Профилактическое занятие «Основные пути, способы и группы риска заражения ВИЧ-инфекцией»
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Одно из важных направлений работы психолога - психопрофилактика  и просвещение. Особенно это актуально для подросткового и юношеского возраста, так как у молодежи необходимо сформировать потребность в принятии ответственности за свое будущее, самостоятельный выбор и контроль своего поведения, потребность в здоровом образе жизни. 

Представлен конспект открытого занятия, проведенного с обучающимися 1 курса техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_tehnikume.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Горунова Ирина Михайловна,

педагог-психолог, методист

 ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Профилактическое занятие

«Основные пути, способы и группы риска заражения ВИЧ-инфекцией»

Цель: Предоставить участникам достоверную информацию о «группе риска» по заражению ВИЧ-инфекцией.

Задачи:

Обучающая: информировать о путях передачи ВИЧ-инфекции, факторах риска.

Развивающая: развивать умение самостоятельно принимать решения, используя проблемные ситуации, дискуссии.

Воспитательная: способствовать формированию культуры ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: структурирование знаний; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Возраст: старшие школьники, обучающиеся и студены учреждений СПО.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: проектор, видеофильм, купоны двух разных цветов для игры.

Требования к помещению: свободное помещение с наличием места для свободного передвижения и возможностью передвинуть парты.

Ход занятия:

        

Приветствие.

        

Сообщение темы занятия. Начало. Ожидания участников.

                

Разминка.  Игра «Импульс». Группа встаёт в круг и берётся за руки. Один из группы – ведущий - он в центре круга. Один из стоящих в кругу говорит: "Передаю импульс ...(и называет имя другого участника в круге)". Импульс- пожатие руки, которое должно передаваться от участника к участнику. Задача ведущего - поймать импульс в процессе его передачи от отправителя к получателю. Тот участник, у которого ведущий поймает импульс, сам становится ведущим. Задача группы - незаметно передать импульс получателю. (Импульс может идти в любую сторону)

Работа по теме. Мозговой штурм «Почему мы говорим о ВИЧ». Ведущий предлагает поделиться на 3 микрогруппы и дает задание придумать как можно больше причин, по которым в наше время людям следует знать и говорить о ВИЧ, СПИД. После того как все группы доложат результаты своей работы, ведущий инициирует групповую дискуссию, целью которой является осознание важности обсуждаемой проблемы.

         Видеоролик «Информационный ролик о ВИЧ для подростков» https://www.youtube.com/watch?v=ZwS9x3gBMSY 

Работа по теме. Ира «Ефросинья и Ануфрй».  Цель: обсудить вопрос о том, насколько сексуальные партнеры должны доверять друг другу в вопросах здоровья.

Материалы: лист ватмана, маркер. Упражнения начинаются с провокационных вопросов

ведущего группе. Если ты любишь человека, тебе не придет в голову усомниться в нем. Это так? По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП? Только тот, у кого было очень много партнеров должен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь? После того как группа обсудит проблему в течение 10 мин., тренер предлагает группе поясняющую схему

про Ануфрия и Ефросинью. Важно, чтобы рассказ подкреплялся рисунками. Схема: «Ефросинья и Ануфрий» Жили-были на свете молодые люди – Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, та кой настоящей любви. Обозначим их так:….

Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. У Ефросиньи

был один короткий, летний роман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками. У бывшего друга Ефросиньи было много девушек, он вообще был человек несерьезный. И одна из бывших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его. И у тех, в общем – то посторонних людей, тоже были какие-т о сексуальные отношения в прошлом. Если расширять эту схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героям. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? Потому что, вступая в незащищенные сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров, а также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит это ужасно. Но микробам все равно, в половых путях какого человека

жить, да и мораль им не знакома. Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об этом. Такие «сюрпризы» могут раз рушить любовь и доверие. Постоянное использование презервативов поможет сохранить здоровье и избежать неприятностей.

Итак, основные пути передачи ВИЧ-инфекции:

        Половой путь.

Факторы, повышающие риск заражения при половом контакте:

— половой акт с ВИЧ-инфицированным без использования методов защиты может привести к инфицированию ВИЧ. При этом чем больше случайных половых партнеров, тем выше вероятность инфицирования ВИЧ;

— риск заражения для обоих партнеров возрастает при сопутствующих венерических заболеваниях (заболеваниях, передающихся половым путем, — ЗППП);

— вероятность заражения женщины от мужчины при половом контакте примерно в три раза выше, чем мужчины от женщины. Риск для женщины возрастает при ЗППП, эрозии шейки матки, ранках или воспалениях слизистой оболочки, при менструации, а также при разрыве девственной плевы;

— риск заражения и для мужчины, и для женщины увеличивается, если у партнерши эрозия шейки матки. Вероятность инфицирования ВИЧ максимальна при гомосексуальном половом контакте и несколько ниже при гетеросексуальном;

— риск заражения при анальном контакте значительно выше, чем при вагинальном, поскольку высока вероятность травм слизистой оболочки ануса и прямой кишки, что увеличивает вероятность инфицирования.

        Инъекционный путь.

Внутривенное введение наркотиков является одним из самых рискованных способов поведения в отношении ВИЧ-инфекции. Во многом это связано с тем, что потребители инъекционных наркотиков, как правило, используют общие иглы и шприцы, а когда кровь от ВИЧ-инфицированного человека попадает непосредственно в кровяное русло здорового, инфицирования избежать абсолютно невозможно.

Кроме того, употребление психоактивных веществ (ПАВ) приводит к снижению контроля за своим поведением и провоцирует рискованное сексуальное поведение. Одними из наиболее опасных в этом плане ПАВ являются алкоголь и психостимуляторы.

Известно, что для злоупотребляющих алкоголем характерно вступление в сексуальные контакты со случайными партнерами, а употребление психостимуляторов типа амфетамина провоцирует групповые формы сексуальных отношений.

Среди женщин, употребляющих наркотики, широко распространена проституция и практика «секса за дозу», что приводит к выходу эпидемии в другие группы населения. Это особенно важно, так как именно через сексуальные контакты ВИЧ может наиболее активно передаваться во все группы населения.

        Вертикальный путь (от матери к ребенку).

Передача ВИЧ от матери к ребенку возможна как во время беременности, так и при кормлении грудью. В последние годы отмечается увеличение числа детей, рождающихся от ВИЧ-инфицированных матерей.

 Факторы, повышающие риск передачи ВИЧ-инфекции ребенку:

— состояние здоровья матери. Чем выше уровень вируса в крови или влагалищных секрециях матери и чем ниже ее иммунный статус, тем выше риск передачи вируса ребенку. Если есть болезненные симптомы — риск повышается;

— неполноценное питание матери повышает уязвимость плода перед различными инфекциями;

— длительность второй стадии родов. Риск ВИЧ-инфицирования повышается пропорционально с увеличением промежутка времени между полным раскрытием шейки матки и появлением ребенка на свет. Поэтому для профилактики ВИЧ-инфицирования ребенка в родах стараются проводить ВИЧ-инфицированным матерям операцию кесарева сечения;

— воспаление или преждевременный разрыв околоплодных оболочек. Развитие подобных патологий повышает риск передачи ВИЧ новорожденному;

— язвочки и трещины слизистой оболочки влагалища (обычно они возникают в результате инфекций) повышают риск рождения ребенка с ВИЧ. Как преждевременные, так и переношенные роды — повышенный риск;

— матерям с ВИЧ не рекомендуется вскармливать детей грудью, поскольку при этом повышается риск передачи ВИЧ.

        Переливание крови.

При заборе крови никакого заражения не происходит, так как вся кровь, которая сдается донорами, проверяется на антитела к ВИЧ.

Рассматривая вопрос о путях и способах передачи ВИЧ-инфекции не менее важно отметить и то, в каких случаях человек не может быть инфицирован ВИЧ.

В И Ч не передается:

— при рукопожатии. Неповрежденная кожа является естественным барьером

для вируса;

— через предметы гигиены, туалет. ВИЧ-инфекция может содержаться только в жидкостях человеческого организма: крови, сперме, влагалищных выделениях и грудном молоке. Через одежду, постельное белье, полотенца ВИЧ передаться не может, так как даже если на одежду, белье попадет жидкость, содержащая ВИЧ, во внешней среде вирус быстро погибнет. До сих пор не отмечено ни одного случая передачи ВИЧ-инфекции бытовым путем;

— в бассейнах, ванной, бане. При попадании жидкости, содержащей ВИЧ, в воду вирус погибает, к тому же кожа является надежным барьером от вируса;

— через укусы насекомых и (или) другие контакты с животными. Как уже неоднократно отмечалось, ВИЧ-инфекция — антропоноз, т. е. заболевание, поражающее только человека. К тому же вопреки распространенному мифу кровь человека не может попасть в чужой кровоток при укусе комара;

— через поцелуи. О том, что ВИЧ не передается при поцелуе, написано очень много. В то же время находятся люди, которых беспокоит вопрос «ранок и ссадинок» во рту. В реальной жизни для того, чтобы этот вирус передался при поцелуе, два человека с открытыми кровоточащими ранами во рту должны долго и глубоко целоваться, при этом у одного из них должна быть не просто ВИЧ-инфекция, а очень высокая вирусная нагрузка (количество вируса в крови). Вряд ли кто-нибудь сможет, да и захочет воспроизвести подобный поцелуй на практике;

— в стоматологии, маникюрном кабинете, парикмахерской. Обычной дезинфекции инструментов, которую проводят в салонах или у стоматолога, достаточно для предотвращения инфицирования;

— в процессе сдачи анализов крови. Нередко у людей возникает страх, что им мог передаться ВИЧ при заборе крови в кабинете тестирования, но это абсолютно исключено, так как забор крови производится с помощью одноразовых инструментов.

        Следует отметить, что до настоящего времени не доказано, что ВИЧ может передаваться воздушно-капельным, пищевым, водным, трансмиссивным путями.

Относительно редким, но возможным вариантом заражения ВИЧ может быть трансплантация органов, тканей и искусственное оплодотворение женщин.

К традиционным группам лиц, наиболее уязвимых к заражению ВИЧ-инфекцией, относятся:

— инъекционные наркоманы;

— гомо- и бисексуалы;

— работники коммерческого секса;

— сексуальные партнеры ВИЧ-инфицированных;

— лица, подвергающиеся различным медицинским манипуляциям.

Основными источниками инфицирования по-прежнему остаются инъекционные наркоманы, однако их доля постепенно уменьшается по сравнению с инфекциями, передаваемыми половым путем, причем при гетеросексуальных контактах.

        Половина случаев заражения ВИЧ/СПИДом фиксируется среди людей младше 25 лет, т. е. преимущественно в молодежной среде. Изменяется соотношение носителей инфекции по половому признаку в сторону увеличения доли женщин. Все это доказывает, что в настоящее время вирус СПИДа уже не ограничивается только маргинальными группами, а распространяется среди населения в целом, и прежде всего среди молодежи.

        

Игра «Социум». Цель: осознание участниками важности принятия ответственных решений. В данном контексте – это способность продумать и взвесить последствия: незащищенного сексуального контакта, рискованного поведения, особенно в состоянии опьянения. Материалы: купоны двух цветов по 10-15 штук каждого цвета. Из группы выбирается доброволец. Он выходит за дверь. Участники делятся на 2 команды. Ведущий зачитывает ситуацию, над которой будет думать доброволец. Пока он находится за дверью, одна команда должна приготовить аргументы «за», другая – «против». Когда команды будут готовы, добровольца приглашают в комнату. Ведущий зачитывает ему ситуацию и дает задание выслушать обе команды, и  за каждый  удачный аргумент давать команде купон. После выступления команд доброволец решает, чью сторону он примет. После этого подсчитываются купоны.

Ситуация для игры: Девушка должна принять решение - стоит ли согласиться начать интимные отношении со своим молодым человеком. 

Завершение работы. Игра "Мне сегодня". Цель: подвести итог занятия. Каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ..."

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная профилактическая работа с детьми группы "риска"

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную катего...

Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...

"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)

Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»

Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С.  Макаренко писал:«П...

Групповые профилактические мероприятия с детьми и семьями «группы риска» и СОП

Групповые профилактические мероприятия с детьми и семьями «группы риска» и СОП. Материал представлен в виде плана на учебный год....