Адаптация первоклассников
консультация по психологии на тему

Юдина Анна Александровна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklasnikov.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основные причины школьной дезадаптации

  • Несформированность «внутренней позиции школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении

с взрослыми на новом уровне.

  • Слабое развитие произвольности   - умение подчинять свои действия  правилу, умение внимательно слушать и точно выполнять задания, выполнение заданий по зрительному образцу.
  • Недостаточное развитие у ребёнка учебной  мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
  • Трудности в общении с учителем и другими взрослыми.
  • Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми.
  • Специфическое отношение к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и результатам (заниженная или завышенная самооценка).
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития (гиперактивные, леворукие  дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
  • Конфликты в семье между супругами – ребёнок растёт неуверенным, нервным, тревожным, что отрицательно влияет на учебную деятельность, провоцирует школьную тревожность.

Способы преодоления психологических трудностей адаптации первоклассника:

  • Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому  школьному дню.
  • Обязательное  знакомство с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению.
  • Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самодостаточности.

Уважаемые родители!

Поступление в школу – одни из важнейших периодов в жизни детей. Для первоклассника первый год обучения приводит к эмоциональной стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка.

Успешность периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития.

Первый год в школе – сложный период.

Родительское влияние самое сильное и самое действенное. Иногда родители могут спровоцировать школьный стресс, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологических особенностей ребёнка. Главное! Ребёнок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Успехов и терпения  вам, уважаемые родители!

Правила для родителей

Правило 1

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и в какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности погулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом или музыкой кажутся вам необходимой частью воспитание вашего ребёнка, начните водить его туда со второго класса.

Правило 2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут прервитесь и обязательно дайте ребёнку физическую разрядку.  Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более 1 часа в день – так считают врачи-офтальмологи и неврологи во всех странах мира.

Правило 4

 В течение первого года учёбы ваш ребёнок больше всего нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то нет. Именно в это время у ребёнка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.

Советы психолога

  • Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
  • Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми людьми.
  • Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
  • Всегда говорите ребёнку правду, даже если это вам невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
  • Не добивайтесь успеха силой.
  • Всегда выполняйте обещания, данные ребёнку.
  • Признавайте право ребёнка на ошибки.
  • Помните: ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • Иногда пробуйте поставить себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам адаптации первоклассников

материал  полезен для начинающих заместителей  по УВР...

Проблемы адаптации первоклассников

Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...