Профориентация для 9-х классов "В мире профессий"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Хосонова Оксана Викторовна

 Выбор профессии называют самым сложным экзаменом в жизни человека. Если человек выбирает профессию случайно, он легко может оказаться на работе, которая ему не подходит.. Это повлечет за собой массу неприятностей, из которых наиболее значительным является собственное внутреннее состояние (негативные эмоции, плохое здоровье, конфликтное взаимодействие с окружающими) и, конечно же, промахи в работе, выпуск брака.

Выбор прфессии - это процесс правильного подбора профессии с учетом как индивидуальных качеств человека, так и требований специальности.

Поэтому, считаю, очень важным проводить систему подготовки старшекласников к свободному и осознанному выбору профессии (профессиональная ориентация). Т.е. максимальное информирование о мире профессий, о требованиях, предъвляемых профессией к личности, о требующихся профессиях городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационное занятие для учащихся 9-х классов «В мире профессий».

                                                                                                                            Подготовила

                                                                                                                           Педагог-психолог МБОУ СОШ №6                                                  

                                                                                                                           Хосонова О.В.

        15.12.2018г.

Цели занятия: 

  •  формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.

.

Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-15 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.

Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.

План занятия: 

  1. Вводная часть:
  • Знакомство;
  • Сплочение группы;
  • Мотивирующая беседа.
  1. Основная часть: 

           .     Методика «ДДО».

  • Игра «Человек-профессия»

  1. Заключительная часть: 
  • Подведение итогов;
  • Рефлексия.

Ход занятия

1. Вводная часть.

«Знакомство»

Участники сидят в кругу.

Ведущий: Здравствуйте! Я педагог-психолог. Зовут меня Оксана Викторовна . Сегодня мы с вами проведем занятие по психологии, которое называется «В мире профессий».

Вы ребята учитесь в 9 классе, скоро окончите основную школу, наверняка перед многими из вас встает вопрос «А, что мне делать дальше?».

Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.

Во время этого занятия вы сможете:

  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • показать и расширить свои знания о профессиях;
  • Проявить себя при решении профессиональных ситуаций.

Начнем мы с вами занятие с разминки, игра называется «Ассоциации».

«Мозговой штурм» Упр. «Ассоциации».

Цель: Побудить детей к ассоциативному мышлению.

Ведущий: Каждый из вас будет ловить мяч и говорить первое слово, что пришло в голову на слова «профессия», «цель», «будущее».

Мотивирующая беседа.

Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.

Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)

Теперь давайте обобщим сказанное вами.

Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это, что «надо» обществу (вывешивается на доску круг со словом «Надо»). То есть, это, значит, выбрать такую профессию, которая востребована на рынке труда.

Второе: что я «Могу». (вывешивается круг со словом «Могу» на доску и частично перекрывает первый круг). Это значит, что профессия должна быть доступна вам в силу ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков.

Третье: что я «Хочу». (вывешивается круг со словом «Хочу»). То есть профессия должна приносить радость, удовлетворение и доход.

На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.

  • Зона оптимального выбора профессии:
  • Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.

«Выбор профессии»
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575286/1.gif

2. Основная часть.

Методика  «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессии Е.А.Климова.

Ведущий:  «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»  (приложение 1).

Анализ опросника. Дети сами обрабатывают и делают соответствующие выводы, классифицируют себя  по типам профессии ( человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек – знак,  человек- художественный образ).

Игровое упражнение «Человек - профессия»

Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.

Основные этапы:

1. Ведущий дает инструкцию участникам: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.

4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8-10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе. У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы- профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

3. Заключительная часть.

Ведущий: 

Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Рефлексия.

Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.

(на доске вывешивается три листа с надписями.)

Листы для рефлексии
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575286/3.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации по теме: «В мире профессий»

Профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга. Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: -создать позитивную эмоциональную уст...

Викторина по профориентации "В мире профессий"

Данная разработка будет полезна учителям технологии, воспитателям, классным руководителям коррекционных школ VIII вида....

Программа по профориентации «Я в мире профессий»

Данная программа  «Я в мире профессий»  предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Происходит знакомство с ми...

Целевая программа по профориентации учащихся "В мире профессий".

Материал содержит титульный лист программы, титульный лист приложения к программе, содержание программы иприложения, внешнюю рецензию....

Классный час по профориентации «В мире профессий»

Классный час по профориентации  «В мире профессий».Цель – познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личн...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...

Социальные проект по профориентации "В мире профессий"

Проект  направлен на формирование у обучающихся по адаптированным образовательным программам профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальных осо...