз);

«Обе руки теплые» (3раза);

«Обе ноги теплые» (3 раза);

«Мое  тело теплое» (3 раза).

4)Второе и третье  упражнения объединяются:

     «Руки  и ноги  тяжелые и теплые»  (3 раза);

«Я спокоен» (1раз);

«Мое тело  тяжелое и теплое»  (3 раза);

«Я совершенно спокоен» (1 раз).

5)Регуляция  дыхания.

«Я спокоен» (1раз);

«Мои  руки и ноги   теплые и тяжелые» (3 раза);

«Мое сердце бьется спокойно» (3 раза);

«Я дышу спокойно, глубоко, свободно» (3раза);

«Я совершенно спокоен» (1 раз).    

6) Влияем  на органы  брюшной  полости:

«Я спокоен» (1 раз);

«Мои  руки  и ноги  теплые и тяжелые»  (1раз);

«Мое  сердце  бьется  спокойно» (1 раз);

«Я дышу  спокойно, глубоко,  свободно»(1 раз);

«Мое солнечное сплетение теплое, оно излучает  тепло» (3 раза);

«Я спокоен» (1 раз).

  1. Вызываем ощущение прохлады в области лба:

      «Я спокоен» (1раз);

 «Мои руки и ноги  теплые  и тяжелые» (1 раз);

 «Мое сердце бьется спокойно» (1раз);

 «Я дышу  спокойно, глубоко,  свободно»(1 раз);

 «Мое солнечное сплетение теплое, оно излучает  тепло» (1 раз);

 «Мой лоб  прохладный и расслабленный» (1раз);

 «Я спокоен» (1 раз).

8) Все тело  отдыхает. Восстанавливаются силы, возрождается весь  организм. Мобилизуются внутренние ресурсы. Ощущение  глубокого покоя, полной отрешенности.

9)  Посмотрите  свое тело сверху - вниз. Все  тело  спокойно отдыхает. Нервная система восстанавливает   силы. Теперь мысленно представьте  окружающую вас  обстановку. Вспомните  и осмотрите  себя как бы сверху  и все, что вас  окружает. Мысленно посмотрите вдоль. Вспомните свои   предстоящие  и текущие дела.

10) Сделайте  дыхание более глубоким и энергичным. Слегка подвигайте стопами. Пошевелите пальцами ног. Почувствуйте, как исчезают последние остатки  вялости и расслабленности. Ладони  медленно   сожмите в кулаки и расслабьте. Подвигайте сжатыми  губами. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Откройте глаза и улыбнитесь.

Упражнение 5   Расскажи о своем состоянии (см. занятие1).

 

Занятие 3

Упражнение 1 «Поза Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение2  «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение3  «Портрет» (арт-терапевтическая  техника). Участники сидят  за круглым столом, звучит приятная инструментальная музыка.

Инструкция (комментирует психолог):

        Возьмите простые карандаши, листы бумаги (А4), разделите их  вертикальной линией пополам. В левой  части нарисуйте себя сегодня, а в правой нарисуйте себя в будущем.

        Вы можете  изобразить себя растениями,  животными,  схематически или с помощью техники, коллажа. Для  работы  вы можете использовать  журналы, клей, ножницы, цветную бумагу, цветные  карандаши (весь  материал  выложен на столе).  Помните, что, создавая свой портрет, вы должны получать  удовольствие. Важно не то, как вы нарисуете, а что вы изобразите. Никто  не будет  оценивать  ваши работы, постарайтесь рисовать, как хочется вам.

        После завершения работы каждый участник показывает свою работу и рассказывает о ней группе. Ведущий  и участники могут задавать вопросы рассказчику. Ведущий может оказать психологическую помощь участнику, чье  эмоциональное отреагирование на свое  произведение  окажется   очень сильным  и глубоким.

Упражнение 4 «Роза» (медитация на образе).

        Медитация  позволяет снимать   эмоциональное напряжение, останавливать поток мыслей. Это состояние, при котором   достигается  высшая степень  концентрации внимания. Выполняется  в положении лежа.

Инструкция (комментирует психолог).

        Роза - древний  символ  уважения, внимания, любви. Даря розу, мы косвенно   показываем: «Я ценю тебя  и твои уникальные  качества». Когда мы видим красоту или дарим ее  людям, то сами  чувствуем свою ценность.

Инструкция:

        Сделайте три глубоких  вдоха, закройте глаза. «Представьте, что вы  идете по проселочной   дороге. Погода  прекрасная, светит солнце... Легкий ветерок колышет листья на деревьях, вы наслаждаетесь красотой природы... Наконец, вы подходите к розарию с маленькой калиткой. Войдите  внутрь  и посмотрите на сотни  родовых кустов. Почувствуйте  запах роз, прислушайтесь к жужжанию насекомых, которые собирают  нектар и цветочную пыльцу... Посмотрите   вокруг и вы увидите  одну, совершенно замечательную розу (15 секунд). Вы узнаете ее потому, что она притягивает  ваше внимание как магнит... Посмотрите на нее повнимательнее... Какого  цвета ее бутоны?  Какого она   размера? Если  хотите, можете осторожно потрогать ее листья и стебель с шипами... Вдохните ее аромат и заполните им свои легкие...  Молча, скажите  розе, как  она  прекрасна и совершенна... Пусть  она тоже скажет вам   что-нибудь приятное. Что она вам говорит, когда вы стоите перед ней, все  во внимание и благоговение?

        Поблагодарите  свою розу за то, что она  ждала вас и  попрощайтесь с ней. Вы знаете, что всегда сможете найти ее и этот сад, когда захотите на мгновение почувствовать себя счастливым... А теперь  выйдите из розария, пройдите по улице и снова вернитесь в нашу  комнату.                                                      Потянитесь, сделайте  глубокий  вдох и откройте глаза.

Упражнение 5 «Расскажите о своем состоянии» (см. занятие  1)

   

Занятие 4.

Упражнение1 «Поза Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение2 «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 « Подарок». Звучит   тихая инструментальная  музыка. Каждый участник  дарит  воображаемый  подарок  своему соседу слева (по очереди). При этом   он касается рук  участников, как бы передавая воображаемый подарок, и словами характеризуя его. В этом упражнение важен творческий подход и искреннее желание сделать другому что-то очень приятное и необычное. Упражнение  начинает ведущий, показывая, как можно  дарить воображаемый подарок,  используя  свои творческие  способности, так чтобы участнику  было очень приятно.

Упражнение 4 «Мой дом». Выполняется  сидя, в расслабленном  положении. Перед началом  непосредственно упражнения проводится  обучение  технике диафрагмального дыхания с целью освобождения дыхания от напряжения, ограничений, сделать его  глубоким, свободным.

Инструкция:    

Сидя, положите одну руку на живот. Вдохните  воздух  через нос и «опустите» его в живот. Живот при этом надувается. Задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте  через нос, втягивая живот. При  полном  выдохе  живот  должен стать  плоским. Повторяем  5 раз.    

        Включается  тихая  инструментальная  музыка, комментируется психологом: дыхание спокойное, ровное, глаза закрыты. Начинаем строить в воображении  свой любимый дом (или комнату) с видом на речку, озеро, лес или куда-нибудь еще. Обставьте его, как хотите, представьте в нем свои любимые вещи, цветовую гамму, запах витающий в воздухе -  представьте, как можно  реальнее все до мелочей. Запомните этот дом и мысленно уходите в него  отдыхать в любое время в течение дня.  «Побыв в нем 5-7минут, вы ощутите прилив сил. Теперь  «обойдите» свой дом еще раз и откройте глаза.

Упражнение 5  «Расскажи о своем состоянии» (см. занятие 1).

Занятие 5

Упражнение 1 «Поза  Наполеона» (см занятие 1).

Упражнение 2 «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 «Пессимист, оптимист и шут». Проводится  с целью  создания  целостного   отношения  человека к проблемной ситуации,  получения опыта рассмотрения  проблемы  с разных точек зрения.

        Ведущий  предлагает   каждому  участнику описать на отдельных листках, в нескольких предложениях ситуацию,   вызывающую  у него стрессовое  состояние или  сильные  негативные  эмоции, либо ситуацию, которую  участник  затрудняется принять. Написанная  история  должна   содержать  только  факты и действия. Далее, соблюдая  анонимность, ведущий зачитывает  все варианты  стрессовых  ситуаций, и группа  выбирает  2-3 наиболее  типичных, имеющих значимость для  всех. Ведущий  делит группу на подгруппы по 2 человека, и раздает  каждой под группе  по одной истории.

         Задание предлагает наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для третьей подгруппы). То есть, досочинить  предложенную  историю  дополнить  ее деталями, свойственными  Пессимисту, Оптимисту или Шуту.  Далее, от имени  предложенных персонажей, каждая  группа  зачитывает   свою эмоциональную  версию  стрессовых  ситуаций.

        После того, как зачитаны все ситуации  и высказаны  все  возможные  варианты отношения к ним, ведущий предлагает  обсудить   результаты игры и ту реальную  помощь, которую для себя получил каждый из участников.

Упражнение 4 «Мышечная  энергия». Проводится  с целью  выработки  навыков мышечного  контроля. Выполняется в положении сидя, комментируется психологом.

        Согните и изо всех сил напрягите указательный  палец  левой руки. Проверьте, как  распределяется мышечная  энергия, куда  идет напряжение. В соседние  пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет  в локоть, плечо, шею. И правая рука почему-то   напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась  свободно. А палец напряжен, как и прежде! Снимите  излишки напряжения  с большого пальца. С безымянного, мизинца, среднего.   А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.                                   То же повторяется с другой рукой.

Упражнение 5  «Расскажи о своем состоянии» (см. занятие 1).

Занятие 6.

Упражнение 1 «Поза  Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение 2  «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3  «Цвет эмоций» проводится с целью  тренировки воображения и  эмоциональных ассоциаций.

        Ведущий  предлагает выбрать водящего, который закрывает   глаза и ждет, пока  все  остальные  участники   тихонько между собой  задумывают какой-нибудь цвет (один из основных: красный, зеленый, синий, желтый). Когда  водящий  откроет  глаза, все участники  своим поведением, в первую очередь, эмоциональным  состоянием, должны попытаться изобразить задуманный цвет, не называя его, а водящий  должен отгадать, что это за  цвет. Водящим  становится  каждый из участников по очереди. Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все  остальные  загадывают  цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать.    

Упражнение 4 «Лимон». Проводится  с целью  тренировки управлением  состояния  мышечного   напряжения  и расслабления. Проводится в положении сидя, комментируется психологом.

        Сядьте удобно: руки  свободно положите  на колени (ладонями вверх), плечи и  голова опущены, глаза закрыты. Мысленно  представьте себе, что у вас  в правой руке лежит  лимон.  Начинайте медленно его  сжимать  до тех пор, пока не почувствуйте, что «выжали» весь  сок. Расслабьтесь. Запомните свои  ощущения. Теперь представьте себе, что  лимон находится  в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои  ощущения. Затем  выполняем  упражнение двумя  руками. Расслабьтесь. Насладитесь  состоянием покоя.  

Упражнение 5 «Расскажи  о своем  состоянии» (см.занятие 1).

Занятие 7.

Упражнение 1 «Поза  Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение 2 «Ладони» (см.занятие 1).

Упражнение 3  «Волшебный магазин». Проводится с целью  формирования  навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Помогает  участникам расширить  знания друг о друге через раскрытие  качеств каждого  участника.

        Ведущий предлагает  поиграть  в магазин. Товары,  которые  принимает  продавец - это  человеческие качества: доброта, глупость, открытость и т.п.

        Участники записывают  на карточку  черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем  предлагается  совершить торг, в котором каждый  из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает  для эффективной жизни красноречия, и он  может  предложить за него какую-то  часть своего спокойствия и уравновешенности.

Упражнение 4 «Сосулька». Проводится с целью тренировки управления  состоянием мышечного напряжения и расслабления. Выполняется  в положении лежа, руки вытянуты вверх. Комментируется психологом.

        Представьте, что вы - сосулька. Напрягите  все  мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Теперь   представьте, что пригрело весеннее солнышко и под действием его тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения   в состояние расслабления. Повторим упражнение еще раз. Наша задача - достичь оптимального эмоционального состояния. Обратите  внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти  ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Упражнение 5 Расскажите о своем  состоянии (см. занятие 1).

Занятие 8.

Упражнение 1 «Поза  Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение 2 «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 «Зато...». Проводится с целью  снижения  уровня фрустрации или стресса, поиска возможных путей его  разрешения. 

        Каждому из участников  предлагается  вкратце описать  на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную  стрессовую конфликтную ситуацию, неразрешенную в данный момент  или  запомнившуюся  как трудноразрешимую. При  прочтении сохраняется  анонимность. Прослушав каждую  из ситуаций, участники должны привести как можно больше  доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а  простая, смешная или даже выгодная  с помощью связок  типа: «зато...», «могло  быть и хуже!», «не очень то и хотелось, потому что...», или  «здорово, ведь теперь...».

        После этого, как  зачитаны все ситуации и высказаны все возможные  варианты отношения   к ним, ведущий предлагает обсудить  результаты игры и ту реальную  помощь, которую  получил каждый из участников.

Упражнение 4 «Семь свечей». Техника  релаксации, сочетающая  концентрацию  на воображаемом объекте и дыхательное упражнение). Выполняется  в положение сидя (стулья расставлены кругом). Звучит  тихая  спокойная инструментальная  музыка. Комментируется психологом.

        Сядьте  удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на  расстоянии  примерно  метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально  глубокий вдох. А теперь  вообразите,  что  вам  нужно  задуть  одну из этих  свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью  выдохнув воздух.

        Пламя  начинает  дрожать, свеча гаснет... Вы вновь  делаете медленный глубокий вдох, а потом  задуваете следующую  свечу. И так семь...

        По окончанию  следует  обсудить   с участниками, как менялось   их состояние  по мере выполнения  этого упражнения. Где в реальных жизненных ситуациях  может быть владение  такой техникой.

Упражнение 5   «Расскажи о своем состоянии» (см. занятие 1).

Занятие 9.

Упражнение 1 «Поза  Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение 2  «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 «В чем  мне повезло в этой жизни»? Проводится  с целью повышения  уровня жизненного оптимизма. Проводится сидя на стульях расставленных кругом.

        Каждому из участников предлагается  рассказать  о том, в чем ему повезло в этой  жизни, обосновав, свое утверждение. После  упражнения  проводится короткий  обмен  впечатлениями.

Упражнение 4 «Абажур». Выполняется с целью  тренировки приема для быстрого снятия стресса или может быть использовано для экспресс - регуляции своего эмоционального состояния. Выполняется в положении сидя (стулья расставлены кругом), комментируется психологом.

        Сядьте  удобно,  расслабьтесь, закройте  глаза. Представьте, что  у вас   внутри, на уровне  груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз - вам тепло, спокойно  и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой  вверх... Резкий свет   бьет  в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно. Вообразите себе такую ситуацию. Но  в наших  силах  ее исправить. Представьте себе, как  абажур  медленно и плавно, поворачивается вниз, принимая нормальное  положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится  тепло, уютно и комфортно...

        Упражнение заканчивается  обсуждением, насколько детально удалось представить  себе  описываемую ситуацию? Как менялось состояние  участников по мере  того, как они  мысленно поворачивали  абажур? Где и когда в реальной  жизни  можно  использовать  такой  прием саморегуляции.

Упражнение 5 «Расскажи о своем состоянии» (см. занятие 1).             

Занятие 10.

Упражнение 1  «Поза  Наполеона» (см. занятие 1).

Упражнение 2 «Ладони» (см. занятие 1).

Упражнение 3 «Рассмотри  предмет». Ведущий  заранее  раскладывает  на столе  разнообразные вещи и предметы (подойдут любые предметы домашнего обихода, канцтовары, муляжи овощей и фруктов, посуда, аксессуары и т.п.).         Каждый из участников выбирает из предметов тот, который  заинтересовал своим внешним видом и берет его в руки. Ведущий предлагает удобно сесть, расслабиться и, просто внимательно посмотреть на тот предмет, который они выбрали,  сконцентрироваться на  нем, все остальное  отодвинуть на задний план («Чем  вас  заинтересовал этот  предмет? Рассмотрите, каковы его цвет и форма?...Каков  он на  ощупь?... Осмотрите  его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на  несколько  минут  на этом  предмете, заметьте такие  его особенности, которые не видны на первый взгляд...»).  Участникам дается некоторое время на концентрацию внимания. Затем каждый демонстрирует свой предмет и высказывается о вновь обретенных впечатлениях.

        Подведение  итогов  упражнения комментируется психологом:

 -  Вот  видите, как много интересного можно обнаружить  даже  в самой простой вещи, если  на  неё внимательно посмотреть! Мы куда-то  бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли  глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя  спокойно, уверенно - остановите на минуту свою суету,   откройте пошире глаза и просто внимательно  рассмотрите то, что находится  вокруг и вы, наверняка, увидите  много интересного и необычного...  

Упражнение 4 «Воздушный шарик» (дыхательное  упражнение  с элементами   медитации). Проводится  с целью  тренировки контроля над собой в ситуации сильного раздражения или испуга. Производится в положение сидя, комментируется психологом.        

         Сядьте удобно, закройте глаза, дыхание спокойное и ровное. Представьте  себе, что  у вас в животе воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуйте,  как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша, сосчитаете про себя  до пяти, после чего  медленно и спокойно выдыхайте. Шарик  сдувается... А потом - надувается  вновь... Сделайте так пять - шесть раз. Теперь медленно откройте глаза и спокойно посидите 1-2 минуты.

Упражнение 5 «Чемодан в дорогу». Проводится с целью подведения итогов цикла занятий.

        Комментируется психологом.

Мы завершаем   нашу работу. Сейчас каждый из вас  по очереди будет ставить  перед собой  стул (ведущий ставит стул в центр круга). Каждый  из участников  будет  подходить  к вам,  садиться  на стул и  называть  одно качество, которое  на  их взгляд  помогает  вам и одно, которое  мешает. При  этом надо помнить, что   называть   следует  те качества, которые проявились в ходе работы  и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник  берет стул и ставит напротив себя.

Список использованной  литературы.

Ананьев В.А. Практикум  по психологии здоровья: методическое пособие по первичной  специфической и неспецифической профилактике - СПБ, 2007.

Грачева В.Н. Телесно - ориентированный тренинг- СПБ: Речь,2007

Киселева М.В. Арт - терапия в практической психологии и социальной работе СПб: Речь, 2007.

Селевко Г.К., Болдина В.И., Управляй собой М: Народное образование,1999.

Левина О.Г.

Шевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста

                            СПб: Речь, 2007.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения....

Научно-методический семинар с элементами тренинга для педагогов.

Научно-методический семинар с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины" для педагогов общеобразовательных учреждений.  Семинар разработан на основе книги Кривцовой С.В. "Тренинг: учител...

Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».

Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...

Занятие с элементами тренинга «Психология общения» с педагогами

Расширение представлений об искусстве обшения...