Программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов
методическая разработка (9 класс) на тему

Программа факультативных занятий "За здоровый образ жизни". Рекомендовано для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_k_fakultativu.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

 казенное  образовательное учреждение Омской области

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 6 VIII вида»

                                                                       

Программа факультативных занятий

для учащихся 9-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида»

 «За здоровый образ жизни»

                                                                       Программа составлена          

                                                              Палицыной С.Ф.,

                                                 учителем

Омск – 2012

«Хорошее здоровье,           ощущение полноты,                                                  неистощимости физических сил – важный источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».

                  В.А. Сухомлинский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Эти хорошо известные слова В.А.Сухомлинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наши дни.

         Проблема воспитания здорового поколения приобретает в наше время огромное значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что  длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.

   Человек – бесценное, уникальное явление во Вселенной. Не случайно в третьем тысячелетии на первом плане главным условием жизнеспособности любой страны выступает человеческий фактор. Обстановка общего кризиса, социально-политических отношений, рост наркомании и алкоголизма, резкое ухудшение здоровья – всё это требует неотложных мер по активному формированию у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни.

  Хорошее здоровье – это образ и стиль жизни, помогающий достичь человеку наивысшего благополучия.

 Очень сложно найти себя в сегодняшнем непостоянном мире молодым людям, чьи взгляды на жизнь только начинают формироваться.

     Курение, алкоголь  и  наркотики создают для нашей молодежи иллюзию «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психического комфорта и благополучия.

         Для любого общества проблема сохранения здоровья  подрастающего поколения является одной из важнейших. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и  природных факторов.

         Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья школьников в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе.

           В  условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа

жизни и решают это  с разных позиций посредством:

- просветительской деятельности;

- изучения особенностей своего организма;

- изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;

- формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

         Идеи формирования здорового образа жизни находят свое отражение

в трудах известных педагогов Колесова Д.В., Скочковой Т.М., Сашковой В.А., Хрипковой А.Г., Зайцевой Г.К.

            Изучение педагогической литературы по проблемам формирования здорового образа жизни показало, что в работах не учитываются психологические аспекты данной проблемы для детей коррекционных школ YIII вида,  поэтому возникла необходимость в разработке программы  факультативных занятий

для учащихся 9-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

 «За здоровый образ жизни».

        Актуальность данной проблемы возрастает в связи с низким уровнем мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, связанной  с отсутствием межведомственного подхода к  решению проблем, связанных со здоровьем. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов относится состояние здоровья школьников.

            Проблема формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной коррекционной школы должны научиться осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья и помнить, что только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров.

          Необходимость ведения факультатива «За здоровый образ жизни» обусловлена несовершенством законодательных, нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста.                Специфика факультатива направлена на устранение вредных воздействий, определяющих направление усилий по сохранению и укреплению здоровья.

         Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами,

как биология и ОБЖ.

 Курс рекомендован учащимся 9-х классов. Программа рассчитана на обучение в один год в коррекционной школе VIII вида.

    Предложенный курс поможет создать такие условия, в которых каждому ученику будет предоставлена возможность:

- поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих;

- постепенного накопления опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни;

- формирования представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

- обеспечение необходимой информации для формирования знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

    Учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы детей, нужно учитывать особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми необходимого материала.

   Программа факультатива позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровом образе жизни, познакомить с причинами, нарушающими здоровье, критически относиться к употреблению табака, наркотиков и алкоголя.

Цель программы: формирование у учащихся знаний о правильном образе жизни.

Задачи программы:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
  2. Воспитывать потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.
  3. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.

      Учащиеся должны знать:

- что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;

- последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

- влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;

- полезные для здоровья занятия;

- формы отказа от приобщения к вредным привычкам;

- привычки, укрепляющие здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять необходимость знаний о здоровье;

- сопоставлять понятия «здоровье» и «болезнь»;

- укреплять свое собственное здоровье;

- вести борьбу с вредными привычками;

- критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;

- отказать в ситуации давления.

       При реализации программы возможно использование следующих форм и методов работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

       Занятия проводятся в виде практикумов, бесед, лекций, работы в группах.

      Программа состоит из 2-х разделов:

1.  Здоровье – главная ценность человека.

2.  Вредные привычки.

 Содержание программы

Раздел

Кол-во

часов

Изучаемое

содержание

Формируемые

понятия

Формируемые умения

Здоровье - главная

ценность

жизни





























Вредные

привычки







9
































25






Здоровье и здоровый

образ жизни.

Больной и здоровый организм.

Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья.

Экологическая среда и ее влияние на здоровье человека.




Привычка.

Привычка и здоровье.

 Полезные для здоровья привычки.



Современные методы оздоровления.

Эмоциональное, чувственное

состояние и здоровье.


Привычки. Вредные          привычки. Влияние привычек на здоровье. Вредные привычки – помощники болезни.

 

Курение. Влияние курения

на организм человека.

Пассивное курение. Здоровый выбор. Реклама и антиреклама табака.

  Алкоголь. Влияние алкоголя на организм. Реклама и антиреклама алкоголя. Алкоголь и работоспособность.

Алкоголь и сердечно – сосудистая система. Алкоголь и система пищеварения. Трезвый образ жизни. Антиалкогольная программа. Алкогольное отравление. Первая помощь при остром алкогольном отравлении. Несовместимость алкоголя и семьи.

Алкоголь и будущее потомство.

Наркотики и токсические вещества. Наркотики и их последствия для здоровья.

Жизненные ценности. Наркотики и токсические вещества – злейшие враги человеческих ценностей.

Личность. Качества личности, помогающие воздержаться от употребления наркотических веществ.

Уверенность. Я – уверенный человек.


Давление. На тебя оказывается давление. Как сказать «нет». Сопротивление давлению.

Здоровье.

Здоровый и больной организм.

Здоровый образ жизни.





Экология.

Экологическая среда.





Привычка.







Оздоровление.








Привычки.

Вредные привычки.






Табакокурение.

Реклама.

Антиреклама.






Алкоголь.

Трезвый образ жизни.























Наркотики.

Токсичные вещества.











Личность.







Уверенность.



Давление.
















Выполнять практические приемы, направленные

на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.



Экономно и бережно относиться к водным ресурсам. Не допускать загрязнения окружающей среды.


Анализировать свои привычки. Знать привычки, укрепляющие здоровье.



Знать и выполнять

современные методы оздоровления.

Владеть своим эмоциональным состоянием в любой ситуации.










Критически относиться к употреблению табака.  Делать здоровый выбор

в ситуации пассивного курения.


Составлять свою антиалкогольную программу. Делать здоровый выбор и самостоятельно принимать ответственные решения.









































Сопротивляться давлению. Отказаться в ситуации давления.

Учебно-тематический план


 п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Форма контроля

1



2



3





4



5




6



7



8



9





10



11



12



13





14




15



16




17


18




19



20






21





22




23


24




25






26







27






28







29



30




31




32




33




34

Введение. Здоровье и здоровый образ жизни.


Больной и здоровый организм.


Здоровый образ жизни -

путь достижения к высокому уровню здоровья.


Вкусы и здоровые увлечения.


Экологическая среда и ее влияние на здоровье человека.


Привычка и здоровье.



Полезные для здоровья привычки.


Современные методы оздоровления.


Эмоциональное,


 чувственное состояние и здоровье.


Вредные привычки.



Влияние привычек на организм..


Курение.



Влияние курения на организм.




Пассивное курение.




Реклама и антиреклама табака.


Алкоголь и его влияние

на организм.



Трезвый образ жизни.


Первая помощь при остром алкогольном отравлении.


Алкоголь и будущее потомство.


Алкоголь и семья – полная несовместимость.




Антиалкогольная программа.




Наркотики.




Токсические вещества.


Наркотики и их

последствия для здоровья.


Как уберечься от наркотиков.





Антинаркотическая

программа.






Я – личность.






Качества личности, помогающие воздержаться от употребления наркотических веществ.



Уверенность.



Я – уверенный человек.




Давление.




На тебя оказывается давление.



Сопротивление давлению.



Итоговый урок «Вредным привычкам – нет!»

1



1



1





1



1




1



1



1



1





1



1



1



1





1




1



1




1


1




1



1






1





1




1






1







1






1






1







1



1




1




1




1





1

Беседа



Практикум



Комбинированный



Комбинированный


Комбинированный



Практикум




Практикум



Практикум



Беседа



Комбинированный





Комбинированный



Комбинированный



Практикум



Комбинированный





Комбинированный




Практикум



Практикум




Практикум


Комбинированный




Беседа



Беседа






Беседа





Беседа




Комбинированный


Практикум




Беседа.







Практикум






Комбинированный






Практикум







Практикум



Комбинированный




Практикум




Практикум




Беседа





Комбинированный

Тест



Тест



Тест



Тест


Тест



Тест




Тест



Контрольная

работа


Тест



Тест





Тест



Контрольная

работа


Тест



Тест





Тест




Тест



Тест




Тест


Тест




Тест



Тест






Тест





Тест




Тест


Тест




Тест.







Тест






Тест






Тест







Тест



Тест




Тест




Тест




Тест

Итого:

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка (Текст): экспресс -  контроль в школе и дома/ В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 205.-176с.
  2.   Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
  3.  Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
  4.  Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
  5. Колесов  Д.В. Биология. Человек (Текст)/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.-М.: Дрофа, 2000.
  6. Лютова  Е.К. Шпаргалка для взрослых (Текст) /  психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000.
  7. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
  8.  Муратова  И.Д. Антиалкогольное воспитание в школе (Текст)/ И.Д. Муратова  П.И. Сидоров. - Архангельск: Лира, 2001.-198с.
  9.  Сафаров  М.Г. Экология жилища (Текст)/ М.Г. Сафаров, В.Т. Сафарова// Биология в школе.-2006.-№5.
  10.  Смирнов  Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе (Текст)/ Н.К. Смирнов М.: АРКТИ, 2005. -320с. (Методическая библиотека).
  11.  Суравегина  И.Т. Здоровье и окружающая среда (Текст)/  И.Т. Суравегина , Б.Г. Величуковский. - М., 2002.
  12.   Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. – 224 с.
  13.  Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
  14.  Фриш И.  К. Из жизни пчел (Текст)/ К. Фриш.-М.: Мир, 2001.
  15. Элективные курсы «Биология» 2 (Текст).-М.: Дрофа, 2006.
  16.  Янковский, Н.К. Гены и здоровье (Текст)/ Н.К. Янковский, С.А. Боринская // Биология в школе.-2001.-№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...

Учебно-методическая разработка курса факультативных занятий для учащихся 5-7 классов "Художественная отделка швейных изделий". Специальная (коррекционная школа) VIII вид

Учебно-методическая разработка курса факультативных занятий для учащихся 5-7 классов "Художественная отделка швейных изделий"...

Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...

Программа факультативных занятий для учащихся 5-х классов "Моя социализация"

курс занятий для учащихся 5-х классов, направленный на успешную социализацию в обществе....

Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 кл

Рабочая программа факультативных занятий  для учащихся  6-7 классов, 35 учебных занятий, 1 час в неделю....