Занятие с элементами тренинга «Безопасность подростка в Интернет-сети»
план-конспект занятия по психологии (5, 6 класс) на тему
Современные подростки не представляют себе жизнь без гаджетов. А как иначе – ведь это часть их жизни. Гаджеты меняются и совершенствуются параллельно развитию и росту ребенка. Для старшего поколения компьютеры, телефоны – это введенные в их жизнь новшества, во многом облегчающие работу, общение. У взрослых есть опыт жизни без гаджетов. Это опыт прогулок во дворе, на улице, общения в школе, где не было тотального контроля со стороны родителей, а была личная ответственность за свои поступки. Был опыт поиска информации через книги, энциклопедии, к тому же книги и кинофильмы были источниками получения знаний об этических нормах, способах взаимодействия и общения со сверстниками, определяли ценности и нравственные принципы. Современные подростки даже не задумываются, а многие не предполагают, что была жизнь без гаджетов, без Интернет ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga_bezopasnost_podrostkov_v_internet-seti.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 1
Конспект занятия с элементами тренинга
Тема: Безопасность подростков в Интернет-сети
Педагог-психолог
1 квалификационной категории
Халимон М.Н.
2018
Современные подростки не представляют себе жизнь без гаджетов. А как иначе – ведь это часть их жизни. Гаджеты меняются и совершенствуются параллельно развитию и росту ребенка. Для старшего поколения компьютеры, телефоны – это введенные в их жизнь новшества, во многом облегчающие работу, общение. У взрослых есть опыт жизни без гаджетов. Это опыт прогулок во дворе, на улице, общения в школе, где не было тотального контроля со стороны родителей, а была личная ответственность за свои поступки. Был опыт поиска информации через книги, энциклопедии, к тому же книги и кинофильмы были источниками получения знаний об этических нормах, способах взаимодействия и общения со сверстниками, определяли ценности и нравственные принципы. Современные подростки даже не задумываются, а многие не предполагают, что была жизнь без гаджетов, без Интернет ресурсов.
Цель: Повышение цифровой компетентности в Интернет-сети.
Задачи:
- Определение безопасного использования Сети.
- Определение опасности и способов ее избежать.
- Определение способов предотвращения опасности и обращение за помощью.
- Оборудование: школьная доска, интерактивная доска
Использованы источники: журнал «Дети в информационном обществе» № 20 – 24, 2016г.
Упражнение 1.
Экспресс-диагностика:
- Сколько вам лет?
- С какого возраста вы являетесь активным пользователем Интернет-сети?
- Сколько времени в день вы являетесь активным пользователем Интернет-Сети?
- Сколько времени в день вы являетесь пассивным пользователем Интернет-Сети?
- Оцените по шкале 0-100% А) пользу, В) вред Интернета.
Упражнение 2. «Мозговой штурм».
Группа разбивается на три команды. Записывают «Пользу», «Вред», «Опасности» Сети.
Ведущий на доске записывает ответы каждой команды.
Упражнение 3. Обсуждение в командах.
Что делать если…
- взломали вашу страничку в соцсетях,
- навязывают игру сомнительного содержания (агрессивная, эротическая, суицидальная);
- предлагают встретиться незнакомцы;
- просят переслать паспортные данные, адрес, телефон и т.д.
Обсуждение.
Упражнение 4.
Знакомство с видами персональных данных (какую информацию мы даем о себе при регистрации в социальных сетях: логин, пол, возраст, номер мобильного телефона, адрес, место учебы, интересы и т.д.)
Обсуждение около 5 мин.
Упражнение 5. «Личное-публичное»
Участники по очереди (можно обсуждать в командах, парах или индивидуально) меняют «безличную информацию» на «персональную информацию», например:
Безличная информация: | Персональная информация: |
«Москва – город-герой» | «Я живу в Москве» |
«Шарик – небольшая сфера» | «Моего пса зовут Шарик» |
«Луна – искусственный спутник Луны» | «Я мечтаю побывать на Луне» |
Обсуждение: насколько легко/трудно устанавливать отношение между собой (личная информация) и безличной информацией? Как вы понимаете фразу «отсутствие информации – это тоже информация»?
Упражнение 6. «Информационный светофор»
Участники получают по 5 красных и по 5 зеленых стикеров. Они должны записать, какую информацию они с легкостью могут выложить в Интенет –зеленый стикер (например, имя, пол, возраст и т.д.), а какой информацией они не поделились бы в Сети (например, адрес, телефон и т.д.).
После этого ведущий записывает на доске виды персональных данных и обсуждает их с группой.
Обсуждение: Какой вид персональных данных набрал больше всего зеленых/красных стикеров? Почему? Какой информацией мы делимся более/менее охотно? Почему?
Упражнение 7. «Секретная информация»
Участникам предлагается написать на листочке какой-либо свой секрет (можно шуточный, если доверие в группе невысокое). По команде ведущего участники передают свой листочек сидящему слева, берут – у сидящего справа. Со следующей командой – следующая передача. И так, пока не вернется свой листок.
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда ваш секрет находился в чужих руках? Что вы чувствовали, когда чужой секрет находился в ваших руках? Хотелось ли прочитать? Поделиться с кем-то? Случалось ли вам выкладывать аналогичную информацию в Сеть?
Подведение итогов.
Понятно ли вам понятие «персональные, личные» данные?
Изменилось ли ваше представление о пользе и вреде Интернета?
Эмоциональный отклик по всему занятию.
Приложение 1
Законы, обеспечивающие безопасность детей и подростков в Интернете.
В России на протяжении нескольких лет предпринимаются разноплановые действия по созданию механизмов, обеспечивающих безопасность детей в Интернете. В 2010г. был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [13]. Например, им определен состав вредного контента, предусмотрена возрастная маркировка информационных материалов, а также установлены требования к обороту информационной продукции. В 2012 году Президентом России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [14]. Цель стратегии – сокращение числа детей. Пострадавших от противоправного контента в интернет-среде. В результате совместной работы ведомств, парламентариев, российских субъектов проделана следующая работа: Министерство культуры России в 35 субъектах реализует проект по отбору сайтов, благоприятных для детей. На сегодняшний день отобрано порядка 750 таких ресурсов. Обеспечен доступ к музейным фондам через виртуальные музеи, возможен просмотр фильмов, спектаклей выдающихся отечественных режиссеров кино и театров (на платформе интернет-портала «Культура». Роспотребнадзор принял решение о закрытии 3900 интернет-страниц в связи с содержащейся там информацией, угрожающей психическому здоровью детей. Роскомнадзор ведет активный мониторинг исполнения закона о противодействии нецензурной брани в СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель занятия: · Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Занятие с элементами тренинга для подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП
Профилактика зависимостей в подростковой среде....
профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
Цель занятия:· Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»
Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»...
Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»
Краткая аннотация программы Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с друг...
Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"
Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...