сообщение к презентации Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе.
консультация на тему

Васильева Наталья Олеговна

Семья – это та атмосфера, в которой происходит социализация ребенка. Именно там формируются и все человеческие качества, там формируется характер. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе.

Семья – это та атмосфера, в которой происходит социализация ребенка. Именно там формируются и все человеческие качества, там формируется характер. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Для того чтобы наладить это взаимодействие, нам  важно определить социальный статус семей наших учеников. Этим занимается социально-психологическая служба школы.   Ежегодно, в начале сентября составляется социальный паспорт, куда вносятся данные о каждом ребенке. Это позволяет нам представить общую картину и наметить определенные задачи в своей работе.  И это как раз тот этап работы, на котором мы выявляем семьи «группы риска». А в них могут входить:

 СЛАЙДы - состав семей школы

На следующем этапе из всего разнообразия перечисленных семей нам необходимо выявить неблагополучные. Чтобы начать работу с такими семьями, необходимо знать определение понятия "неблагополучна семья".

СЛАЙД

      Вот такое понятие неблагополучной семьи предлагается нам во многих источниках. Но ля нас, педагогов, это понятие означает, что это

 семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Работа с такими детьми, ведется в нашей школе по  программе, которая существует несколько лет. Называется она «Программа   социально - психологического сопровождения подростков «группы риска» «ШАНС».  

Основной её целью  является педагогическое  сопровождение,  необходимое подростку для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях. И здесь очень важным считается  организация взаимосвязанной деятельности всех специалистов, работающих по данной программе.  

СЛАЙД  (специалисты)

 Классному руководителю отводится важная роль, т.к. он одним из первых начинает взаимодействовать как с ребенком, так и  с его окружением.

Для выявления неблагополучия в семьях    в начале учебного года, в течение сентября классный руководитель наблюдают за детьми на уроках и  во внеурочной деятельности, определяя при этом их принадлежность к той или иной социальной среде.    Дети из неблагополучных семей, конечно же, отличаются внешне. Это и:

СЛАЙД

  • санитарно-гигиеническая запущенность ;
  • утомленный, сонный вид;
  •  склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  •  неумеренный аппетит;
  •  задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  •  чрезмерная потребность в ласке, внимании;
  •  проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  •  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  •  трудности в обучении.

К 15 октября классные руководители  определяют

«группу риска» в своем ученическом коллективе, посещают семью на дому, заполняя акт и составляют социально-педагогические характеристики детей,  в которых фиксируются следующие моменты:

СЛАЙД

1 . Материально-бытовые условия 

2. Эмоционально-нравственный климат 

3. Режим дня ребенка в семье 

4. Методы и приемы воздействия взрослых  членов семьи на детей 

5. Семейный досуг 

6. Уровень педагогической культуры родителей. 

 СЛАЙД (план сопровождения)

Весь состав социально-психологической службы действует по единому маршруту, который выглядит следующим образом:

СЛАЙД (документация)

Документация, которая ведется социально-психологической службой по сопровождению подростков «группы риска» состоит:

СЛАЙД(направления работы)

За время работы мы выработали определенные  направления и формы работы с неблагополучными семьями. Это те формы, которые реально применимы с данной категорией семей  условиях нашей школы.  

СЛАЙД

У каждого педагога в арсенале есть свои незаменимые  приемы работы с детьми. В нашей работе по сопровождению неблагополучных подростков мы выбираем следующие:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

Используя перечисленные формы работы, реализуя различные методы и приемы социально-психологическая служба, конечно же, добивается определенных положительных результатов. Пусть  небольшие, но они у нас есть:

2014-15уч\г

2015-16уч\г

сентябрь

май

сентябрь

май

неблагополучные дети на ВШУ

7

5

5

3

неблагополучные дети на учете ОДН,КДН и ЗП

6

5

5

3

неблагополучные семьи на ВШУ

6

2

2

4

неблагополучные семьи на учете ОДН,КДН и ЗП

4

1

2

2

        

Справка:

  • Всего на учете

дети:   19чел. , ВШУ-16, ОДН- 3,

семьи:  ВШУ - 4, ОДН-2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними. (из опыта работы. Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог).

… семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители, или иные законные представители несовершеннолетних не...

презентация "Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе"

Что нужно знать о неблагополучных семьях социальному педагогу в школе. Как организовать работу с данной категорией семей. Направления и формы работы с ними....

Презентация "Работа с неблагополучными семьями в школе"

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё,...

Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними.

Слайд 1В данной презентации речь пойдет о деятельности педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных  семей и работе с ними. чтобы раскрыть данную тему, я затронула такие пробле...