Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
классный час (7 класс) на тему
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблеммам куда более серьезным.
Для того, чтобы отработать стратегии решения повседневных конфликтов целесообразно провести занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_konfliktnyh_situaciy_v_podrostkovoy_srede.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №31 г. Краснодара педагог-психолог
Шаповалова Елена Александровна
Тема: Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде.
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблеммам куда более серьезным.
Для того, чтобы отработать стратегии решения повседневных конфликтов целесообразно провести занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликт».
Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
Цели и задачи: развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Оборудование: Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс».
Ход занятия
Ведущий. Ребята, в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчас вам предлагается разделиться на две группы, и провести «Аукцион идей по теме "Конфликт"».
В помощь ведущему. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений». Текст определения помещается на доску или в центр круга. Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.
Далее подросткам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина»,
Основная часть. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации
1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
4. Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение компромисса, которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс это соглашение на основе взаимных уступок». Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.
Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции) и т. п. Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют правила.
Участникам предлагается ознакомиться с плакатом «Беспроигрышный метод решения споров»:
1. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.
2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям,
5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Плакат помещается рядом с определениями конфликта и компромисса.
Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми (родителями или друзьями) и попробовать решить их на основе предложенного бес проигрышного метода решения споров.
В помощь ведущему. По завершении обсудите с подростками, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что:
- разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
- конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;
- конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
- преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности);
- часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь разрешения конфликта.
ЛИТЕРАТУРА
- Василевич Л.И. Дневник самопознания М, 2002г.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения, Новосибирск, 1989г.
- Сонин В.А. Психологический практикум М, 1998г.
- Слид Р. Групповая работа с детьми и подростками М, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель занятия: · Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Занятие с элементами тренинга для подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП
Профилактика зависимостей в подростковой среде....
Профилактика эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов образовательных учреждений
Данный материал будет полезен всем аттестующимся педагогам образовательных учреждений...
Занятие с элементами тренинга «Безопасность подростка в Интернет-сети»
Современные подростки не представляют себе жизнь без гаджетов. А как иначе – ведь это часть их жизни. Гаджеты меняются и совершенствуются параллельно развитию и росту ребенка. Для старшего покол...
профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
Цель занятия:· Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»
Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»...
Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»
Краткая аннотация программы Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с друг...