Учитель года - 2019
презентация к уроку по психологии (5 класс) по теме

Бердникова Светлана Владимировна

Участие в конкурсе "Учитель-года - 2019

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока

Тема урока:

 «Наши эмоции».

Подготовила

Педагог-психолог

Бердникова Светлана Владимировна

2018 год.

Пояснительная записка

к разработке урока по психологии для 5 класса

 с использованием современных образовательных технологий.

Направление: средняя школа

Предмет: психология

Тип урока: психологическое просвещение

Тема урока: наши эмоции

Планируемый результат урока:

Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире.

Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Актуальность темы:

Подростковый возраст считается особенно «эмоциональным», что проявляется в изменчивости настроения, сочетании качеств. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста проявляются в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми.

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга; участники и ведущий располагаются по кругу.

Необходимые материалы: интерактивная доска. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Задачи:

Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире.

Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: комбинированный.

Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции.

Новые понятия: эмоции, мимика.

Формы контроля: опрос, анкетирование, тест «Понимаете ли вы язык мимики?», упражнение «Десять комнат».

Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции).

Технологическая карта урока

Тема урока:

 «Наши эмоции».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые умения и качества

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

Постановка цели урока, создание положительного настроя.

Подготовка класса к работе.                

Показать свою готовность к работе.

Сообщение темы и задач работы на уроке.

Выражать положительное отношение к процессу познания.
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности.

Основная часть

Упражнение «Моё актуальное состояние»

Опрос

Вспомните, какое настроение чаще всего было у вас в течение всей недели?

     Всегда ли вы были спокойны и веселы?

Мини-лекция про то, что такое эмоции

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Эмоция проявляется:

-   в форме выразительных движений;

-   в форме эмоциональных действий;

-   в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

-   в форме определенного отношения к окружающему.

Вроде бы очевидно, что сначала возникает переживание, а потом его внешнее выражение, однако и внешняя реакция ведет к возникновению внутреннего переживания. Виды эмоций. По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

Осознание своего эмоционального состояния, его анализ. Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Упражнение «Моё актуальное состояние»

Опрос

Мини-лекция. Вопросы для обсуждения.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Знание понятий: «эмоции», «мимика», типы эмоций.

Уметь:

различать типы эмоций. 

Основная часть

Тест «Понимаете ли вы язык мимики?».

Предлагаю проверить себя. На плакате девять выражений лица, в которых закодировано девять эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы.

Ключ: 1) Безразличие;

2) Враждебность;

3) Веселье; 4) Грусть;

5) Сильная злость;

6) Застенчивая радость;

7) Злость;

8) Плохое самочувствие; 9) Бурная радость;

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Тест «Понимаете ли вы язык мимики?».

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния.

Умение: определять эмоции и эмоциональные состояния по м, обозначать их словесно.

Основная часть

Обсуждение способов как справиться с негативными эмоциями

Рефлексия собственных чувств и эмоций.

Мозговой штурм

Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства.

Расширение знаний о способах эмоциональной перестановки

Основная часть

Упражнение «Десять комнат».

Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия.

Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? Какой могла бы быть вывеска на двери? Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение.

Ответьте на вопросы:

В какую комнату вы чаще открываете дверь?

А где наоборот бываете редким гостем?

В каких комнатах теряете силы?

А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее?

В каких комнатах вам приятно находиться?

В какие комнаты вы не любите заглядывать? Почему?

Рефлексия собственных чувств и эмоций.

Упражнение «Десять комнат».

Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства.

Осознание собственных чувств и эмоций.

Заключительная часть

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Упражнение «Моё актуальное состояние»

Ваши впечатления?

Чему научились?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ритуал завершения.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Упражнение «Моё актуальное состояние»

Домашнее задание: нарисовать на альбомном листе изображение эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции).

Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Самооценка собственной деятельности.

Заключение

В результате урока по психологии «Наши эмоции» у подростков улучшилось понимание своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов его коррекции, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.



Предварительный просмотр:

План выступления

1. Приветствие. Добры день уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела рассказать Вам о своем опыте работы психолога в школе. Кто же такой школьный педагог-психолог?

Педагог-психолог-это сотрудник организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Основными направлениями работы педагога-психолога являются:

2.1. защита прав и свобод учащихся;

2.2. психолог-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2.3. консультативная помощь всем участникам УВП;

2.4. диагностика учащихся.

2. Как я построила свою работу?

На начало учебного я составляю план работы педагога-психолога на учебный год. Самые главные пункты моего плана – это работа с детьми, а именно с проблемными детьми, с детьми ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска. Работа с родителями и педагогами.

 3. Школьная адаптация. Одна из важнейших задач – это диагностика готовности и адаптации к школе учащихся первых классов.  Диагностика проводилась по тесту «Школьная мотивация» (автор Лусканова Наталья Геннадьевна). На экране Вы можете увидеть результаты диагностики первых классов. 1 А – класс 66% высокой адаптации, 1 б класс 72 %. Мы можем наблюдать, что 28 % - это низкая адаптация. С этими детьми и их родителями проведены профилактические беседы, индивидуальные занятия. Повторный тест проводился в марте 2018 года, и показатели оказались следующими: 1А класс - Высокая –94,4% Средняя – 5,5 %; 1 б класс - Высокая –94,4% Средняя – 5,5 %. Адаптация 5 класса. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Школьная адаптация 5 класса проводится по той же методике Лускановой. Результаты Вы также можете видеть на экране.

4. Школьный психолог-это центр социального организма, где развиваются как отрицательные, так и положительные стороны взаимодействия учителей-учащихся и родителей. Это очень тонкая грань работы. Для родителей и учителей в школе проводятся круглые столы, тренинги, индивидуальные и профилактические беседы. Это может быть, как по просьбе учителя, так и по просьбе родителей.

5. Немаловажное значение я уделяю детям с ограниченными возможностями здоровья. С ними я провожу занятия. С целью реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» для коррекционно-развивающей работы и обучения, учащихся с ограниченными возможностями здоровья в нашу школу поступило специализированное оборудование для сенсорной комнаты, кабинета психолога, кабинета психомоторной коррекции и аппаратно-программный комплекс для обучающихся.

6. Работа с группой риска. Под «трудными» школьниками понимаются, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе.  Целью работы с такими детьми является - предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения. Самое важное в работе с учащимися «группы риска» – согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ОПДН ОВД и родителей.

7. Профориентационная работа. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле ее логическим завершением. Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей кото­рой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Основная цель развивающей профконсультации - это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.

8. Работа с педагогами. Эмоциональное выгорание педагогов по статистике НИИ медицины происходит 35-40 лет (66%), у учителей пропадает блеск в глазах, уроки становятся однообразными. Психолог помогает учителям осуществлять индивидуальный подход в общении с детьми. Исследование групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем интеллектуального и эмоционального развития, требующих особого внимания взрослого.

9. Ребенок как личность. Развитие личности. Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Основными видами развития ребенка как личности являются - ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский. Каждый этап характеризуется по-своему, имеет определенные плюсы и минусы. На каждом этапе развития психолог, родители и учителя должны развивать ребенка в правильном русле. Немало важно здесь играет роль воспитания родителей. Ведь все мы должны помогать детям, поддерживать их в нелегком жизненном пути. Только совместными усилиями мы сможешь добиться отличного результата.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Эссе

педагога – психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Апаринской средней общеобразовательной школы

Бердниковой Светланы Владимировны

на тему: «Моя педагогическая философия»

                             

               Если вы удачно выберете труд и вложите

 в него свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

            Рано или поздно перед каждым человеком встаёт сложный и важный вопрос выбора профессии, и от того, каким будет этот выбор, часто зависит дальнейшая жизнь и судьба человека.

       Когда я была маленькой, смешной девочкой, думала, что учить других - это почётно и что учителя – самые добрые и умные на свете, но как же тяжек их труд.  С возрастом я все больше стала понимать, что хочу помогать всем детям нашей планеты, что эти маленькие и крошечные «человечки» нуждаются в помощи по жизни как на этапе взросления, так и на этапе становления себя как личности в обществе. Наверное, ради того, чтобы в первую очередь научиться понимать других, надо слышать самого себя, понимать внутреннее душевное состояние и своё жизненное предназначение.         Моя мечта осуществилась - я работаю педагогом-психологом в школе.

         В памяти навсегда останутся мои школьные учителя, преподаватели институтов, которые учили быть ответственными, добросовестными и отзывчивыми людьми. Это те люди, которые не просто любят свою профессию, а отдают все свои знания и мудрость, стараясь заложить в каждом обучающемся нравственные основы.

        Говорят, что «мечтать не вредно», но мечты сбываются. И вот я педагог-психолог, я классный руководитель. Когда вхожу в класс, вижу перед собой учеников и забываю обо всем на свете.  Вдруг осознаю, что в моей жизни есть смысл: я могу удивлять и радовать, совершать маленькие открытия вместе с детьми, быть для них примером.

         На занятиях по психологии особенная атмосфера. Мы учимся чувствовать, понимать, ощущать душевное состояние друг друга. Постигаем и учимся показывать все стороны жизни. Взрослые понимают чувства по - своему, и у каждого способа своё выражение. Дети – совсем другое. В век высоких технологий они перестали читать, но зато освоили компьютер; стали более агрессивны и эгоистичны, потому что меньше общаются друг с другом. Но, на мой взгляд, они стали более беспомощны в реальной жизни, и поэтому от нас им нужна поддержка и душевное тепло.

        Быть педагогом – значит прежде всего работать над собой. Быть психологом – это немного другое. Каждый свой рабочий день я стараюсь проводить солнечно, с улыбкой. Всегда добрым словом встречать детей, родителей и коллег по работе. Утром, проходя по коридорам школы, вглядываюсь в лица учеников и понимаю, кто с каким настроением сегодня пришел в школу, кому нужна моя помощь в преодолении проблемы, с кем просто нужно поговорить, а может, и просто достаточно улыбки.  Для меня как психолога очень важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить с удовольствием и никогда не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и педагоги видели реальные проблемы ребят, своевременно помогали им их разрешить, чтобы родители и дети не были «изолированы» друг от друга. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей возможно найти и принять самое оптимальное решение.

          Быть психологом – это постоянный труд. Я «расту» вместе с детьми, и каждого ребенка воспринимаю как что-то новое, пока еще мне неизвестное и очень-очень интересное. Я стараюсь раскрыть в ребятах скрытый потенциал. Если ученик почувствует, что он интересен сам по себе, то он готов открыться не только для меня, но и для самого себя. Помочь детям найти в себе неиспользованные ресурсы для собственного роста, для принятия самого себя как личности интересной, многознающей и умеющей – в этом вижу свое предназначение.

          Я – педагог-психолог, но я не считаю себя волшебником. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, стараясь помочь детям, которые нуждаются в моей помощи.  

           Говорят, счастье – это состояние, когда утром хочется идти на работу, как на праздник. Думаю, это счастье у меня есть в полной мере. На моем профессиональном пути много трудностей и препятствий, много новых задумок, но главное - не останавливаться на достигнутом, а идти вперед, несмотря ни на что!

                                                                                     

     

     
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"

Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")...

Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...

Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019

Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»С 25 февраля по 1 марта в Салехарде планируется проведение муниципального этапа конкурса педагогического...

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»Программамуниципального конкурса педагогического мастерства-2019Номинация «Учит...