Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа без конфликтов"
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Бицура Виктория Викторовна

Аннотация внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»

Название курса

 «Школа без конфликтов», социальное направление

Класс

6 а

Количество часов

33 часов, 1 раз в неделю.

Составитель рабочей программы

Бицура Виктория Викторовна

 

Цель курса

Повышение у обучающихся уровня толерантности к фрустрации, адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Задачи курса

Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.

Повышение адаптивности обучающихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.

Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.

Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.

Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Структура курса

- Беседа

- анкетирование.

- дискуссия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_shkolla_bez_konfliktov_6_2018.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 6 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.

Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.

Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.

Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.

Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Участники программы: обучающиеся 6 классов.

Срок реализации: в течение 2018 – 2019 учебного года.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

 Знакомство. Принятие правил работы в группе.

1

07.09

2.

Правила поведения в общественных местах.

1

14.09

3.

 Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения

1

21.09

4.

Причины агрессивного поведения

1

28.09

5.  

Профилактика агрессивного поведения

1

05.10

6.  

Профилактика агрессивного поведения

1

12.10

7.

 Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

1

19.10

8.

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

1

26.10

9.

 Виды школьных конфликтов

1

09.11

10.

 Виды школьных конфликтов

1

16.11

11.

 Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта

1

23.11

12.

 Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

1

30.11

13.

Способы урегулирования и профилактика конфликтов

1

07.12

14.

Мир моих чувств и эмоций. «Мое имя»

1

14.12

15.

«Мое настроение»

1

21.12

16.

«Мои чувства и эмоции»

1

11.01

17.

«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»

1

18.01

18.

«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».

1

25.01

19.

«Мимика и жесты»

1

01.02

20.

«Познаю себя»

1

08.02

21.

«Я-неповторимый человек»

1

15.02

22.

«Как стать прилежным и старательным»

1

22.02

23.

«Мои достоинства»

1

01.03

24.

«7 моих Я»

1

15.03

25.

«Что знают обо мне окружающие?»

1

22.03

26.

«Посеешь характер-пожнешь судьбу»

1

05.04

27.

«Мои недостатки»

1

12.04

28.

«Как превратить недостатки в достоинства»

1

19.04

29.

«Я глазами других людей»

1

26.04

30.

«Мы все разные»

1

03.05

31.

«Мой класс-мои друзья»

1

10.05

32.

«Я и семья»

1

17.05

33

Что мы узнали и чему научились

1

24.05


Информационно-методическое обеспечение

  1. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
  2. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
  6. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
  7. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
  8. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа факультативного курса "Локальные конфликты XX века"

Специфика данного учебного курса обусловлена тем, что она ориентирована на изучение  основных локальных конфликтов, формирование у школьников общих, цельных представлений о процессах, связанных с...