Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Как работают метафорические ассоциативные карты. Основные правила работы с картами. Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metaforicheskih_assotsiativnyh_kart_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда человек рассматривает метафорические карты он по сути дела путешествует по своему внутреннему музею. Он смотрит на картинку
(зрительную метафору) и видит в ней порождающее этим образом воспоминание, которое напомнит ситуацию, участие в ней , или просто что-то, что затронуло его личность.
Как работают метафорические ассоциативные карты:
1. ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.
2. Помощь в создании диалога между внешним и внутренним миром.
3. Карты помогают выразить, сформулировать и конкретизировать события.
4. Легкий доступ к бессознательному материалу.
5. Создается безопасная обстановка, т.к. клиент сам контролирует глубину личной информации.
6. Люди не умеющие говорить о чувствах, могут говорить о том, что нарисовано.
7. Дают возможность для ассоциаций и проекции.
8. Реконструкция события.
Метафорические карты позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы). Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Реконструкция запускает внутренние процессы самоисцеления.
9. Диагностика и терапия сразу.
Основные правила работы с картами:
- Карты могут выбираться произвольно, открыто.
- Карты могут выбираться вслепую, наугад, когда они перевернуты и клиент не видит изображения.
- Можно отсортировывать любые карты, которые по любой причине посчитаются неподходящими.
- Изображение на карте может рассматриваться как символ
или метафора.
- Необходимо воздерживаться от интерпретации или реинтерпретации карты другого человека.
Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками:
- Форма карт привычна человеку, внешний вид притягивает взгляд, привлекает детей.
- Карты сразу создают атмосферу доверия и помогают преодолеть внутреннее сопротивление, что иногда другими методами не удается!
- Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации и диагностировать проблему для качественной работы.
- Карты действуют успокаивающе на тревожных детей.
- Помогают сосредоточиться невнимательным детям.
- Карты задействуют иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие.
- Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми:
- Карты стимулируют коммуникацию.
- Создают общее детско-взрослое пространство для игры.
- Карты - это трамплин для проявления фантазии, запускающий причудливые ассоциации, приводящие к неожиданным открытиям.
- Являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме.
Пример работы с метафорическими картами с колодой "Цвета и чувства».
Техника «Скорая помощь».
- Выбери картинку, похожую на то, что ты сейчас чувствуешь...
- А что бы тебе хотелось чувствовать?
- Выбери картинку …
- А что тебе нужно сделать, чтобы стать таким СЕЙЧАС? (можно работать с несколькими колодами карт)
- Выбери нужную картинку…
- Далее беседа о том, что поможет вызвать интерес, какие действия ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»
Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты
Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражени...
Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений
Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то с...
Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Фоторамка"
Техника психологической работы с клиентом школьного возраста от 8 лет.Направлена на принятие собственного эмоционального состояния и его коррекции....
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....
карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми
карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми...