Программа факультативных занятий для учащихся 5-х классов "Моя социализация"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

курс занятий для учащихся 5-х классов, направленный на успешную социализацию в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sotsializatsiya_5_kl.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Согласовано:

На методическом совете

Протокол №_____

от «____» ___________20___г.

Утверждаю:                              

Директор                

МБОУ «СОШ №11»

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная программа

«Моя социализация»

Для детей с 10 лет.

Нормативный срок освоения-1 год

                                                                    Составитель программы: Качинскайте К.С.                  

                                                                 Педагог-психолог

                                                   

г.Балахна

2018г.

Пояснительная записка

Актуальность:  Основной задачей подросткового возраста становится необходимость развития у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры, социализация. Главное для успешной социализации учащихся 5- х классов - создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.     Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей.  Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников.

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования и роли.  В связи с этим был разработан курс факультативных занятий по психологии для учащихся пятых классов «Моя социализация».                            

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья подростков  через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, Формирование у обучающихся  положительного отношения к обучению в средней школе, развития коммуникативных навыков, повышение самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.  

Основные задачи:

1.Познакомить с психологической информацией о личности.

2.Развивать навыки успешной  самопрезентации,  коммуникации и сотрудничества.                                                                                                                  3. Развитие собственного чувства достоинства и умение уважать достоинства других.

 4.Повышать  представления о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.                                                  5.Развивать умение проявлять инициативу, брать ответственность, развитие лидерских качеств.                                                                                         6.Способствовать формированию групповой сплоченности, места/роли каждого в группе.                                                                                                               7. Обучить  способам снятия напряжения.  

8.Формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации,  навыков уверенного    отказа,                                                               безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).

9. Развитие способности к самоанализу.

10. Развитие социальной восприимчивости.

Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно, как избежать конфликтов,  справляться с домашними заданиями, самосовершенствоваться и развиваться. Ответы на эти вопросы можно получить, изучив курс занятий факультатива по психологии «Моя социализация.

Планируемы результаты деятельности:

  1. Смягчение прохождения возрастного кризиса, когда формируются качественно новые и закрепляются сформированные ранее индивидуальные особенности ребенка.
  2. Формирование умения и навыков, способствующих успешной адаптации к условиям средней школы, подростковой субкультуре, связанной с налаживанием новой системы межличностных отношений.
  3. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика».
  4. Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.
  5. Повышение уверенности в себе.
  6. Повышение самооценки учащихся.
  7. Осознание значения дружбы в жизни людей.
  8. Формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению.
  9. Формирование навыков распознавания типов проблемных ситуаций и адекватного их решения.
  10. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  11. Развитие ряда социально-психологических качеств и умений личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры (умение слушать, умение вступать в обсуждение, умение работать в паре, умение отстаивать свои интересы мирным путем, умение осознавать собственные предпочтения, умение доводить работу до конца).

 Форма обучения: групповая, индивидуальная, творческая работа, самостоятельная работа.

Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: дети с 10 лет

Срок реализации программы: 1 год (1 час в неделю).  Всего 34 часа.

Учебно - тематический план занятий:

п/п

Темы занятий

Всего часов

Количество часов

          Практика

     Теория

34

22

12

Что я знаю о себе.

   5

            1

              4

1

Вводное занятие

1

1

2

Мой внутренний мир

1

1

3

Мои возрастные особенности

1

1

4

Я –реальное,, я-идеальное

1

1

5

Мой характер

1

1

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. 

2

 

2

0

6

Мой выбор

1

1

7

Мы за ЗОЖ

1

1

Общение

9

7

2

8

Уверенное, неуверенное и грубое поведение

1

1

9

Невербальные формы поведения

1

1

10

Застенчивость и неуверенность в себе.

1

1

11

Я, мои успехи и неудачи.

1

1

12

Барьеры общения.

1

1

13

Конфликты.

1

1

14

Нужна ли агрессия.

1

1

15

Общение и уважение.

1

1

16

Как сдерживать негативные эмоции и чувства

1

1

Что я знаю о себе?

2

1

1

17

Моя жизненная роль.

1

1

18

Мои сильные стороны. Как достичь цели.

1

1

Подросток и окружающий мир

3

1

2

1119

Я – личность.

1

            1

20

Эмоции и чувства.

1

1

21

 Темперамент

1

1

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. 

2

1

1

22

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье.

1

1

23

Учимся говорить «нет»

1

1

Стресс, конфликты и агрессия.

5

5

0

24

Как избежать конфликтов.

1

1

25

Взаимопонимание и взаимопомощь

1

1

26

Обида. Злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией.

1

1

27

Как справиться  с плохим настроением

1

1

28

Стресс. Как с ним справиться?

1

1

Общение

6

4

2

29

Дружба и уважение

1

1

30

Техники активного слушания

1

1

31

Правила честного спора

1

1

32

Азбука делового общения

1

1

33

Как стать лидером

1

1

34

Обобщение полученного опыта общения. Рефлексия

1

1

Итого часов

34

22

12

Содержание программы

В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:

1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

2.       Объявление ведущим темы занятийМожет сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.

3.       Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий. В первоначальный замысел могут вноситься изменения, прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.

  1. Завершение занятия и подведение итоговПредполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.

Тема 1. 1 Вводное занятие (1 час, практика)

Разминка «Друг к дружке», игра «Мое представление о себе, Упражнения: «Теремок», «Пожелания друга» обсуждение вопросов.

Тема 2 «Мой внутренний мир» (1 час, теория)

Тестирование  Анкета «Оцени свои знания о себе» Упражнение «Знакомство с самим собой» Релаксация «Вальс цветов».

Тема 3 Мои возрастные особенности (1 час, теория)

Теория  «Возрастные особенности младших школьников».

Тема 4 Я –реальное, Я-идеальное (1 час, теория)

Проективный рисунок Упражнения «зеркало» , «Яфизическое» Рисование на тему «Яреальный, Я-идеальный»

Тема 5 «Мой характер»(1 час, теория)

Теория «Характер человека», упражнения: «Какой я человек?», «Какие мы?».

Тема 6 «Мой выбор»(1 час, практика)

Ассоциативный рисунок «Мои вредные привычки», игра «Умение сказать «Нет».

Тема 7 «Мы за ЗОЖ»» (1 час, практика)

Игра, посвященная здоровому образу жизни.

Тема 8 «Уверенное, неуверенное и грубое поведение» ( 1 час, практика)

«Неуверенные и грубые ответы» «правила поведения на занятии», обсуждение.

Тема 9 «Невербальные формы поведения» (1 час, практика)

Упражнения: «Футболка с надписью», «Сила слова», «Зеркало».

Тема 10 «Застенчивость и неуверенность в себе» (1 час, практика)

Игра «Лучшее во мне», рисунок «мой внутренний мир»

Тема 11 «Я, мои успехи и неудачи»(1 час, теория)

Изучение понятий личность, индивид, индивидуальность. Составление  программы саморазвития.

Тема 12 «Барьеры общения» (1 час, практика)

Игра « Интервью», Составление памятки «Позитивное общение – это…».

Тема 13 «Конфликты» (1 час, практика)

Игра «Способы решения конфликтов», составление списка методов решения конфликтов.

Тема 14 «Нужна ли агрессия?»(1 час, теория)

Изучение понятия агрессия, видов агрессии. Освоение методов релаксации и  приемов аутотренинга.

Тема 15 «Общение и уважение» (1 час, практика)

Игра «Комплимент», мини-сочинение на тему «Что такое уважение?», обсуждение.

Тема 16 «Как сдерживать негативные эмоции и чувства» (1 час, практика)

Упражнения: «утболка с надписью», «5 ситуаций», «Аукцион», «Вверх по радуге», «Представь что ты чувствуешь, когда…».

Тема 17 «Моя жизненная роль».

(1 час, практика)

Упражнения: «Круг моих связей и отношений с окружающими» ,«Что в имени тебе моем?»,«Комплимент» , «Я в различных жизненных ролях» ,Ситуация- проба «Разберитесь в людях» Рис. «Метафорический портрет».

Тема 18 «Мои сильные стороны. Как достичь цели» (1 час, теория)

Лекция на тему «Что такое цель, мотив, мотивация». Составление программы саморазвития.

Тема 19 «Я – личность» (1 час, практика)

Игра «Зеркало», Определение «Личность», Упр. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,Ситуация-проба «Какие качества важней».

Тема 20 «Эмоции и чувства» (1 час, теория)

Изучение эмоциональных состояний людей и способов их выражения.

Тема 21 «Темперамент» (1 час, теория)

Изучение типов темперамента, тестирование.

Тема 22 «Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье» (1 час, практика)

Сочинение на тему «Что такое жизненные ценности, правильные привычки», обсуждение.

Тема 23  Учимся говорить «нет» (1 час, теория)

Лекция на тему «Почему важно иметь свое мнение», обсуждение.

Тема 24 «Как избежать конфликтов» (1 час, практика)

Игра «Конфликтные ситуации», обсуждение

Тема 25 «Взаимопонимание и взаимопомощь» (1 час, практика)

Этическая беседа: изложение просьбы вежливым тоном.

Игра. «Тайный друг»

Тема 26 «Обида, злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией» (1 час, практика)

Игра «Угадай эмоцию», составление списка способов снятие негативного настроя. Обсуждение

Тема 27 «Как справиться  с плохим настроением» (1 час, практика)

Мини-сочинение «Мой лучший день».

Тема 28 «Стресс. Как с ним справиться?» (1 час, практика)

Тест «Как я справляюсь со стрессом», обсуждение

Тема 29 «Дружба и уважение» (1 час, практика)

Упражнение «Незаконченные предложения», упражнение «объявление ищу друга».

Тема 30 «Техники активного слушания» (1 час, теория)

Изучение техники активного слушания, тест «Умеете ли вы слушать других» обсуждение

Тема 31 «Правила честного спора» (1 час, практика)

Составление памятки «Правила честного спора», обсуждение

Упражнение «Встреча на узком мостике», тест.

Тема 32 «Азбука делового общения» (1 час, практика)

Игра «переговоры», составление памятки «правила делового общения», обсуждение.

Тема 33 «Как стать лидером» (1 час, практика)

Изучение понятия лидер, лидерские качества. Составление плана развития личности.

Тема 34 «Обобщение полученного опыта общения. Рефлексия»(1 час, теория)

Повторение, закрепление полученных знаний, обратная связь, анкетирование.

Методическое обеспечение

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги;                                                                                                       – интерактивные методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры;                                                                                                                                          – самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы;

- раздаточный материал с теоретическими понятиями курса;

-бланки методик для диагностики личностных особенностей.

Техническое обеспечение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Список литературы:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной –СПб.: Питер, 2009.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Селевко Г.К., И.Н. Закатова, О.Г. Левина. Познай себя. - Москва, «Народное образование», 2009.
  5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4 томах. – М.: Генезис, 1998.
  8. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998.
  9. Хухлаева О.В., Кириллина Т.Ю., Федорова О.В., Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
  11. Шурт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов

Программа факультативных занятий "За здоровый образ жизни". Рекомендовано для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»....

Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса

Тематическое планирование факультативного занятия  по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и эк...

Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3  классов...

Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 кл

Рабочая программа факультативных занятий  для учащихся  6-7 классов, 35 учебных занятий, 1 час в неделю....