Коррекционная ритмика для детей с ОВЗ
материал по психологии на тему

Берлянчик Оксана Сергеевна

Коррекционная ритмика необходима для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением зрения.

Это своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.

Это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_ritmika_dlya_detey_s_ovz.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально - ритмические занятия (коррекционная ритмика) для детей с ОВЗ

Направленность.

С рождения ребенок испытывает потребность в общении. С возрастом эта потребность увеличивается. Во взаимодействии ребенком усваиваются нормы и правила поведения, умение общаться, добиваться того, что хочется и учитывать желания других людей. Во время игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает действия игры, увеличивается словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.

Актуальность.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием. Развитие общения у детей, имеющих отклонения, качественно отличается от развития его в норме. Часто «особенным» детям трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с родными. Навыки взаимодействия и общения у «особых» детей могут сформироваться в результате специальной работы.  Групповое занятия создает положительный фон, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает настроиться на общение.

Группа часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. В одной группе могут оказаться дети с разными проблемами, так как даже у самого «сложного», «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют почувствовать себя успешным.

Коррекционная ритмика необходима для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением зрения.

Это своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.

Это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Цель: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.

Задачи:

 Оздоровительные: укрепление костно - мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.

Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно- творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.

Развивающие: создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Необходимость проведения специальных занятий (коррекционной ритмики) для дошкольников с нарушениями интеллекта обусловлена спецификой развития данной категории детей: недостаточность сенсомоторной координации

замедление приема и переработки сенсорной информации

импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная истощаемость

нарушения произвольности поведения

отставание в физическом развитии

нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений, недостаточность двигательных качеств

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

коррекция психических функций (внимания (переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения, восприятия (слухового, пространственного, зрительного)

коррекция эмоционально-волевой сферы (умение передавать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения), формирование адекватного группового поведения

коррекция моторной сферы (развитие пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодоление глобальных синкинезий)

развитие согласованности движений и речи

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

1 раздел Упражнения на ориентировку в пространстве.

2 раздел Ритмико-гимнастические упражнения.

3 раздел Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

4 раздел Игры под музыку.

5 раздел Танцевальные упражнения.

Занятие

(повторяется, пока дети самостоятельно не смогут выполнять движения)

Занятие 1

Задача: разучиваем движения под счет (3 упражнения).

Занятие 2

Под музыку отрабатываем.

Занятие 3

Отрабатываем выполнение движений под стихотворение.

Занятие 4

Движения под музыку и со стихотворением.

Занятие 5

Увеличиваем количество упражнений и отрабатываем под счет, под музыку.

Занятие 6

Новые и знакомые упражнения отрабатываем под музыку и со стихотворением.

Занятие 7

Закрепляем все выученные упражнения.

Приложение.

Встали в круг. Будем ходить. (движения под музыку - медленная музыка - ходим, быстрее – бегаем. Идем на носочках, руки на пояс). Руки на поясе и показываем стороны право-лево, верх- низ.

Игра «Вода, земля, огонь, воздух»

Логоритмика Железновой.

Пальчиковая гимнастика.  

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев  и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического  напряжения.

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,

Поиграем мы немножко,

Да похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Чтобы пальчики согреть – надо ручки растереть!

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

Игра «Веселый шнурок».

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Песенка «Топ-топ».

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

         Посмотрите на картинки. Что это?  (муз. инструменты).

Возьмите инструменты. Встаньте. Игра «Дождик и дятел».

Игры под музыку.

Игра с мячиками «Ручеек»:  развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности; развитие двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

«Лови-Лови»

Мячик сделан из резины.

Об пол бью его рукой_

Он взлетает, как пружина,

Пляшет, точно заводной.

Игра «Цирк».

Танцевальные упражнения.

Танец «Маленьких утят»

Релаксационное упражнение.

 «Медведь»

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит

И находит в дуплах мед.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

 А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Музыка «Шум леса», дети лежат на ковриках.

Встали, попрощались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример проведения урока ритмики для детей 5-6 лет для педагогов дополнительного образования детей.

В данном материале можно ознакомиться с планом проведения урока хореографии для детей 5-6 лет, а так же воспользоваться предоставленным материалом и рекомендациями при создании своего урока. Это темат...

Игры и упражнения, используемые в коррекционной ритмике для детей дошкольного возраста.

Коррекционная ритмика  играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста.Особенно актуальна эта проблема для детей, находящихся в сиротских учреждениях. Особенности в развитии таких детей...

Рабочая программа по коррекционной ритмике 1-4 классы

Рабочая  программа  по  ритмике  в  1-4  классах   составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы  VII- вида дл...

Рабочая программа по коррекционной ритмике. 5 класс

Коррекционная ритмика - это учебный предмет, который включен в учебный план в  общеобразовательных коррекционных школах....

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Открытое занятие по коррекционной ритмике

коррекция психологического речевого нарушения у детей с ЗПР посредством коррекционной ритмики...