музыкальная терапия - профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей.
методическая разработка по музыке на тему

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

использование упражнений по методике Т.И. Баклановой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

Музыкотерапия – профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей.

 

 

   Музыкотерапия может использоваться в разных видах музыкальной деятельности: в  процессе слушания и музицирования. Современная музыкотерапия основана прежде всего на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.

    Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.

    Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.     Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположены в гортани, являются источником звукообразования.

    Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, бронхи, легкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма. Во время глубокого вдоха диафрагма опускается  и уплощается, при этом мягко начинает давить на органы брюшной полости. Во время выдоха она, наоборот поднимается вверх и мягко подпирает органы грудной клетки. А если глубокое дыхание повторяется одно за другим, то осуществляется эластичный массаж внутренних органов. Это важнейшее положительное свойство вокала для здоровья.

    Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это еще и искусство дыхания. Дыхательная музыкотерапия включает игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания. Она позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.  

        С учетом рекомендаций специалистов по музыкальной терапии на музыкальных занятиях я использую музыкально-терапевтические упражнения по методике  Т.И. Баклановой.  

Сейчас мы вместе с ребятами выполним арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…».

( звучит фонограмма «Звук волны»)

    - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.

     На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).

     А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).

 

      Следующее арт-терапевтическое упражнение «Голоса природы». (Дети имитируют писк комара: на звук (З) они поют в среднем  регистре сначала по одной ноте, затем звучание колеблется в пределах полутона. Звуком (Ж) мы изобразим жужжание жука. Ученики поют сначала на одной ноте, а затем восходящим движением звука изображают взлет жука. После этого нисходящим движением звука изображают приземление жука.) – пример звукотерапии.

      Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик»: разные гласные звуки поются отрывисто (стакатто), при этом интенсивно работает брюшной «пресс».

      Слушание музыки – один из видов музыкальной терапии, применяется на каждом музыкальном занятии. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно разные биохимические процессы, так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Дети  и сами участвуют в исполнении  мажорной музыки на шумовых инструментах,   где  темп, ритм, динамика музыкального произведения. оказывает мощное воздействие на самого исполнителя.

       Я предлагаю вам в ансамбле исполнить «Камаринскую». (Раздаю детям маракасы, трещотки, румба). На сильную долю вначале вступают маракасы, затем трещотки, а затем весь оркестр).

      Упражнение «Аромат цветов» основано на принципах дыхательной терапии с использованием цветовой диагностики эмоционального состояния детей. Каждому ученику раздается цветок, сделанный из вырезанных лепестков из цветной бумаги. Выполняя это упражнение, каждый ребенок выбирает один из лепестков и дует на него, чтобы исполнилось его желание. Выбранный цвет лепестка может служить показателем эмоционального состояния ребенка.

 

 

 

 

Источники информации 1. Назарова Л.Ф. Фольклорная арт- терапия. – СПб., 2012.

  1. Оклендер В. Окно в мир ребенка. – М., 2010.
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей (в 2-х частях). – М.,2007.
  3. Радынова О.П. Сказка в музыке. – М., 2014.
  4. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М., 2004.  
  5. Шурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 2001.,

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2014/10/07/muzykoterapiya 

9 http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/muzykoterapiya/ 

10. http://vahe-zdorovye.ru/metodyi-iuprazhneniya/muzikoterapiya/muzyikoterapiya 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»

В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у  детей...

Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»

Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...

Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся

В рамках реализации  воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и  по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и  воз...

Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ,...