Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ракова Елена Владимировна

Как работают метафорические ассоциативные карты. Основные правила работы с картами. Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:


     Когда человек рассматривает метафорические карты он по сути дела путешествует по своему внутреннему музею. Он смотрит на картинку

(зрительную метафору) и видит в ней порождающее этим образом воспоминание, которое напомнит ситуацию, участие в ней , или просто что-то, что затронуло его личность.

Как работают метафорические ассоциативные карты:

1. ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.

2. Помощь в создании диалога между внешним и внутренним миром.

3. Карты помогают выразить, сформулировать и конкретизировать события.

4. Легкий доступ к бессознательному материалу.

5. Создается безопасная обстановка, т.к. клиент сам контролирует глубину личной информации.

6. Люди не умеющие говорить о чувствах, могут говорить о том, что нарисовано.

7. Дают возможность для ассоциаций и проекции.

8. Реконструкция события.

    Метафорические карты позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы). Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Реконструкция запускает внутренние процессы самоисцеления.

9. Диагностика и терапия сразу.

Основные правила работы с картами:

  • Карты могут выбираться произвольно, открыто.
  • Карты могут выбираться вслепую, наугад, когда они перевернуты и клиент не видит изображения.
  • Можно отсортировывать любые карты, которые по любой причине посчитаются неподходящими.
  • Изображение на карте может рассматриваться как символ

или метафора.

  • Необходимо воздерживаться от интерпретации или реинтерпретации карты другого человека.

Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками:

  • Форма карт привычна человеку, внешний вид притягивает взгляд, привлекает детей.
  • Карты сразу создают атмосферу доверия и помогают преодолеть внутреннее сопротивление, что иногда другими методами не удается!
  • Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации и диагностировать проблему для качественной работы.
  • Карты действуют успокаивающе на тревожных детей.
  • Помогают сосредоточиться невнимательным детям.
  • Карты задействуют иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие.
  • Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми:
  • Карты стимулируют коммуникацию.
  • Создают общее детско-взрослое пространство для игры.
  • Карты - это трамплин для проявления фантазии, запускающий причудливые ассоциации, приводящие к неожиданным открытиям.
  • Являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме.


Пример работы с метафорическими картами с колодой "Цвета и чувства».

Техника «Скорая помощь».

-  Выбери картинку, похожую на то, что ты сейчас чувствуешь...

-  А что бы тебе хотелось чувствовать?

-  Выбери картинку …

-  А что тебе нужно сделать, чтобы стать таким СЕЙЧАС? (можно работать с несколькими колодами карт)

-  Выбери нужную картинку…

-  Далее беседа о том, что поможет вызвать интерес, какие действия ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»

Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты

Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражени...

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений

Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то с...

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Фоторамка"

Техника психологической работы с клиентом школьного возраста от 8 лет.Направлена на принятие собственного эмоционального состояния и его коррекции....

карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми

карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми...