Командообразование для старшеклассников
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мурзина Екатерина Андреевна

Командообразование для старшеклассников.

Форма: тренинг.

Возраст: 8-11 класс.

Важно: договориться о правилах. К правилам нужно прийти всем вместе. Правила записываются на доске.

  • Услышанное остается в ваших головах и мыслях и не выносится за пределы тренинга.
  • Быть включенными.
  • Искренность.
  • Говорим в круг, не шептаться.
  • Слышим и не осуждаем.
  • Правило одного микрофона.

Ход мероприятия:

  1. Объявления.

Участникам предлагается составить объявление о себе, состоящее из пунктов:

  • Имя
  • Я эксперт в области
  • Больше всего мне нравится
  • В этом году я научился
  • Я горжусь
  • Я мечтаю
  • Я горжусь

После составления своих резюме участники делятся на пары, меняются объявлениями и обсуждают. (задают вопросы и т.п.) Затем пары меняются.

Обсуждение: что из услышанного вам запомнилось/показалось интересным/узнали нового/оказалось похожим на вас.

Материал: листы бумаги, ручки/фломастеры.

  1. А как думаешь ты?

Каждому раздается карточка с определенным вопросом: философским, об интересах, и т.д. После этого начинается хаотичное движение: деление па парам, диалог, обмен вопросами, смена пар. ( в новую пару участник приходит с новым вопросом)

Обсуждение: чей ответ вам запомнился и почему. Были ли сложные вопросы для тебя самого.

Материал: карточки с вопросами (В чем для тебя смысл жизни, Больше всего я благодарна жизни за, Ты бы хотел заглянуть в будущее(в какой именно момент?), Мир без войн: возможно ли это, Мечта. Какое ее значение в жизни человека, Возможно ли жить без любви, Если бы ты мог оказаться в прошлом, что бы ты изменил; Удавалось ли тебе перебороть свой страх перед чем-либо/кем-либо, Если бы ты мог пригласить на ужин любого человека из любого времени, кто бы это был; Героем какой книги ты бы хотел стать, Дружба может быть важнее любви – и т.п.

  1. Прыжки.

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90°, 180°, 270° или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Более сложный вариант – на момент каждого прыжка участники закрывают глаза. Можно выполнять упражнение и не открывая глаз, но тогда целесообразно разрешить тактильный контакт между участниками, иначе задание окажется почти невыполнимым, особенно в большой и не очень сплоченной группе.

Обсуждение: на что направлено, что помогло вам справиться/чего не хватило для более успешного выполнения. Вывести на мысль, что в обычной деятельности и жизни, решении текущих дел, важно смотреть в одном направлении, прислушиваться друг другу.

  1. Остров.

На полу раскладываются листочки. Каждый листочек – остров. На них написаны названия. Остров творчества, тишины, приключений, разочарования, обиды, радости, сожаления, общения и т.п. Можно оставить несколько чистых листов (для тех, кто не найдет своего острова и создаст новый).
«Представьте, что вы отправились в круизное путешествие, на корабле. На пути вам встречаются различные острова. На каком из них вы бы хотели остановиться и побыть?  Вам нужно выбрать один остров, который описывает ваше состояние сейчас».
После того, как все определились, задайте вопросы «Как выглядит этот остров, какая там погода, есть ли там еще люди, как долго ты хочешь там находиться, что ты там делаешь» Выслушать желающих поделиться.
Затем участникам предлагается переместиться на остров, на котором они бы ХОТЕЛИ оказаться. И тут уже задать вопрос на размышление, не обсуждая, «что нужно сделать вам, чтобы там оказаться. Чего не хватает.

Обсуждение: о чем задумались, что чувствовали на этих островах - стараться направлять мысли в сторону реального взаимодействия и жизни в коллективе)

Материалы: листы А4 с названиями островов, пару фломастеров.

  1. Паровозик.

Участники делятся по 3 человека и встают друг за другом. Первый – паровоз, он закрывает глаза. Второй – вагончик, он тоже закрывает глаза и направляет движение паровоза. Третий – машинист, у него глаза открыты, он управляет движением. Схема: третий направляет второго, второй – первого. Задача -  передвигаться по помещению, не сталкиваясь с другими паровозами и посторонними предметами.

Обсуждение: в какой роли вам было комфортнее, в какой не понравилось. Соответствует ли это вашей концепции поведения в реальной жизни – Ведущий, ведомый.

  1. Меню.

Участникам предлагается составить меню социально-психологической компетентности – что она в себя включает. Придумать название, если это блюдо. Чем должен обладать человек, чтобы его можно было назвать компетентным в этом плане? 
Участники делятся на группы по  4-5 человек. Работают минут 10-15, потом представляют.
Как пример вам, что это может быть: мы делали, У нас получилось: суп (картошка это мобильность, чеснок – опыт, свекла, эмоции и т.д), бар и коктейли (коктейль «Дорогой собеседник», он состоит их понимания, умения слышать, приветливости.  Т.е. название коктейля и что в него входит), меню полноценное ( названия блюд типа Запеченное понимание в соусе доброжелательности» и т.п.)

Обсуждение: какого блюда/ингредиента вам не хватает в себе и какой не дополучаете в других. Какого сполна в вас, что уже «переели», и т.п. вопросы.

Материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.

  1. Чувство сердца.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа. Вспомните все его проявления во время нашей работы. Всё, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. (дать время чуть-чуть подумать в тишине)
Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе, в жизни или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл командообразование19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Командообразование для старшеклассников.

Форма: тренинг.

Возраст: 8-11 класс.

Важно: договориться о правилах. К правилам нужно прийти всем вместе. Правила записываются на доске.

  • Услышанное остается в ваших головах и мыслях и не выносится за пределы тренинга.
  • Быть включенными.
  • Искренность.
  • Говорим в круг, не шептаться.
  • Слышим и не осуждаем.
  • Правило одного микрофона.

Ход мероприятия:

  1. Объявления.

Участникам предлагается составить объявление о себе, состоящее из пунктов:

  • Имя
  • Я эксперт в области
  • Больше всего мне нравится
  • В этом году я научился
  • Я горжусь
  • Я мечтаю
  • Я горжусь

После составления своих резюме участники делятся на пары, меняются объявлениями и обсуждают. (задают вопросы и т.п.) Затем пары меняются.

Обсуждение: что из услышанного вам запомнилось/показалось интересным/узнали нового/оказалось похожим на вас.

Материал: листы бумаги, ручки/фломастеры.

  1. А как думаешь ты?

Каждому раздается карточка с определенным вопросом: философским, об интересах, и т.д. После этого начинается хаотичное движение: деление па парам, диалог, обмен вопросами, смена пар. ( в новую пару участник приходит с новым вопросом)

Обсуждение: чей ответ вам запомнился и почему. Были ли сложные вопросы для тебя самого.

Материал: карточки с вопросами (В чем для тебя смысл жизни, Больше всего я благодарна жизни за, Ты бы хотел заглянуть в будущее(в какой именно момент?), Мир без войн: возможно ли это, Мечта. Какое ее значение в жизни человека, Возможно ли жить без любви, Если бы ты мог оказаться в прошлом, что бы ты изменил; Удавалось ли тебе перебороть свой страх перед чем-либо/кем-либо, Если бы ты мог пригласить на ужин любого человека из любого времени, кто бы это был; Героем какой книги ты бы хотел стать, Дружба может быть важнее любви – и т.п.

  1. Прыжки.

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90°, 180°, 270° или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Более сложный вариант – на момент каждого прыжка участники закрывают глаза. Можно выполнять упражнение и не открывая глаз, но тогда целесообразно разрешить тактильный контакт между участниками, иначе задание окажется почти невыполнимым, особенно в большой и не очень сплоченной группе.

Обсуждение: на что направлено, что помогло вам справиться/чего не хватило для более успешного выполнения. Вывести на мысль, что в обычной деятельности и жизни, решении текущих дел, важно смотреть в одном направлении, прислушиваться друг другу.

  1. Остров.

На полу раскладываются листочки. Каждый листочек – остров. На них написаны названия. Остров творчества, тишины, приключений, разочарования, обиды, радости, сожаления, общения и т.п. Можно оставить несколько чистых листов (для тех, кто не найдет своего острова и создаст новый).
«Представьте, что вы отправились в круизное путешествие, на корабле. На пути вам встречаются различные острова. На каком из них вы бы хотели остановиться и побыть?  Вам нужно выбрать один остров, который описывает ваше состояние сейчас».
После того, как все определились, задайте вопросы «Как выглядит этот остров, какая там погода, есть ли там еще люди, как долго ты хочешь там находиться, что ты там делаешь» Выслушать желающих поделиться.
Затем участникам предлагается переместиться на остров, на котором они бы ХОТЕЛИ оказаться. И тут уже задать вопрос на размышление, не обсуждая, «что нужно сделать вам, чтобы там оказаться. Чего не хватает.

Обсуждение: о чем задумались, что чувствовали на этих островах - стараться направлять мысли в сторону реального взаимодействия и жизни в коллективе)

Материалы: листы А4 с названиями островов, пару фломастеров.

  1. Паровозик.

Участники делятся по 3 человека и встают друг за другом. Первый – паровоз, он закрывает глаза. Второй – вагончик, он тоже закрывает глаза и направляет движение паровоза. Третий – машинист, у него глаза открыты, он управляет движением. Схема: третий направляет второго, второй – первого. Задача -  передвигаться по помещению, не сталкиваясь с другими паровозами и посторонними предметами.

Обсуждение: в какой роли вам было комфортнее, в какой не понравилось. Соответствует ли это вашей концепции поведения в реальной жизни – Ведущий, ведомый.

  1. Меню.

Участникам предлагается составить меню социально-психологической компетентности – что она в себя включает. Придумать название, если это блюдо. Чем должен обладать человек, чтобы его можно было назвать компетентным в этом плане?  
Участники делятся на группы по  4-5 человек. Работают минут 10-15, потом представляют.
Как пример вам, что это может быть: мы делали, У нас получилось: суп (картошка это мобильность, чеснок – опыт, свекла, эмоции и т.д), бар и коктейли (коктейль «Дорогой собеседник», он состоит их понимания, умения слышать, приветливости.  Т.е. название коктейля и что в него входит), меню полноценное ( названия блюд типа Запеченное понимание в соусе доброжелательности» и т.п.)

Обсуждение: какого блюда/ингредиента вам не хватает в себе и какой не дополучаете в других. Какого сполна в вас, что уже «переели», и т.п. вопросы.

Материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.

  1. Чувство сердца.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа. Вспомните все его проявления во время нашей работы. Всё, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. (дать время чуть-чуть подумать в тишине)
Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе, в жизни или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на командообразование для старшеклассников

Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группе, сплоченности коллектива....

Тренинг на командообразование. "Школа Актива"

Цель:Создать  условия для активизации процесса успешного сплочения  группы.Задачи:формирование чувства команды;навыков взаимодействия в команде (в группе);формирование групповых норм партнер...

«Тренинг командообразования как наилучший фактор успеха ребенка в учебе, творчестве и общественной деятельности»

Современных подростков довольно трудно сегодня хоть чем-то увлечь, почти невозможно сосредоточить их внимание. Данная проблема стоит достаточно остро во многих аспектах жизни, в том числе и в школе....

Программа тренингов для школьных лагерей с дневным пребыванием по командообразованию и личностному росту.

Программа рассчитана на 21 день смены, учитывает возрастные особенности ребят, педагогические и психологические характеристики смены. Состоит из 4 этапов, каждый из которых в определенный период решае...

Командообразование в детском туристском коллективе

Статья о разработке системы создания команды в детской туристской группе...

Тренинг для педагогов "Командообразования"

Среди педагогов ведётся педгостинная, в январе  по теме "Командообразования"....

Классный час на командообразование

Цель занятия: Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, доверия друг к другу.Задачи: 1) создать условия для усвоения учащимися важности работать в команде; 2) повышение внут...