Методическая разработка занятия "За здоровьем вместе"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Юлия Малова

В материале предаставлен конспект просветительского занятия, направленного на формирование в образовательном пространстве мировоззрения и самосознания здорового образа жизни. Задачи: 1.пропаганда идей ведения здорового образа жизни среди участников образовательного процесса; 2. Профилактика употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

для учащихся 9 классов

«За здоровьем вместе»

Автор:

педагог-психолог МБОУ ДОД ДООСПЦ:

Малова Ю.С.

Владимир 2018

Пояснительная записка.

Тело в своем роде — дом.

Можно устранять неполадки на кухне, ванной,

но если фундамент разваливается, какой в этом толк?

Брэд Фалчук

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник различных заболеваний взрослых надо искать в их детстве.

Диетологи говорят о настоящей эпидемии ожирения, которой подвержены не только взрослые, но и дети. Число не в меру упитанных школьников стремительно растет в США, в Европе и даже в азиатских странах. Россияне уверенно догоняют зарубежные страны по этому показателю.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что каждый десятый школьник в мире весит больше нормы.

Причины ожирения у детей

Процессы урбанизации и развития цифровых технологий снижают привлекательность физической активности и здоровых игр. Избыточный вес и ожирение также лишают детей возможности участвовать в групповой физической активности. В результате, они еще меньше двигаются, что со временем приводит к накоплению еще большего избыточного веса.

Проблема усугубляется нехваткой информации о правильном подходе к питанию, а также дефицитом и высокой стоимостью здоровой пищи. Агрессивная реклама высококалорийных продуктов питания и напитков, ориентированная на детей и семьи, обостряет ее еще больше. В некоторых сообществах традиционные представления (например, распространенное убеждение, что толстый ребенок — здоровый ребенок) подталкивают семьи к перекармливанию детей.

Как показывают исследования, развитие ожирения у большинства детей связано с нарушением режима питания и снижением уровня физической нагрузки. Обычно в питании детей с избыточной массой тела и ожирением преобладают легкоусвояемые углеводы (хлебобулочные изделия, сладкие десерты) и твердые жиры (фаст-фуд, полуфабрикаты), сладкие напитки (соки, газировка, чаи) при недостаточном употреблении клетчатки, белка, воды. При этом большинство детей ведут малоподвижный образ жизни (не играют в подвижные игры, не занимаются спортом, не посещают уроки физкультуры), много времени проводят у телевизора или компьютера, испытывают интенсивную умственную нагрузку, способствующую гиподинамии.

Конспект занятия

«За здоровьем вместе»

Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга.

Материалы:

  1. Ватман
  2. Цветные фломастеры, карандаши.
  3. Ножницы
  4. Вырезки из газет и журналов.

Участники: учащиеся 9 классов.

Ход занятия.

Вступление.

- Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о такой теме как «Правильное питание – залог красивого и здорового тела».

Учащимся рассказывается о проблеме лишнего веса, причинах ожирения (см пояснительная записка)

- Теперь давайте каждый для себя вычислим ИМТ.  ИМТ — это сокращённое обозначение индекса массы тела. На английском это звучит как Body Mass Index (BMI). Это параметр, отражающий степень соответствия веса и роста человека. Позволяет объективно оценить, имеются ли у него лишние килограммы, страдает ли он истощением, или же у него всё в норме. Чаще всего используется в двух случаях. Выглядит формула расчёта Кетле следующим образом:

I = m / h

Согласно ей, чтобы высчитать индекс массы тела, нужно свой вес в килограммах (m) разделить на свой рост в метрах, возведённый в квадрат (h2).

Пример:

  • m (вес) = 80 кг;
  • h (рост) = 1,6 м;
  • возводим метры в квадрат: 1,6 х 1,6 = 2,56;
  • I = 80 / 2,56 = 31,25.

На этом расчёт индекса массы тела закончен: он равен 31,25. Эту цифру запоминаем и сравниваем с нормальными показателями, согласно таблице ниже.

Норма и отклонения

На официальном сайте ВОЗ есть специальная таблица, в которой указаны и норма ИМТ, и отклонения. По ней ищем, в какую категорию мы попали с нашим I = 31,25.

Таблица норм ИМТ с официального сайта ВОЗ

В нормальный индекс массы тела мы не попали, причём таблица показывает уже не просто лишние килограммы, а ожирение I степени.

Так что вычислить ИМТ и сравнить полученные данные с нормой совсем не сложно.

- Теперь мы с вами знаем свой ИМТ. Теперь поговорим с вами о том, что же в основном влияет на наш вес, работоспособность, активность? Наводим учащихся на важность правильного питания (ПП).        (ответы ребят)

«ПП» – правильное питание. Чем же ПП отличается от диеты? (ответы ребят).  Основное отличие в том, что находясь на ПП, худеешь, при этом кушаешь. За счет того, что в организм перестает поступать вредная пища, канцерогены и вредные жиры, происходит очистка и, как результат – естественное похудение при поступлении в организм всех микроэлементов, витаминов, необходимых для активного образа жизни и умственной деятельности каждого человека.

Правила ПП:

  • питайтесь дробно и часто, делайте перекусы между основными приемами пищи. Организму не надо делать запасы, откладывая от каждого съеденного кусочка пару граммов.
  • возьмите за привычку пробуждать свой желудочно-кишечный тракт, выпивая утром натощак лен или воду с медом, или стакан воды. Завтракайте спустя какое-то время;
  • не отказывайтесь от завтрака – основного приема пищи, который заряжает энергией на весь день;
  • пейте много чистой и некипяченой воды — 2 литра ежедневно, перед едой и в промежутках выпивайте воду.
  • в обязательном порядке занимайтесь спортом. Каким угодно, будь то бег, ходьба, фитнес или силовые тренировки. Наращивайте мышечную массу, что позволит ускорить метаболизм и активизировать обмен веществ;
  • контролируйте свои порции: объем съеденного должен умещаться в горсти.
  • после еды пейте чай, кофе, воду или иную жидкость спустя полчаса;
  • перерыв в еде не должен быть более 3-4 часов. За это время организм переработает съеденное и будет голодать, сжигая мышечную ткань.

Основы рационального питания:

Рациональным называется питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания. Принципы рационального питания — энергетическое равновесие, соблюдение режима прием пищи и сбалансированное питание.

Первый принцип рационального питания — энергетическое равновесие — предполагает соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма, не больше и не меньше.

Второй принцип рационального питания — сбалансированное питание. Это значит, что в организм должны поступать те вещества, которые ему нужны, и в том количестве или пропорциях, в которых это нужно. Белки — строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а также антител к вирусам. Жиры — склад энергии, питательных веществ и воды. Углеводы и клетчатка — топливо. Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным.

Кратко нормы рационального питания можно представить следующим образом:

  • животные жиры — 10%;
  • растительные жиры — 12%;
  • животные белки — 6%;
  • растительные белки — 7%;
  • сложные углеводы — 60%;
  • сахара — 5%.

Третий принцип рационального питания — режим питания. Режим рационального питания характеризуется следующим образом:

  • дробное питание 3-4 раза в сутки;
  • регулярное питание — всегда в одно и то же время;
  • равномерное питание;
  • последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна.

Основы рационального питания

Пирамида рационального питания

Основами рационального питания являются следующие правила:

1. Для того, чтобы рацион был полноценным и сбалансированным, необходимо потреблять разнообразные продукты, содержащие множество разных питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Так вы сможете удовлетворить потребности организма в полном объеме.

2. Обязательно при каждом приеме пищи съедайте хлеб, злаки, макаронные изделия или картофель. В этих продуктах содержится много белка и углеводов, а также клетчатка, минеральные вещества (кальций, магний, калий), витамины (аскорбиновая кислота, каротиноиды, фолиевая кислота, витамин В6), при этом в чистом виде эти продукты обладают невысокой калорийностью.

3. Овощи и фрукты (а также бобовые) — обязательный компонент дневного рациона. В день вам необходимо съедать не менее 500 гр овощей и фруктов. В овощах содержатся необходимые организму пищевые волокна, витамины, органические кислоты и антиоксиданты. Особенно полезны зеленые и листовые овощи — шпинат, брокколи, руккола, салат, зелень, огурцы, брюссельская капуста.

4. Каждый день необходимо потреблять молочные продукты с низким содержанием соли и жира — это ценный источник кальция.

5. Жирное мясо замените на рыбу, птицу, яйца, бобовые или постное мясо. Белка в них содержится столько же, а вот ненужный животный жир кушать незачем — необходимое в соответствии с нормами рационального питания количество животного жира вы получите и из маложирных сортов мяса, рыбы и птицы.

6. Выбирайте обезжиренные продукты, откажитесь от привычки есть хлеб с маслом, вместо жареной на масле пищи предпочитайте вареную или запеченную — жиры содержатся везде, и вы наверняка не останетесь без установленной нормами рационального питания порции жиров, а вот превышать ее не следует. Вместо сливочного и подсолнечного масла используйте оливковое - в нем содержится больше полезных веществ и антиоксидантов. Откажитесь от маргаринов и рафинированных масел — в них больше вредных веществ, чем полезных.

7. Ограничьте употребление быстрых углеводов и сахаров — они не имеют никакой питательной ценности: все, что они дают организму — быстрая энергия, кариес и дисбаланс в обмене веществ. Помните, что доля быстрых углеводов по нормам рационального питания составляет всего лишь 5% общей суточной калорийности (это всего 150-200 ккал в сутки).

8. Пейте воду. Для взрослого человека (не спортсмена) суточная норма воды — 2 литра, для подростка – 1.5 литра, для спортсмена — 3-3,5 литров. Вода необходима для всех химических реакций в организме, без нее вы просто не сможете жить.

9. Норма употребления поваренной соли для человека — 6 г в сутки. Современный же человек употребляет около 18 г поваренной соли в сутки. Откажитесь от употребления соленых, копченых и консервированных продуктов, научитесь есть слабосоленую пищу.

10. Основа рационального питания — здоровая натуральная пища. Все ненатуральное в своем рационе стремитесь заменить натуральным.

- Сейчас вы возьмете ватман, вырезки из газет, фломастеры, карандаши, клей и выполните коллаж на тему «Я – то, что я ем. Влияние вкусовых предпочтений на внешний вид и здоровье подростков». (выполнения и обсуждение коллажа, разбор вредных продуктов и их влияния на здоровье человека).

Самыми опасными, по мнению диетологов, являются следующие продукты:

  1. Чипсы и картофель фри.

Заслуженно заняли первое место – в них полно красителей, вкусовых добавок, жиров, углеводов и даже намека нет на натуральный картофель. Зачастую чипсы производят из неорганического картофеля, выращенного на пестицидах и других подобных химикатах.

  1. Колбасы и копчености.

Все эти продукты, включая бекон, ветчину, колбасы, сосиски, копчености, проходят специальную обработку. Это насыщает их нитратами, гормонами и добавками. Исследования показали, что самое натуральное на первый взгляд колбасное изделие состоит из: хрящей, обрезков мяса, свиного сала и шкурки, 25-30% трансгенной сои, пищевых красителей, усилителей вкуса и запаха, консервантов, ароматизаторов.

Полезней будет купить мясо и приготовить колбасное изделие самостоятельно или закоптить его в домашних условиях.

  1. Газировка.

Здесь, пожалуй, один натуральный ингредиент – вода. Остальное – сплошь химия, добавки, красители и консерванты.

Кстати, любимые всеми сидящими на диете газированные напитки «Лайт» с нулевой калорийностью содержат сахарозаменители, преимущественно – аспартам. При его распаде выделяется целый «букет» химикалий – формальдегид (канцероген, относящийся к  классу А), метанол и фенилаланин (сочетаясь с другими белками вызывает интоксикацию).

Помните, что сладкие газированные напитки состоят из сахара, химических добавок и газов, благодаря которым вредные вещества быстро разнесутся по всему организму.

Последствиями такого питья может стать аллергия (из-за обилия красящих препаратов), замедление метаболизма, гастрит (пузырьки – углекислый газ, повышающий кислотность в желудке).

  1. Пища из фаст-фудов.

Блюда всех сетевых ресторанов быстрого питания (McDonald’s, Burger King, KFC и др.) содержат огромный перечень химических пищевых добавок и канцерогенов. Этому посвящен документальный фильм «Двойная порция» (Super Size Me), в котором подтвердилось, что пища из фаст-фудов ведет к ожирению и сахарному диабету. А ученые Нью-Йоркского психиатрического института установили, что при злоупотреблении этими блюдами повреждается структура мозга, уничтожаются нервные ткани и активизируются воспалительные процессы.

Будьте осторожны с фаст-фудами – их пища вызывает у человека зависимость схожую с наркотиком.

  1. Майонез.

Домашний майонез при умеренном потреблении вреда не причинит, другое дело – магазинный. Кроме того, что он высококалорийный и наносит вред нашей фигуре, в его составе содержится масса углеводов, жиров, заменителей, красителей, вкусовых добавок. Полный список их тоже будет велик.

Наряду с майонезом не меньший вред наносят кетчупы, соусы, заправки, содержание ГМО и прочей химии в которых не уступает майонезу.

  1. Леденцы, жевательные конфеты, шоколадные батончики.

Яркие разноцветные жевательные пастилки, чупа-чупсы, леденцы, все это – источник сахара, красителей, заменителей, химических добавок. Обходите их стороной и не забывайте говорить детям о том, какой это на самом деле вредный продукт.

Шоколадки и батончики сейчас – это сплошные калории в паре с ГМО, ароматизаторами, химическими добавками и красителями.

Помните, что максимальный суточный предел потребления сахара в день – 50 грамм. Все свыше этой нормы увеличивает риск сахарного диабета, ожирения, остеопороза, онкологических заболеваний, проблем с зубами, аллергических реакций.

  1. Попкорн.

Кукуруза, хоть и является углеводом с высоким содержанием крахмала и с калорийностью на 100 грамм равной 330 калориям, вреда организму не причинит. В ней много клетчатки, фолиевой кислоты, витаминов А, С, Е, фосфора, тиамина, ниацина, железа, калия, магния, цинка.

А вот попкорн становится настоящим скопление вредных добавок – соль, масло, сахар, ароматизаторы, карамелизаторы, усилители вкуса и красители. Причем количество соли в порции соленого попкорна просто немыслимое. Это «одарит» вас повышением давления и проблемами с почками. Плюс калорийность зашкаливает – 500 ккал в 100 граммах попкорна.

  1. Алкогольные напитки.

Негативные последствия переизбытка употребления алкоголя для организма не сосчитать – дегенеративные нарушения в головном мозге, онкологические заболевания, разрушение печени, генетические отклонения, сокращение жизни на 10-15 лет, проблемы с психикой и частые депрессии. Половина всех аварий и треть самоубийств происходят в состоянии алкогольного опьянения.

И в минимальных дозах алкоголь становится преградой для усвоения витаминов и мешает нормальной работе почек и печени. Плюс он высококалорийный – 7 ккал в 1 грамме (калорийность белков меньше – всего 4 ккал!).

Одна из самых главных его опасностей – очень трудно остановиться вовремя и не достичь черты зависимости.

  1. Маргарин и рафинированное растительное масло.

Маргарин содержит транс-кислоты, повреждающие стенки сосудов и провоцирующие сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Кроме того, он чрезвычайно калорийный и приводит к набору веса.

Рафинированное растительное масло содержит Омега-6 и Омега-3 жирные кислоты в пропорции 15:1. Норма составляет 1:1. Это ведет к развитию воспалительных процессов в организме.

  1. Бульонные кубики.

Они на 50-60% состоят из соли, еще 30% занимают глютаматы (усилители вкуса), которые относятся к классу канцерогенов, провоцирующих онкоболезни. Кубики запрещено употреблять людям с заболеваниями почек, печени и поджелудочной.

  1. Соль.

Не зря в народе носит название «белая смерть». Злоупотребление солью ведет к снижению давления, сдвигам в соляно-кислотном балансе организма, накапливанию токсинов. Если полностью отказать себе в ее употреблении вы не в силах, постарайтесь снижать степень солености блюд постепенно.

  1. Все рафинированное – мука, сахар, масло.

- Давайте попробуем составить меню рационального питания каждый сам для себя. ( составление меню, обсуждение). См приложение

Хлеб из белой рафинированной муки – нездоровый продукт. Самый полезный хлеб печется из муки грубого помола и цельного зерна. Рафинированный сахар, мука и масло проходят обработку, в ходе которой в них не остается биологически активных компонентов. Поэтому срок их хранения увеличивается, а польза – обнуляется.

Меню рационального питания, как уже говорилось выше, состоит из натуральных, свежих продуктов. Майонез, колбаса, картофель фри, чипсы, кола — это все должно быть исключено из меню рационального питания. Потребляйте свежие и обработанные овощи и фрукты (особенно местные), приготовленную дома птицу, рыбу и мясо (нежирных сортов), злаки и бобовые, а также молочные и кисломолочные продукты. Консервам (за исключением домашних заготовок на зиму) и копченостям также нет места в меню рационального питания. Не увлекайтесь натуральным кофе, а растворимый вовсе исключите из рациона; пейте больше чистой негазированной воды, зеленого чая, травяных отваров.

- Питайтесь правильно и живите здорово!!! До свидания!

Приложение

Пример 1

  • Завтрак: Омлет с помидором и болгарским перцем. Чай.
  • Второй завтрак: Йогурт, курага или арахис.
  • Обед: Куриный бульон с кусочком куриного мяса, рыбные котлеты и салат из капусты и огурца, заправленный оливковым маслом.
  • Полдник: Овсяное печенье и травяной чай.
  • Ужин: Греческий салат и небольшой кусочек отварной телятины. Чай с молоком.

Пример 2

  • Завтрак: Гречневая каша и кусочек сыра. Апельсиновый сок.
  • Второй завтрак: Кефир с овсяными хлопьями и сухофруктами.
  • Обед: Вареный картофель и тушеная рыба с овощами. Кофе с молоком.
  • Полдник: Банан и стакан нежирного йогурта.
  • Ужин: Порция мяса на гриле и фруктовый салат.

Пример 3

  • Завтрак: Рисовая каша с кусочком вареной грудки. Зеленый чай.
  • Второй завтрак: Ряженка и яблоко.
  • Обед: Овощной суп, винегрет и кусочек рыбы. Чай или кофе.
  • Полдник: Сэндвич со свежим помидором.
  • Ужин: Салат из болгарского перца и помидора с тушёной говядиной. Любой фрукт, кроме банана. Мятный чай с медом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей"

Методическая разработка  конкурсной   программы  "Вместе с бабушкой моей",  проводится на кануне праздника 8  марта (можно и в другое время). В ней учавствуют бабушка и её вну...

Методическая разработка спортивного праздника "Вместе встретим Новый год".

Пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха....

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

Методическая разработка урока "Здоровье и здоровый образ жизни"

Конспект урока к курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"....

Методическая разработка урока здоровья «От олимпиады к здоровью»

Данная викторина по 22 зимней Олимпиаде в Сочи и 11 Паралимпиаде-2014 составлена в виде познавательной обучающей настольной игры в кёрлинг....

Методическая разработка - слет туристят "Вместе весело шагать"

Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия  ТКО в конце первого года обучения по программе: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных кл...

Методическая разработка урока здоровья " Мама, папа, я - ЗДОРОВАЯ семья!"

Данный материал предназначен для организации внеклассной деятельности школьников и их родителей. В основе - здоровьесберегающие технологии, технология личностно-ориентированного обучения....