Проект по музыкальной терапии для детей с ОВЗ
проект (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Ларионова Елена Владимировна

Музыка традиционно занимает важное место в системе коррекционной помощь детям с нарушениями развития. Музыкальные занятия составляют обязательную часть программ специализированных  школ. Здесь наряду с обычными обучающимися задачами ставятся более специфические, соответствующие задачам коррекционной помощи разным категориям детей. 

Одно из таких направлений – музыка как средство терапии. В российских исследованиях музыкотерапия понимается как  контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.Цель музыкальной терапии  – социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие движений  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от скованности (сверхрасслабленности) к свободе и естественности);
  2. Нормализовать дыхание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от хаотичности (зажатости) к  сбалансированному ритму, к контакту со своими чувствами через саморегуляцию);
  3.  Нормализовать межличностные отношения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (от избегания (агрессивной экспансии) к нормальным видам общения);
  4. Коррекция негативных эмоциональных состояний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от подавления, оскудения (бурной хаотичности) к освоению навыков осознания чувств и способам их выражения);
  5. Коррекция речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( от суетного многословия  (неумения выражать свои мысли и чувства) к развитию умений четко выражать свои потребности);
  6. Развитие воображения, творчества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (от ригидности (хаотичности) к творческому самопознанию себя и мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnoy_terapii_17-18.docx25.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект по музыкальной терапии.

Цель проекта: психокоррекция негативных эмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья шедеврами искусства.

        Планирование результатов:

Качественные результаты

Количественные результаты

  1. Стабилизация эмоциональных состояний воспитанников;
  2. Формирование навыков адекватного восприятия собственных эмоций, саморегуляции.
  3. Развитие творческих способностей;
  4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; применение их в повседневной жизни.
  1. Привлечение к участию в проекте не менее 18 участников: воспитанников  и педагогов школы.
  2. По итогам реализации проекта будет сформировано  большее количество групп участников (начальная школа, старшеклассники)

 

Участники проекта: музыкальный руководитель Мартынова С.М., психолог Ларионова Е.В., классные руководители 5 б, 6 а, 6 б, 7 классов, обучающиеся 5-7 классов.

Ресурсы: методика «Дорога к дому», проективная методика «Кактус», методика «Домики» Ореховой О.А., методика Элькина В.М. «Арт-терапия шедеврами искусства», методика Петрушина В.И. «Музыкально-интегральная терапия», метод музыкально-акустической шумовой терапии Синкевича В.А., диагностика  развития музыкальных способностей детей, разработанная Пчелкиной Т.В., Анисимовым В.П.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Цель: диагностика, основанная на принципах, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н Усанова и др.).  Включает в себя изучение психологом и музыкальным руководителем всех сторон психики: эмоционально-волевую сферу, личностное развитие, коммуникативные навыки, музыкальные способности.  Срок исполнения подготовительного этапа – 2 недели.

Основной этап.

Цель: психокоррекция негативных эмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья шедеврами искусства

Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут с обучающимися 5-7 классов по подгруппам (4-6 человек в каждой подгруппе). Срок исполнения основного этапа – в течение всего учебного года.

Виды музыкальной деятельности, при помощи которых осуществляется психокоррекция:

  1. Для развития движений используется ритмика: перекрестные движения по П. Дениссону, музыкально-подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игра на музыкальных инструментах, танцы;
  2. Для развития дыхания: дыхательная гимнастика под музыку, освоение навыков певческого дыхания, распевки  с использованием духовых музыкальных инструментов (окарины, свистульки);
  3. Для коррекции межличностных отношений используется хоровое исполнение песен и формул, ритмические групповые упражнения, парные и групповые танцы, хороводы, коллективная игра на музыкальных инструментах;
  4. Для коррекции негативных эмоций используется прослушивание звуков природы (фрактальных, «мягких» звуков), прослушивание различных по характеру музыкальных произведений, пение музыкальных психотерапевтических формул  песен, игра на музыкальных инструментах, свободная импровизация эмоциональных состояний;
  5. Для коррекции речи описание словами содержания музыкального произведения, расширение вербального словаря эмоций;
  6. Для развития воображения и творчества рисование музыкальных образов, сочинение собственных песен, психотерапевтических  формул, сказок и музыкальных историй.
  7. Знакомство с первоначальными навыками самопрезентации.

Схема  музыкального занятия, проводимого с обучающимися:

  1. Приветствие;
  2. Разминка (кинезиологические движения);
  3. Слушание звуков природы и музыки;
  4. Дыхательные упражнения;
  5. Пропевание песен и психотерапевтических формул, творческие импровизации;
  6. Медитация;
  7. Прощание.

Тематическое планирование:

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

Методика «Дорога к дому», проективная методика «Кактус», методика «Домики» Ореховой О.А.

Диагностика музыкальных способностей Пчелкиной Т.В., Анисимова В.П.

Цветовая диагностика по методу М. Люшера, звуковая диагностика, методы «Маска» и «Зеркало»

2

2.

3.

Музыкальные каракули

2

4.

5.

Нет обидам и тревогам!

2

6.

7.

Будем мы дружить всегда –

не обижаться никогда.

2

8.

9.

Мы рады солнцу и свету.

Нашей планеты прекраснее нету!

2

10.

11.

Есть у солнца друзья:

Это мы, и ты, и я!

2

12.

13.

Я уверенно иду по жизни.

2

14.

15.

Раз, два – горе не беда!

2

16.

17.

Я знаю, я верю, я все преодолею.

2

18.

19.

Выше знамена духа!

2

20.

21.

Новый день мы встретим бодро.

2

22.

23.

Звуки музыки и ритм

Грусть, хандру победит!

2

24.

25.

Жизнь – солнце и гроза.

2

26.

27.

Природа пробуждается -

Силы появляются.

2

28.

29.

Радость жизни.

2

30.

31.

Ах, как нам весело!

2

32.

33.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!

2

34.

35.

Проективная методика «Кактус», методика «Домики» Ореховой О.А.

Диагностика музыкальных способностей Пчелкиной Т.В., Анисимова В.П.

Цветовая диагностика по методу М. Люшера, звуковая диагностика, методы «Маска» и «Зеркало»

2

Контрольный этап.

Цель: выявить динамику эмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья.

Документация проекта (см. Приложение) 

Литературные источники:

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС. 2004. – 128 с.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми/М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2016. – 160 с.
  3. Леванова Е., Волошина А., Плешаков В., Соболева А. и др. Игра в тренинге. Возможности  игрового взаимодействия. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  5. Синкевич В.А. Фрактальность природной « мягкости » звука, света, тепла. Инновационная технология осуществления мягкости звука, света, тепла, видеоизображения, … в технических устройствах. Основания новой технологии в истории культуры.» СПб, Изд-во «Ступени», 2010 г.
  6. Элькин В.М. Театр цвета и мелодия наших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г. - 292 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Музыкальная терапия – целительная сила»

Войдя в новое тысячелетие, мы оставили за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чт...

Музыкальная терапия

Музыкатерапия помогает обогатить знания об окружающем мире,научить слушать и понимать как и о чём рассказывает музыка....

Консультация для родителей « музыкальная терапия для детей»

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и психологов о влиянии музыки на здоровье детей. Какие были проведены исследования в этой области? Какую музыку рекомендуется слушать в тех или ...

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей.

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей....

Методическая разработка для реализации социально-бытового проекта «Fashion-терапия» для детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения»

Методическая разработка для реализации Социально-бытового проекта для детей 14-18 лет, с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения. Новые технологии и декоративное оформлен...

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации.

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации. Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образов...