Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Белова Ольга Владимировна

В современном мире  с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети не имеют духовности, они равнодушны и безразличны, циничны, и как следствие не имеют правильных ценностных ориентиров. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В последнее время особое внимание уделяется проблемам насилия, терроризма, зацеперству, росту суицидов, детской и подростковой депрессии. Поэтому осознание подростком ценности жизни – первостепенная задача, стоящая перед психологом и педагогами образовательного учреждения и конечно перед родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЕЛЬДИГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯЯ ШКОЛА»

(МБОУ «Ельдигинская СОШ»)

141255, Московская область, Пушкинский район, с.Ельдигино, мкр. Ельдигино, д.7

 тел./факс 8(496) 531-43-36, eldigino@mail.ru

        

         

Методическая разработка занятия

 для подростков (13-15 лет)

«Ценности моей жизни»

                                            Разработала:  педагог-психолог    Белова О.В.

2018-2019 учебный год

Актуальность работы

В современном мире  с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети не имеют духовности, они равнодушны и безразличны, циничны, и как следствие не имеют правильных ценностных ориентиров. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В последнее время особое внимание уделяется проблемам насилия, терроризма, зацеперству, буллингу, росту суицидов, детской и подростковой депрессии. Поэтому осознание подростком ценности жизни – первостепенная задача, стоящая перед психологом и педагогами образовательного учреждения и конечно перед родителями.

Цель занятия: создание условий для осознания подростком ценности своей жизни, жизненных ценностей человека, его ценностных идеалов, которые уже есть, приняты в его духовный мир, переосмысление своего социального опыта.

Материалы и оборудование:

Компьютер, проектор, видеоролики: «О жизни за две минуты» (http://www.youtube.com/watch?v=PFSEjpZ7rTY)

 и  «Жизнь за две минуты» /pages/ link.php?redir_token=TZXf4Si7tBjV0HK9UYQj -  Full Download,

бумага формата А4, ручки, карандаши, высказывания философов о ценностях, школьная доска, мел.

Возраст: 13-15 лет.

Подготовка кабинета: участники делятся на три группы принудительно, без учета предпочтений (первый, второй, третий –расчитайтесь…), после этого группа садится за свой стол, или допустимо сначала за свой ряд, выбирается капитан каманды.

Время: 60-90 минут.

Содержание занятия

Введение в тему, с целью стимулировать познавательный интерес, включить в деятельность, стимулировать переживание ценностей человека.

Просмотр видеоролика «О жизни за две минуты» и последующее обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • О чем ролик?
  • О чем говорит герой ролика? (О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)
  • Какие чувства вы испытали во время просмотра?
  • Какой отклик вызвал ролик?
  • Что такое  - семья, здоровье, жизнь, любовь, знания? (Это ценности, ценности жизни.)
  • Вы согласны с героем ролика?

Психолог. Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Понятие ценностей и норм различаются. Ценности – это абстрактные, общие понятия, а нормы – это правила, руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  • Здоровье
  • Любовь
  • Семья
  • Дети
  • Дом
  • Друзья
  • Общение
  • Духовные ценности
  • Досуг
  • Самообразование
  • Мода
  • Свобода
  • Другие ценности: у разных людей, различные ценности и ценностные приоритеты.

Просмотр 2 видеоролика « Жизнь за две минуты» и последующее обсуждение.

  • О чем этот ролик?
  • О чем говорит герой данного ролика? (О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)
  • В чем главное отличие роликов?
  • Какие чувства вы испытали во время просмотра?
  • Какой отклик вызвал ролик?

Первый этап работы

Подросткам дается задание составить список ценностей героев ролика и охарактеризовать их (работа всего класса)

Обсуждение. В чем вы согласны? В чем не согласны?

Второй этап работы

Каждой группе необходимо попробовать составить шкалу ценностей подростка 14-15 лет. После этого капитаны выходят к доске и пишут свои шкалы, разработанные группой. Сравнение и обсуждение результатов и различий в них.

Задание для капитанов: оставить только те шкалы, которые есть в каждой команде и построить идеальную шкалу ценностей (не более 10 ценностей), (не более 5).

Итог работы в группах и работы капитанов: необходимо объяснить и защитить разработанную шкалу ценностей.

Упражнение «Образы ценностей»

Подростки получают карточки с 5-7 высказываниями известных философов, ученых о  жизненных ценностях. Дети обсуждают высказывания в группах, выбирают понравившуюся цитату и представляют ее в виде рисунка.

 Примеры высказываний:

  • Смелость часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда - следствие ложного преувеличения ее ценности. Фазиль Искандер
  • Не следует углубляться в поиски истины настолько, чтобы забывать необходимые обязанности деятельной повседневной жизни; ибо только деятельность придает добродетелям подлинную ценность. Марк Тулий Цицерон
  • Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. Козьма Прутков.
  • Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые. Жан Жак Руссо
  • Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить. Бергман И.
  • Зависть показывает, насколько человек чувствует себя несчастным. Постоянное внимание и интерес к чужому поведению и жизни - насколько ему скучно. Эх, неполноценность...
  • Истинная ценность человеческой жизни определяется тем, до какой степени эта жизнь используется ради помощи другим людям. Вал Дж. Хелемендерис
  • Даже если вы очень молоды, вам обязательно нужны ценности, которые придавали бы смысл вашей жизни. Франц Хесселбайн
  • Нам все равно, сколько что стоит, до тех пор пока оно ничего нам не стоит. Андре Моруа.
  • И так далее…

Далее обсуждаются рисунки групп.

Рефлексия        

Что мне дало это занятие? Что я узнал о ценностях? Что нового я узнал о себе? Изменилось ли для меня понимание жизненных ценностей?

Домашнее задание

Составить свою систему ценностей, проранжировать ее по степени важности. Написать и рассказать  о своей жизни за 2 минуты.

Источники:

1. Е. Поникаровская Шкала ценностей /журнал Школьный психолог/ январь 2015г

2. видеоролик  http://www.youtube.com/watch?v=PFSEjpZ7rTY 

3. видеоролик /pages/ link.php?redir_token=TZXf4Si7tBjV0HK9UYQj -  Full Download


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....

Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...

Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"

Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности....

Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"

Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»  Актуальность проблемы:  Известно, что в подростк...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Методическая разработка занятия "Жизнь прекрасна, когда безопасна"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....