презентация о работе педагогов с семьями
материал по психологии на тему

Семенова Екатерина Григорьевна

Технологии взаимодействия педагогов ОУ с  различными категориями семей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_sp_s_semyami_gruppy_riska.ppt691 КБ
Файл tehnologiya_raboty.pptx820.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы . Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения ,

Слайд 3

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный. Профилактический уровень . Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Слайд 4

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Слайд 5

Диагностический уровен ь. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Слайд 6

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них. Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Слайд 7

Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы : наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента); беседа ( равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета (письменный опрос);

Слайд 8

тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик). Широко используются в диагностике: Шкальные методики . Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы; карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;

Слайд 9

проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание); ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений; экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом; анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов; метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях. В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Слайд 10

Реабилитационный уровень . Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: Знакомство, оценка проблемы; Планирование работы; Выполнение намеченных действий; Подведение результатов. Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Слайд 11

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом , поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного . На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий :

Слайд 12

Консультирование – процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности. Методы, приемы консультирования: Беседа; Включенное наблюдение; Убеждение;

Слайд 13

Одобрение или осуждение – находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; Прием активного слушания ; Прием парафразирования , проверка правильности высказаний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится – на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение; Использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит); Прием конфротации . Конфротация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий; Метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Слайд 14

Телефонное консультирование . Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения. Этапы телефонного консультирования: приветствие, знакомство; принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.); предложение своей помощи; исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу; выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент; поиск согласия; подведение итогов, совместный план действий; расставание, выражение благодарности за звонок. Метод «письмо-обращение ». Средство обращение через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Слайд 15

Цели письма обращения : сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо – поздравление, поддержка клиента. Социальный патронаж . Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др. Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Слайд 16

Технология патронажа: Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей; Оповещение клиента о времени визита; Представление себя (нагрудный знак, визитка); Обеспечение личной безопасности; Представление и сообщение о цели визита; Время посещения – 20–30 минут; Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Слайд 17

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака. Методы групповой реабилитации : Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами); Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель – повышения уровня информированности клиента); Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Слайд 18

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Одной из базовых технологий социальной педагогики – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций

Слайд 19

Вариант механизма работы с семьями группы риска Этап 1. Работа с микрорайоном Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _____ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количество семей алкоголизм безработица насилие дети с проблемами мигранты, беженцы явные конфликты в семье

Слайд 20

Психологическая готовность выжидание зависимость категорическое неверие модель разрешения проблем методы, направленные на непосредственное решение проблемы: – материальная и вещевая помощь; – трудоустройство; – содействие в организации отдыха и оздоровления детей; метод поиска ресурсов – членам семьи предлагается определить жизненные перспективы семьи после решения проблемы. При этом первоначально не предлагая никакой помощи методика присоединения \ отражения – включает «контракт в тамбуре» (по Шведской технологии) – тесный обмен информацией между семьей (что изменилось – причины, темп) специалистами (формы и виды помощи) Этап 2. Комплексная диагностика семьи Выявление готовности семьи к вмешательству извне Дифференциация семей проводится по степени мотивационной готовности семьи к вмешательству

Слайд 21

Если члены семьи не настроены активно помогать специалистам, то в практике социальной работы определено 5 уровней работы: 1. Низший уровень – просто встреча, общение, проведение времени вместе (например, детей в приюте и их родителей, работников приюта и родителей). Параллельно может проводиться первичная беседа с «неблагополучными» членами семьи, выявление мотивации. 2. Контракт об информации – означает обмен информацией, например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могут рассказать как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия и предложить помощь. 3. Исследование – мы заключаем контракт об исследовании, диагностике семьи, одновременно собирая информацию о ее социальном окружении. Этот уровень более сложный, так как требует внутренней информации о семье, и здесь необходимо согласие родителей, позитивная мотивация на вмешательство специалиста.

Слайд 22

4. Сотрудничество – он подразумевает, что мы должны оказать обоюдную помощь друг другу. При этом четко проговаривается и объясняется, что будет делать специалист, что – родители, что – дети, как ведут себя «проблемные» члены семьи. 5. Семейная терапия – ее тоже можно назвать сотруднической, однако мы не можем здесь действовать обоюдно, так как специалист, оказывая помощь, берет на себя большую ответственность за реализацию рабочего процесса. На данном этапе максимальна деятельность психолога. Психолог анализирует основные компоненты проблемы и результаты диагностики определяются как основа работы смежных специалистов (социального работника, юриста. социального педагога).

Слайд 23

имя клиента Сегодняшняя (актуальная) ситуация имя клиента Сегодняшняя (актуальная) ситуация препятствия ресурсы желаемая ситуация (то же, что и цель) Каково Вам сейчас? Что причинят Вам неудобства? Как вы себя чувствуете? Каково Вам сейчас? Что причинят Вам неудобства? Как вы себя чувствуете? Что мешает изменить ситуацию? (прописываются все помехи) Каких ресурсов Вам не хватает, чтобы изменить ситуацию? Какие ресурсы уже имеются? Какой Вы хотите видеть свою ситуацию после решения проблемы? Модель разрешения проблем может осуществляться по следующей схеме:

Слайд 24

Цель должна быть сформулирована в положительно ключе, следует избегать слов «нет», «нельзя» «прекратить». Желательно употреблять «надо», «будет». 2. Сетевая диагностика включает исследование следующих параметров: 1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления – степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности); – материальное положение (источники доходов – постоянный или временный характер, доход на члена семьи); – социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня); – психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);

Слайд 25

2.2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация – причины, темп, от кого зависит разрешение); Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение). Все вышеуказанные данные фиксируются в: – исторической карте. Историческая карта позволяет найти ресурсы, которые имели важное значение в прошлом. В нее могут включаться подобные вопросы: Что представляла ваша жизнь на предыдущем этапе? Каково было ваше окружение на предыдущем месте работы? Кто был для вас наиболее значим, когда не было проблемы? – географической карте. Географическая карта отражает мобилизационную готовность сети контактов в зависимости от географической дальности.

Слайд 26

наименование института Дальность расстояния контакт не доступен длительная поездка требуется 1 день местный транспорт на расстоянии ходьбы семья родственники друзья работа административные инстанции Пример географической карты :

Слайд 27

- биографической карте. Биографическая карта отражает значимые события жизни. Причем их можно расположить как в хронологическом порядке так и в порядке значимости Я___1 _____2_____3______4____5_____… – карте желаемого. Карта желаемого преследует мотивационную цель. В нее могут быть включены подобные вопросы: Каких перемен я жду от жизни?_________________________________ Могу ли я представить в этом случае свое окружение?_______________ К чему я стремлюсь?___________________________________________ Как я могу достигнуть желаемого?________________________________ Что нового будет в моей жизни?__________________________________ Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:

Слайд 28

ситуация решение Сведения не подтвердились не ставить семью на учет сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки) сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей. Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:

Слайд 29

Реабилитационную работу с семьей можно строить по плану, согласованному специалистом с членами семьи, который разрабатывается периодически (ежемесячно, ежеквартально). Например: Семья: наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации; разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами; установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации; Образование, трудоустройство : – помощь в трудоустройстве, содействие занятости; – налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков. Поведение : – обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков. Здоровье: содействие оздоровлению; помощь в организации лечения; поддержка интереса к здоровому образу жизни.

Слайд 30

Личностное развитие: – развивать положительные качества личности; формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы. Дальнейшие планы: – разработать кратковременный план работы; – выяснять эффективность реабилитационного процесса; – постоянно встречаться с семьей.

Слайд 31

Этап 3. Оценка эффективности работы. Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т. к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты. Критерии выявления эффективности: Соответствие поставленной задаче. Стабильность положительной динамики. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации. В случае высокой мотивации членов семьи, установки на помощь технологию работы с семьей «потенциальной группы риска» необходимо строить по следующим этапам : Организационный: – диагностика – проводится отбор семей, разделение по группам выявленных проблем; – исследование – изучается сложность проблемы, степень необходимости вмешательства специалистов. Проектный: – моделирование карты развития семейных групп (по проблемам), где намечаются основные направления и методы работы с данной группой семей; – разработка индивидуальной программы развития семьи – работа с каждой семьей индивидуально.

Слайд 32

3. Функциональный : – адаптация – работа с семьей в сфере измененных межличностных отношений, социальной ситуации; – кризис – принятие членами семьи нового статуса, переосмысление ценностей; – реабилитационный – помещение ребенка в семейную воспитательную группу. организация терапевтической работы с членами семьи; – постреабилиация – возвращение ребенка из семейной воспитательной группы, регулярный патронаж семьи. 4. Контрольный : – диагностика – проводится качественный анализ результатов проведенной работы, оценивается эффективность; – перспектива – определение направлений и периодичности вторичной профилактики.

Слайд 33

Данная схема предполагает взаимодействие органов социальной защиты, образования, здравоохранения, что позволяет не только повысить эффективность технологии «раннего вмешательства», но также повысить ее профилактический потенциал. Очень важно, работая с семьей, не только определить и исследовать ее внутренние взаимоотношения, но также и систему контактов, окружение семьи.

Слайд 34

Список использованной литературы Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Издательский центр «Академия», 2007 Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов Вуза / под ред. Б.Н. Алмазов. – М.: Академия, 2002 Минияров В.М. психология семейного воспитания. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология работы Социального педагога с семьей

Слайд 2

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. . Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма . Важна способность социального педагога импровизировать профессиональные действия в определенных условиях, причем импровизация во многом опирается на интуицию , и под ней понимают состояние предельного обострения сознания, когда умозаключения делается не с опорой расчеты и логические выводы, а на основе интуитивного усмотрения, бессознательного анализа ситуации. ( Клемантович И. П.) Социально-педагогическая деятельность с семьей

Слайд 3

Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально-педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога, можно выделить следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу (см. схему на с. 131).

Слайд 5

Социально-педагогическая помощь Образовательная Психологическая Посредническая обучение воспитание поддержка коррекция организация координация информирование Деятельность социального педагога с семьей включает три основные составляющие социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую .

Слайд 6

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого: во-первых, необходимо проанализировать проблемы; во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами; в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения .

Слайд 7

Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Обеспечение безопасности ребенка Содействие оптимальному развитию ребенка Устранение последствий насилия или пренебрежения Улучшение внутрисемейных отношений и повышение функциональной способности семьи Индивидуальная помощь родителям УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ изучения СЕМЬИ Хорошо проведенное диагностирование Осознание родителями причиненного ими вреда ребенку Принятие родителями ответственности за дальнейшую судьбу ребенка Детально проработанный план работы с семьей Наличие необходимых специалистов и ресурсов Готовность семьи к сотрудничеству Объективная оценка результатов работы Отслеживание исполнения другими службами (образование, здравоохранения, занятости) своих обязательств

Слайд 9

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями : со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т. д ; со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам; со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей; со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Слайд 10

Образовательное учреждение ЦПМСС «Мир» ЦДиК «РОСТ» КДН,ПДН Управа, Префектура Наркологический диспансер Центр целостного оздоровления «Небо, Человек,Земля » ( Как пример) Взаимодействие социального педагога с различными структурами и организациями в СЗАО Центр социальной и психологической помощи «БЛАГОПОЛУЧИЕ» «Проспект Мира»( проф-ка зависемостей ) Некомерческая организация Благотворительный фонд « Рето Надежда» «Молодежный центр «Здоровье нации»

Слайд 11

А лгоритм изучения семьи Важно изучить: состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т. д.); жилищно-бытовые условия; материальную обеспеченность; воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный); характер взаимоотношений в семье: а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.); б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

Слайд 12

в) позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»); г) отношение ребенка к родителям .

Слайд 13

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе: «Я нужен и любим и люблю вас тоже»; «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»; «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»; «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, то есть признанием такого же права на сущестно ……… его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожлипшп ». встречается менее благоприятная установка, чк > спит i проблемы в развитии личности.

Слайд 14

Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.

Слайд 15

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д.). Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.

Слайд 16

Социальные стресс-факторы Со стороны родителей Со стороны ребенка Безработица, плохое жилье, неполная семья , многодетная семья, скученность, религиозность, социальная изоляция Психические заболевания , алкоголизм обоих, одного , наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности в воспитании , отсутствие любви к ребенку Психическое заболевание , инвалидность , врожденное заболевание, хронические заболевания , трудный ребенок , отклонения в поведении О ценка стресс-факторов в семье (необходимое подчеркнуть или вписать дополнительно)

Слайд 17

I уровень II уровень III уровень (интегральный) 1 2 з Социальное положение родителей: а) профессиональное; б) социально-политическое. Демографический состав семьи: а) состав взрослых; б) состав детей. Материаль­ные факторы. Б. Образовательный уровень . Культурный уровень Семья как фактор воспитания С емья как фактор воспитания Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в таблице: 1 2 3 3. Характер семейных отношений : а) взаимоотношения родителей ; б) родители и дети; в) взаимоотношения детей; г) внесемейные связи Окончание табл.

Слайд 18

На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются: 1.Социальное положение родителей: а) профессиональное положение - рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; б) социально-политическое положение - активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей. Аналитическая деятельность социального педагога в работе с семьей

Слайд 19

2.Демографический состав семьи: а) состав взрослых членов семьи - мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и дру­гие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны; б) состав детей - один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети. 3.Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей - демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей.

Слайд 20

II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются: А. Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ – преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду предметы быта, украшения); преимущественное расходом средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям - адекватное, потребительское, безразличное .

Слайд 21

Б. Образовательный уровень: а) родители равного обра тельного уровня - высшее образование, среднее, среднее специ альное, низкий образовательный уровень; б) родители с различ ным образовательным уровнем - незначительный приоритет от ца, незначительный приоритет матери, большое различие в об разовательных уровнях отца и матери. В. Культурный уровень семьи: а) степень освоения культуры членами семьи - высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности; б) руководство культурным развитием детей - активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

Слайд 22

III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса: а) семья как воспитательная среда - наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); б) участие семьи в формировании мировоззрения детей - влия­ние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей); в) семья как организатор разнообразных видов деятельности детей - учебной, трудовой, общественно-полезной. г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности; д ) педагогическая культура семьи, е) педагогический стиль руководства детьми в семье –авторитарный, демократический. Либеральный, смешение стилей руководства; ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи –позитивное восприятие,нейтральное,негативное,критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

Слайд 23

П рограмма анализа воспитанности детей в семье Нравственные качества и признаки их проявления у ребенка в семье (подчеркнуть характерное). 1.Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей? Всегда исполнителен и послушен. Не всегда послушен и исполнителен. Часто неисполнителен и непослушен. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание. 2.Насколько ребенок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам? книгам? Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в по­рядок книги, личное имущество. Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небережливое п Всегда небережлив. 3. Аккуратен ли дома? Аккуратен всегда и во всем. Аккуратен, но не всегда и не во всем. Часто бывает неряшлив. Постоянно неряшлив. 4.Каково поведение ребенка дома? Всегда хорошее. в Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует. в Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д. 5. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким ? Отзывчивый, заботливый, добрый. Не всегда отзывчивый и заботливый. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм. в Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу заме­чаний. 6.Насколько ребенок трудолюбив? Любит труд, постоянно сам помогает старшим. Не всегда помогает, делает то, что поручают. « Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем. Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.

Слайд 24

Спасибо за внимание!!! Методист СП ППСП ГОУ ОМЦ СЗОУО Семенова Е. Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа Презентация (Школьники) "Вместе дружная Семья!"

Данная презентация создана для школьного конкурса  "Самый классный классный".Заняла призовое место в районном конкурсе слайд-шоу. Была представлена на конкурс "Я - классный руководитель" на данно...

Презентация "Профилактическая работа с детьми и семьями СОП"

Презентация о работе социального педагога с детьми и семьями СОП....

Презентация "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы"

Материал содержит основные принципы работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы....

презентация "Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе"

Что нужно знать о неблагополучных семьях социальному педагогу в школе. Как организовать работу с данной категорией семей. Направления и формы работы с ними....

сообщение к презентации Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе.

Семья – это та атмосфера, в которой происходит социализация ребенка. Именно там формируются и все человеческие качества, там формируется характер. Эффективность работы школы по обучению детей во много...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...