Викторина по профориентации "В мире профессий"
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Данная разработка будет полезна учителям технологии, воспитателям, классным руководителям коррекционных школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_proforientacii.doc729.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная викторина «В мире профессий»

Методическое объединение учителей трудового обучения.

            КГК СКОУ Раздольненской КШИ

Актуальность проблемы

 В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из главных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт “тон” всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Данную викторину предлагаю провести на уроке СБО в 9 классе коррекционной школы 8 вида при изучении темы «Трудоустройство», ил как внеклассное мероприятие по профориентации.  

Цель

Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий.

 Задачи

1. формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

2.  информирование учащихся об особенностях выбора профессии.

       

Оборудование

  1.  Карточки с заданиями для команд, разрезанные пословицы.
  2. карточки со словами: работа, деньги, лень, отпуск, родители, друзья,

профессия, рыбалка, день, школа;

  1. карточки со словами: хочу, могу, надо.

                        Ход викторины

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

  1. Организационный момент

Приветствие. Участники называют свое имя и профессию на первую букву своего имени (создание позитивного настроя на занятие).      

Участники делятся на две команды, выбирают капитана команды.

Утверждаем состав жюри. Объяснение правил игры.

Слово капитанам команд (“Защита названия команды”).

  1. Основная часть

Мы начинаем профориентационную игру “Мир профессий”.

1 задание «Назовите профессии на букву…»

Вспомните и назовите профессии на букву «П». Время на подготовку 5 минут. Команды называют профессии по очереди. За каждую правильную профессию присваивается 1 балл.

Подводится подсчет баллов.

Озвучиваются результаты 1 задания.

2 задание «Презентация профессии»

 Командам предлагается одна профессия (например, врач, парикмахер, шофер, официант).

Каждая команда должна прорекламировать выбранную профессию. Время на подготовку 3 минуты.

Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за наиболее удачную презентацию профессии.

Озвучиваются результаты 2 задания.

                   3 задание «Стихоплет»

От каждой команды выдвигается 1 человек для следующего задания. Ему необходимо придумать небольшое стихотворение или рассказ используя следующие слова: работа, деньги, лень, отпуск, родители, друзья, профессия, рыбалка, день, школа.

Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за самое оригинальное стихотворение или рассказ о профессии.

Озвучиваются результаты 3 задания.

               4 задание «Примите меня на работу»

Командам нужно совместными усилиями написать заявление от имени Петрова Ивана Сергеевича, о приеме на работу в нашу школу кочегаром.

Пока команды готовятся к ответу проведем конкурс болельщиков:

 «Отгадай загадку»

1. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …                                               (банкир)

2. Расчёт зарплаты – знать пора –

Проводят в срок …                                                          (бухгалтера)

3. От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас …                                          (программист)

4. Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай.                                                    (хирург)

5. Как воздушная принцесса

В форме лётной …                                                           (стюардесса)

6. Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт …..                                                    (портной)

7. Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома …                                                      (строитель)

8. Под оркестр поёт наш хор,

Впереди нас - …                                                                (дирижёр)

9. Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу!                                                     (таксист)

10. Натянутый холст, краски, треножник-

Пишет с натуры картину …                                              (художник)

11. С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт …                                           (почтальон)

Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за наиболее правильное заявление.

- Вы пришли устраиваться на работу.  Какие документы Нужно взять с собой? (паспорт, диплом или свидетельство об образовании, медицинскую книжку, ИНН, Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования)

- Что такое трудовой договор?

- За что работодатель может разорвать с вами трудовой договор?

- Как вы понимаете, что такое трудовая дисциплина.

- Какие санкции может наложить на вас работодатель за нарушение трудовой дисциплины?

По 3 балла за каждый полный ответ.

Озвучиваются результаты 4 задания.

«Профессии, которые мы получаем».

Капитаны команд по очереди выходят к доске и дротиком попадают в какой         либо сектор круга. Каждый сектор обозначает профессию. После чего учитель задает вопросы знатокам профессий.

Желтый сектор  ПОВАР.

         Чтобы узнать о какой профессии пойдет речь,  разгадайте сканворд.

    

          П                     О                   В                   А                         Р

Задание вам даст учитель кулинарии Соболева Нина Алексеевна.

  1. «Приготовьте завтрак из чудесного мешочка». В мешочках лежат крупы: рис, гречка, манка, пшеничная. Угадать на ощупь. Каждый правильный ответ 1 балл.
  2. « Вопросы на засыпку».

 - Что нужно делать, чтобы получить профессию? Зачеркните не нужное.

( Камандам раздаются листы с напечатанными на них высказываниями, то, что они считают не правильным – зачеркивают).

  1. Получить аттестат об образовании в Раздольненской КШИ.
  2. Поучиться в вечерней школе.
  3. Поступить в училище по выбранной специальности.
  4. Посещать училище по настроению
  5. Закончить училище  и получить специальность.
  6. Проходить практику по специальности.
  7. Не посещать практические занятия, хватит и теории.

Красный сектор ШВЕЯ.

Разгадайте кроссворд и вы узнаете место работы представителя следующей профессии.

  1. На пальчике одном ведерко вверх дном.
  2. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается.
  3. На поляне шерстяной пляшет тонконожка, из под туфельки стальной выползает стежка.
  4. Всех на свете обшивает, что сошьет – не одевает.
  5. Сговорились две ноги делать дуги и круги.
  6. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегая по доске

Оставляет белый след.

Мы попали в ателье. А работают тут …

Задание от учителя швейного дела Бабако Нины Николаевны.

«Опишите модель». Участникам команд предоставляются 2 модели платьев, нужно ох описать.

За правильный и полный ответ присуждается 3 балла.

Следующий вопрос От учителя швейного дела Дорошенко Ольги Васильевны. «Узнай изделие по выкройке». Командам предлагается по заготовкам изделия узнать, что же будет из них сшито.

За правильный ответ 2 балла.

Зеленый сектор ОВОЩЕВОД.

Задание от учителя сельско-хозяйственного труда Макаровой Елены Федоровны.

 Конкурс « Вопрос – ответ».

  1. Кем был завезен в Россию картофель? (Петром 1)
  2. В средней Азии из этого овоща делают посуду, в Индии используют для ловли обезьян (тыква)
  3. С помощью этого овоща хотели отравить Джорджа Вашингтона, президента Америки (помидор)
  4. Против собачьих укусов используют огурец, а против змеиных (чеснок)
  5. Какой овощ выращивали для красоты на клумбах (помидор)
  6. С помощью этого овоща индейцы победили испанское войско (перец)

 За правильный ответ 1 балл.

Синий сектор СЛЕСАРЬ.

Вопросы вам задаст учитель слесарного дела Намаконов Валентин Федорович.

«Инструменты слесаря».

Рабочие инструменты слесаря: Зубило, ножовка по металлу, напильник, молоток, ключи.

Измерительные инструменты:  угольник, чертилка, штангенциркуль, линейка, измерительная лента.

За каждый правильно названный инструмент 1 балл.

Слово психологу школы Главизиной Виктории Николаевне.

О результатах тестирования учащихся 8-9 классов.

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом  "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим словом "могу".А также необходимо учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".              

- Дорогие ребята! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.

Задание 9  « Пословицы о труде»

№ п/п

1 часть пословицы

Буква

2 часть пословицы

1.

Мастерство тому даётся,

А

а людей в делах.

2.

Деревья смотри в плодах,

Б

чтоб не кряхтеть при ходьбе.

3.

Бери всегда ношу по себе,

В

а один топор берут.

4.

В лес идут,

Г

выстирала – не узнала.

5.

На полатях лежать,

Д

кто весь делу отдаётся.

6.

Стирала – не устала,

Е

так и ломтя не видать.

7.

Держись за соху:

Ж

она кормилица.

IV.    Слово жюри (подводятся итоги, благодарят участников за

        работу).

      V.    Итог (ведущий):

 Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни…  

   

      VI. Обратная связь участников группы:

1.        Что для вас было сегодня полезным?

2.        Что вы узнали нового?

Счастливого  пути! В мир профессий!

       

Используемая литература:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1990.

2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001г.

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г.

4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, - М. 2005г.

           Что нужно делать, чтобы получить профессию повара?

  1. Получить аттестат об образовании в Раздольненской КШИ.
  2. Поучиться в вечерней школе.
  3. Поступить в училище по выбранной специальности.
  4. Посещать училище по настроению
  5. Закончить училище  и получить специальность «повар-кондитер»
  6. Проходить практику по специальности.
  7. Не посещать практические занятия, хватит и теории.

  « Пословицы о труде»

№ п/п

1 часть пословицы

2 часть пословицы

1.

Мастерство тому даётся,

а людей в делах.

2.

Деревья смотри в плодах,

чтоб не кряхтеть при ходьбе.

3.

Бери всегда ношу по себе,

а один топор берут.

4.

В лес идут,

выстирала – не узнала.

5.

На полатях лежать,

кто весь делу отдаётся.

6.

Стирала – не устала,

так и ломтя не видать.

7.

Держись за соху:

она кормилица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации по теме: «В мире профессий»

Профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга. Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: -создать позитивную эмоциональную уст...

Программа по профориентации «Я в мире профессий»

Данная программа  «Я в мире профессий»  предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Происходит знакомство с ми...

Целевая программа по профориентации учащихся "В мире профессий".

Материал содержит титульный лист программы, титульный лист приложения к программе, содержание программы иприложения, внешнюю рецензию....

Классный час по профориентации «В мире профессий»

Классный час по профориентации  «В мире профессий».Цель – познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личн...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...

Социальные проект по профориентации "В мире профессий"

Проект  направлен на формирование у обучающихся по адаптированным образовательным программам профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальных осо...

Викторина по профориентации "Профессий много в мире есть"

Виктрина по профориентации для обучающихся 7-8 классов "Профессий много в мире есть."Цель: способствовать расширению представлений обучающихся по основам выбора профессии; поддерживать интер...