статья "Образовательная среда школы как институт социализации"
статья по психологии на тему

Виноградова Екатерина Львовна

модель психолого-педагогического сопровождения в ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_sreda_shkoly_kak_institut_sotsiaizatsii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Виноградова Е.Л.

ННГАСУ, соискатель ученой степени кандидата психологических наук

МОУ средняя общеобразовательная школа №125, педагог-психолог

Одним из важнейших механизмов социализации современного человека является образование, представляющее иерархию ценностей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являющееся призмой преломления интересов общества.

В современной психолого-педагогической науке образование рассматривается в нескольких планах: как образовательная система; как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и  образовательная среда.

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка определяет ее целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества (В. И. Слободчиков); анализируется выделенный для исследований конкретный аспект образовательной среды (В. Г. Воронцова, О. С. Газман, Е. И. Казакова, В. А. Козырев, А. А. Макареня, А. П. Тряпицына, Д. И. Фрумин и  др.); осуществляется оценка образовательной среды школы с точки зрения ее эффективности как социальной системы (В. А. Бухвалов, Я. Г. Плинер; К. Маклафин, К. Reid, D. Hopkins и др.)[1.С.81].

Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций; как целости специально организованных педагогических условий рази личности ученика.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

По мнению Н. В. Груздевой, образовательная среда школы это «целостное системно-синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность Человека». В данном случае, скорее всего, речь идет о развивающей, творческой среде школы, в которой отсутствуют негативные влияния - это си образное «узкое» понимание образовательной среды [2. C.122].

В большинстве зарубежных исследований образовательная
среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы - эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества».

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой «обитает» ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т. п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т. п.; с третьей - из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Эффективность образования, а следовательно и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития; насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в которую они включаются. При этом они должны не только опираться на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию.Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

    В современной литературе актуальными являются проблемы взаимодействия образования и социализации. Одно из направлений такого исследования заключается в поиске новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира. Так, в социологической и педагогической литературе рассматриваются методы социализации в школе, анализируются ее неформальные механизмы (языковые шаблоны, интерьер, символы и т.д.), изменения в образовании и культуре и их влияние на процесс социализации.

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющегопервоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

 Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.

Обобщая многочисленные исследования по проблемам психологической поддержки и помощи в системе образования, можно утверждать, что, поступая в школу, ребенок начинает параллельно осваивать две программы. Одна - это приобретение знаний, умений, навыков в процессе изучения учебных дисциплин, а другая — «скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе ... именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают о нем другие» [.3.С.67]. Если первая программа регламентирована, контролируется стандартами, нормативами, учебными планами и т.п., то вторая только становится предметом обсуждения в системе службы сопровождения.

Список литературы:

  1. Баева, И. А. Общепсихоллогические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.:МГППУ, 2008. – 310 с.
  2. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущая сила развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб., 2000. – 354с.
  3. Дерябо, С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред.В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. – 192 с.
  4. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В.В.Рубцова, Н.И. Поливановой. – Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. – 288 с.

ЗАЯВКА

Фамилия:  Виноградова

Имя:    Екатерина

Отчество: Львовна

Должность: педагог-психолог

Адрес служебный:      ул.Пермякова, 46  

Телефон/факс служебный:             2995541          

Телефон домашний:         2994122

Телефон сотовый: 89030566149

Тема доклада:  Образовательная среда школы как фактор социализации

Форма участия: заочное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Статья "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ" Тезисы.Система воспитательной работы школыКлубная...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...