Рабочая программа педагога-психолога 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Чапарова Ольга Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

РАССМОТРЕНО                                                                СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ                                  на заседании МО                                                       Заместитель директора по ВР                                                       ДиректорМОУ «СОШ № 62»

учителей                                                                                                                                                                             г. Магнитогорска

Протокол № 1                                                            Заостровская И.А._____________                                                               Афонькина Е.И. ______________                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

от  «     »   2018г.                                                                       10.09.2018г.                                                                                                       10.09.2018г.

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Уроки общения»

для учащихся 5 классов

на 2018-2019 учебный год

                     Составитель:

Чапарова О.Н.

педагог-психолог

Магнитогорск 2018 год

Актуальность

Стандарты нового поколения, имеющие свое отражение и в среднем школьном звене, предполагают выпустить в жизнь подростка, способного адаптироваться социально и культурно за пределами школы, адекватно воспринимать изменяющиеся условия жизни, активно применить полученные знания и сформировавшийся опыт в дальнейшем.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.

Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.

        Дети в 5  классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости.  Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него.

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.

Психологу приходится решать непростые задачи: ему необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создавать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказывать помощь подростку в его саморазвитии, помогать педагогам и родителям находить позитивные точки соприкосновения со своими детьми и учениками.

Пояснительная записка.

        Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Уроки общения» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Социальное». Курс занятий «Уроки общения» рассчитан для учащихся 5 классов.  Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу в классе, что составляет 34 часа в год.

Направление данной программы - коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа способствует гармонизации отношений учащихся с окружающей средой. На занятиях они не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке.  В программе  коррекционно-развивающих занятий, разработанной для учащихся коррекционных классов, учтены особенности  их психического и личностного развития, результаты мониторинга за прошлые годы, рекомендации ПМПК. Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в процессе включенности подростка в коррекционную деятельность, в результате создания атмосферы  эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между ребятами и специалистом.

Рабочая программа составлена на основе следующих  нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

- Учебный план МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска от 25.08.2015г. № 120/1

- Положение о разработке рабочих программ учебных предметных курсов, предметов, дисциплин (модулей), элективных курсов. Приказ от 27.08.2014г. № 86.- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г.  №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»

-  Положение о социально-психологической службе  МОУ «СОШ № 62».Приказ№123\1 от 28.08.15

Основные положения программы.

Цель. Помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.

Задачи:

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития учащихся.

2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

3.Формировать позитивную моральную позицию подростка в социуме.

4.Побуждать подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к их обсуждению и анализу.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

8. Развивать умение слушать и слышать своих собеседников.

9. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

10. Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

Общая характеристика курса.В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает четыре основных компонента.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них

Предмет: социально – личностная сфера учащихся

Основное направление программы: социальное

Методы и формы работы: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; просмотр кинофильмов, спектакля;

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика;

- рисуночные методы;

- техники и приёмы саморегуляции;

- элементы сказкотерапии.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.

Методические рекомендации по реализации  программы.

                Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое  сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.

Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:  

- снижение уровня школьной тревожности;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

- повышение уверенности в себе и своих возможностях;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

- преодолевать возникающие в учебе трудности;

- планировать свою деятельность;

- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;

- самостоятельно выполнять данное учителем задание;

- проявлять собственную активность в получение знаний;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

- позитивно относиться  к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир.

- отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- адекватно вести себя в различных ситуациях

- различать и описывать различные эмоциональные состояния

- справляться со страхами, обидами, гневом

- уметь справляться с негативными эмоциями

- стремиться к изучению своих возможностей и способностей.

Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.)
  • самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я- концепции социальной роли ученика и т.д.)
  • смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Регулятивные УУД:

  • учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников
  • учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их
  • прогнозировать последствия своих поступков,
  • определять и формулировать цели в совместной, коллективной  работе
  • учиться высказывать своё предположение  хода работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе
  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
  • усваивать разные способы запоминания информации        

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению
  • учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его
  • учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов
  • развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.

Содержание тем программы

Интеллектуальное и личностное развитие обучающихся в новых измененных условиях являются залогом их успешной адаптации, как учебной, так и социальной, а также  залогом сохранения их психического здоровья. Это определяет основное содержание программы.

 №

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Содержание

Универсальные учебные действия

(УУД)

Кол-во

часов

1

Занятие 1. Введения в мир психологии.

Формирование мотивации познания своих особенностей, повышение внимания к своему психофизиологическому здоровью

Ознакомительная беседа.

Упражнение «У кого игрушка»,

Игра «Угадай, кто это...»

Познакомиться с новыми понятиями, проявлять собственную активность в получение знаний -П, строить речевое высказывание в устной форме, правильно формулировать вопросы к собеседнику, отвечать на поставленные вопросы –Р, работая в группе, учитывать мнение товарищей, вступать в диалог, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения – К, стремиться к приобретению новых знаний, расширять кругозор, формировать познавательные мотивы, понимать необходимость самопознания и саморазвития-Л.

1

2

Занятие 2. Я – это я – 1. Кто я? Какой я?

Развитие процесса самопознания, самоанализа образа «Я»

Упражнения «Кто я? Какой я?»,

Игра «Угадай, чей голос»,  «Те, кто…», «Кого загадал ведущий?», «Угадай, кому письмо».

1

3

Занятие 3. Я – это я – 2. Каков я на самом деле?

Развитие позитивной Я-концепции, самопринятие

Беседа «Зачем человеку надо знать самого себя?», «Нарисуй свою роль», Работа со сказкой.

Мотивация на самопознание, самоизучение, формировать положительную самооценку, адекватную Я-концепцию, осознавать самоценность, развивать процесс рефлексии-Л, строить речевые высказывания в устной форме, уметьотвечать на вопросы –Р, работая в группе, учитывать мнение товарищей, вступать в диалог, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения – К

1

4

Занятие 4. Я – это я – 3. Я индивидуальность.

Формирование адекватных представлений о себе, развитие способности принимать другого человека

Методика «Твое имя»,

Методика «Моя вселенная»,

Релакс-упражнение «Физический покой».

1

5

Занятие 5. Я – это я – 4. Посвящение  себе.

Развитие понимания самоценности человеческого «Я»

Методика «Самооценка»,

Упражнение «Комплименты»,

Игра «Ярмарка достоинств».

1

6

Занятие 6. Я – могу – 1.

Развитие навыков самоанализа, формирование позитивной самооценки

Игра «Мой портрет в лучах солнца», «Чьи ладони», «Моя ладошка», «Я могу, я умею».

1

7

Занятие 7. Я – могу – 2.

 Воспитание культуры эмоционального общения, анализ эмоционального опыта

Упражнение «Спутанные цепочки», «Потерянное «могу»», Работа со сказкой.

Проводить анализ своих эмоций и чувств, своего внутреннего состояния - Л, правильно выражать их, формируя новый эмоциональный словарь, правильно аргументируя свой выбор – К, учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать негативные проявления– Р, моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарь- П

1

8

Занятие 8. Я познаю себя.

Закрепление навыков самоанализа,  развитие способности к самокритике

Тест «Какой я?», Упражнение  «Диалог со своим мозгом»,

Упражнения «Изобрази эмоцию».

1

9

Занятие 9. Точка опоры.

Развитие понимания ответственности за свои слова, действия и поступки, позитивное принятие окружающего мира

, Упражнение  «Я-высказывания»,

Упражнение «Тройка»,

Релакс-упражнение «Горная вершина», Обсуждение темы.

1

10

Занятие10. Я нужен.

Формирование уверенности в себе, адекватного своего поведения

Беседа «Я нужен!», «Что нужно школьнику?», «Кто нужен школьнику?», «Кому нужен я»,

Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!», Работа со сказкой.

Познакомиться с новыми понятиями, проявлять собственную активность в получение знаний-П,, высказывать суждения из личного опыта, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его–К, формирование познавательных мотивов, понимание необходимости самопознания и саморазвития-Л.

1

11

Занятие11. Я мечтаю.

Формирование мотивации к процессу самораскрытия, совершенствование навыков общения

Беседа «Зачем люди мечтают?», «Закончи предложение», Игра «Объявление  о друге», Упражнение «Откровенно говоря…», Работа со сказкой.

1

12

Занятие 12.  Три «Я»!-1 Я – это мое прошлое.

Формирование процесса самоанализа,  способности к самокритике

Беседа «Мое детство…»,

Упражнение «Мой портрет», «Беседа»

1

13

Занятие 13. Три «Я»!-2 Я – это мое настоящее.

Формирование процесса самоанализа, саморазвития

Беседа «Мое настоящее…», «Превратись в возраст»,

Игра «Отгадай животное».

Учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников, прогнозировать последствия своих поступков-Р, анализировать, сравнивать явления, происходящие ситуации, обобщать полученнуюинформацию, уметь делать выводы –П, учиться позитивно проявлять себя в общении, слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению, позволяя ему иметь и выражать свою точку зрения - К

1

14

Занятие 14.  Три «Я»!-3 Я – это мое будущее.

Формирование процесса самоанализа, саморазвития, умения принятия чужой точки зрения

Игра «Встреча», «Цели», Рисунок «Будущего…», Работа со сказкой.

1

15

Занятие 15. Чувства бывают разные -1 - Чувство собственного. достоинства.

Развитие навыков самоанализа собственных достоинств и недостатков

Обсуждение темы Обсуждение «Галерея достоинств человека», Игра «Закончи предложения», «Изобрази чувство», «Отрицательный герой», «Подростки чувствуют», «Испорченный телефон», Работа со сказкой, Творческое задание  «Коллаж моих достоинств».

1

16

Занятие 16. Чувства бывают разные-2 - Мои чувства.

Воспитание чувства гуманного отношения друг к другу и всему живому, коррекция межличностных отношений

Игра «Никто не знает», «5 фотографий», «Войди в роль», «Что я делаю», Работа со сказкой.

1

17

Занятие 17. Чувства бывают разные-3 - Чувства вокруг.

Развитие понимания «границ» в общении с людьми

Обсуждение темы, Упражнение «Ты прав, и ты прав…», «Веселый счет», «Кто как злится», «Что я делаю», Работа со сказкой.

Познакомиться с новыми понятиями, активизировать понятийный словарь, уметьмоделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи происходящего - П, учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать негативные проявления–Р, активизировать познавательные мотивы, понимать необходимость самопознания и саморазвития-Л, учиться высказывать суждения из личного опыта, выполнять разные роли, самостоятельно решать проблемы общения, работая в группе, учитывать мнение товарищей, вступать в диалог, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения– К.

1

18

Занятие 18. Чувства бывают разные-4 - Стыдно ли бояться?

Оценка собственного опыта решения проблемных ситуаций, готовности брать ответственность за  принятие решений

Игра «Отгадай чувство», «Страшный персонаж», «Страхи пятиклассников», Работа со сказкой.

1

19

Занятие 19. Чувства бывают разные-5 - Имею ли я право сердиться и обижаться?

Анализ причин возникновения конфликта, осознание собственного опыта переживания конфликтов

Обсуждение способов решения конфликтных ситуаций, Игра «Найди лишнее слово», «Подросток рассердился», «Помоги маме», Работа со сказкой.

1

20

Занятие 20. Я и мой внутренний мир.

Развитие умения (навыков) анализа ситуаций в общении

Обыгрывание ситуации «В классе», «Найди слово», Тест «Умеешь ли ты слушать?», Упражнение «Разъясни понятия».

1

21

Занятие 21. Я в этом мире.

Осознание важности жить в согласии с собой и другими людьми, проявление значимости собственного «Я»

«Психологические примеры», «На уроке»,  «Взрослые и подростки», Работа со сказкой.

1

22

Занятие 22. Уникальность моего «Я».

Развитие процесса осознания ценности своего «Я», принятие «Я» другого человека

Обсуждение темы «Психологические примеры», Упражнение  «Слухи»,

Игра «Пойми меня».

1

23

Занятие 23. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Развитие умения (навыков) анализа ситуаций

Обсуждение темы, «Внутренний мир», «С чем ты согласен?»,

 Упражнение «Письмо себе любимому», Работа со сказкой.

1

24

Занятие 24. Трудные ситуации могут научить меня.

Развитие умения анализировать особенности своего поведения и окружающих людей

«Самое длинное», «Объясни значение», «Копилка трудных ситуаций», Игра   «Зубы и мясо».

1

25

Занятие 25. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Активизация процесса самопознания, самоанализа

Обсуждение темы, Упражнение «Катастрофа», Игра   «Вопрос - ответ» «Тест», Работа со сказкой.

Развивать процесс рефлексии, мотивацию на самопознание, самоизучение, формирование положительной самооценки, адекватной Я -концепции -Л, анализировать свое внутреннее состояние, эмоциональный настрой – П, планировать цели и пути самоизменения, совершенствования - Р

25

26

Занятие 26. Я и Ты. Я и окружающие.

Формирование умения понимать и принимать окружающих людей

«Объясни слова», «Слон», «Сколько друзей», «Реальное и виртуальное общение», Упражнение «Моя компания»,

Тест «Ваша компания», Работа со сказкой.

1

27

Занятие 27. Я и мои друзья.

Формирование умения понимать и принимать окружающих людей

Обсуждение темы, «Что изменилось», «Загадай друга», «Самые непохожие», «Что я делаю, если…», «Надо ли наказывать, и как», Работа со сказкой.

1

28

Занятие 28. Я и мои «колючки».

Формирование умения понимать и принимать окружающих людей

Обсуждение темы, «Покажи ситуацию», «Мои колючки», «Мои липучки», «Стихи», «Выбери нужное», Работа со сказкой.

Анализировать, сравнивать явления, происходящиесобытия, возникающие ситуации, обобщать полученную информацию, уметь делать выводы –П, активизировать познавательные мотивы, понимать необходимость самопознания и саморазвития-Л, формировать мотивацию на позитивное общение, развивать потребностьв общении и со сверстниками, и с взрослыми людьми, понимать  другую точку зрения, воспитывать толерантность в отношении к «не таким как все» - К, учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассниковР.

1

29

Занятие 29. Трудности в школе.

Приобретение опыта снятия эмоционального напряжения, внутренней нестабильности

Обсуждение темы, «Да», «Два подсказчика», «Другими словами», «Трудные ситуации», Работа со сказкой.

1

30

Занятие 30. Трудности дома

Осознание собственных проблем, мотивация на их анализ, поиск и принятие решения

Обсуждение темы, «Объясни слова», «5 фотографий», «Волк-коза», «Трудные ситуации», Работа со сказкой.

1

31

Занятие 31. Другие культуры-другие друзья.

Формирование положительной Я-концепции, мотивация на самоанализ и самосовершенствование

Обсуждение темы, «Другие приветствия», «Другие имена», «Что общего», Работа со сказкой.

1

32

Занятие 32. Мы начинаем взрослеть – 1. Нужно ли человеку взрослеть?

Развитие навыков анализа своего эмоционального состояния, умения работать с ним

Обсуждение темы, «Что ел на обед», «Подросток, слон, карандаши», «Самый-самый», «Я изменился», «С чем ты согласен», Работа со сказкой.

1

33

Занятие 33. Мы начинаем взрослеть – 2. Взросление и отношения с окружающими.

Сформировать условия для развития умения выбирать модель поведения

Обсуждения темы, «Покажи предмет», «Четыре буквы», «Хвастовство», «Что важно подросткам», «Хочется больше свободы», «Когда дети начинают взрослеть», Работа со сказкой.

1

34

Занятие34. Мы начинаем взрослеть – 3. Мое взросление.

Закрепление навыков позитивного общения с окружающими

«Объясни слова», «Хвастовство в парах», «Рекламный агент», «Письмо самому себе», Работа со сказкой.

1

Итого

34

 Календарно – тематическое планирование

Темы занятий

1, 2 подгруппы

Кол - во

часов

5-а

1       1

Занятие 1. Введения в мир психологии.

1

2

Занятие 2.Я – это я -1.Кто я? Какой я?

1

3

Занятие 3. Я – это я -2. Каков я на самом деле?

1

4

Занятие 4.Я – это я -3. Я индивидуальность.

1

5

Занятие 5.Я – это я-4.Посвящение себе.

1

6

Занятие 6. Я – могу -1

1

7

Занятие 7. Я – могу -2

1

8

Занятие 8.Я познаю себя.

1

9

Занятие 9. Точка опоры.

1

10

Занятие10. Я - нужен!

1

11

Занятие11.Я - мечтаю…

1

12

Занятие 12. Три «Я»!-1 Я – это мое прошлое.

1

13

Занятие 13. Три «Я»!-2 Я – это мое настоящее.

1

14

Занятие 14. Три «Я»!-3 Я – это мое будущее.

1

15

Занятие 15.Чувства бывают разные-1 - Мои чувства.

1

16

Занятие 16. Чувства бывают разные-2 - Чувство собственного достоинства.

1

17

Занятие 17. Чувства бывают разные-3 - Чувства вокруг.

1

18

Занятие 18. Чувства бывают разные-4 - Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

19

Занятие 19. Чувства бывают разные-5 - Стыдно ли бояться?

1

20

Занятие 20. Я и мой внутренний мир.

1

21

Занятие 21. Я в этом мире.

1

22

Занятие 22. Уникальность моего «Я»

1

23

Занятие 23.Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

24

Занятие 24.Трудные ситуации могут научить меня…

1

25

Занятие 25. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

26

Занятие 26. Я и Ты. Я и окружающие.

1

27

Занятие 27. Мои друзья.

1

28

Занятие 28. Я и мои «колючки».

1

29

Занятие 29. Трудности в школе.

1

30

Занятие 30. Трудности дома.

1

31

Занятие 31. Другие культуры – другие друзья.

1

32

Занятие 32. Мы начинаем взрослеть – 1. Нужно ли человеку взрослеть?

1

33

Занятие 33. Мы начинаем взрослеть – 2. Взросление и отношения с окружающими.

1

34

Занятие 34. Мы начинаем взрослеть – 3. Мое взросление.

1

Итого

34

Список литературы:

1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе. 5-6 классы», 2010г.

2. Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс!», 2003.

3. Слободяник Н.П. Программа «Уроки общения для младших подростков», 2006г.

4. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность», 1997г.

5. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками» Программы, конспекты занятий, 2009г.

6. Сгибаева Е.П. «Классные часы в средней школе», 2005г.

7. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум,  2008г.

8. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа педагога-психолога 6 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 6 классов ...

Рабочая программа педагога-психолога 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 7 классов ...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....