Главные вкладки

    Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними.
    статья по психологии по теме

    Одаренные дети являются уникальным явлением в современном социальном мире, поэтому для полноценного построения образовательного процесса, так важно знать их психолого-педагогические особенности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогические

    особенности одаренных детей

    и основные направления работы с ними

    Подготовила: педагог-психолог

    МОУ «СОШ №11» г.о. Саранск

    Абрамова Елена Владимировна

    г.о. Саранск, 2019г.

    Одаренные дети являются уникальным явлением в современном социальном мире. Так, в отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.

    В настоящее время достаточно широко используются такие понятия как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.

    Давайте рассмотрим их, выстроив логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность - талант.

    Понятие «индивидуальность» обозначает своеобразие психики, неповторимость и уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от других.

    Очень важными в определении индивидуальности личности ребенка являются способности.

    Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

    Так, когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и об их отсутствии у других.

    В школе у учащихся прослеживается связь способностей со знаниями и умениями, и Вам уважаемые учителя крайне необходимо четко отличать способности от знаний и умений. Так в основе знаний и умений лежат приобретенные и закрепленные системы, например, ребенок, знает таблицу умножения, правила правописания. Способностями же называются свойства личности ребенка, которые позволяют хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний, а овладение знаниями содействует развитию способностей.

    Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.

    Так кто же такой одаренный ребенок – это тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    Одаренных детей можно еще назвать нестандартными детьми. У них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития. Характерными особенностями, таких детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового. Все одаренные дети – это представители мыслительного и художественного типов мышления. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Их также отличает умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, они значительно опережают других детей в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, больше видят, слышат и чувствуют. Могут следить одновременно за несколькими событиями и заниматься несколькими делами сразу. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, у них достаточно хорошо развито чувство юмора. Одаренный ребенок, буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

    Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы:

    1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
    2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
    3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
    4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
    5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
    6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
    7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

    Поэтому одаренные дети требуют особого подхода. Основными направлениями в работе с ними являются индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

    В организации работы с одаренными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов.

    • Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
    • Учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
    • Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
    • Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
    • Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.

     

    Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе, а именно, уважаемые коллеги:

    1. Изучайте индивидуальные особенности и особенности поведения одарённого ребёнка.

    2. Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.

    3. Уделяйте должное внимание индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

    4. На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся.

    5. Преподавайте на высоком уровне сложности. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

    6. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

    7. Уважайте и обсуждайте любую идею одаренного ребенка. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

    8. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

    9. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

    10. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

    11. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

    12. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

    13. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель чего-то достиг.

    .         Необходимо также отметить и то, что высокая степень одаренности в какой-либо деятельности называется талантом. Поэтому, подводя итог вышеизложенному можно  сказать о том, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто вовремя не заметили и не оценили. Уважаемые коллеги, помните: чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

    Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

    Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью

    Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

    Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

          Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

    Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

    В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

    Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

    В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

    Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

    Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....