Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Психологическая мастерская " 5 класс.
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) на тему

Черкасова Вера Геннадьевна

Внеурочная деятельность "Психологическая мастерская "-5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_masterskaya.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 8 «Экос» г. ДОЛГОПРУДНОГО

( МБОУ  ШКОЛА №8)

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Социальное направление

Психологическая мастерская

( базовый уровень)

5 класс

Составитель:

Черкасова Вера Геннадьевна

учитель высшей квалификационной категории

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая програма «Психологическая мастерская» составлена на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему "Я" (Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я": уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: "Генезис", 2005).

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

o умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

o умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

o умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

o навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

o навыки уверенного поведения;

o навыки совместной (коллективной) деятельности;

o навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

o навыки самоподдержки;

o навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Цели и содержание программы

Цель – социальная адаптация в среднем звене, развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В соответствии с целью сформулированы задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.

Характеристика основных этапов работы

На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа "Я" (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

        Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:  

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

-  поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

-  методы игры в различных вариантах;

-  составление плана.

Принципы работы группы:

  • Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
  • Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
  • Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
  • Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
  • Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Предполагаемые результаты программы:

  1. Улучшатся навыки общения детей друг с другом.
  2. Дети станут более доброжелательны друг к другу.
  3. Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.
  4. Развитие детей, формирование УУД.

Для отслеживания результатов целесообразно провести диагностическое исследование, включающее в себя социометрию, тест ЦТО, карту наблюдений за поведением ребёнка.

Начинаются занятия с пятиклассниками со  второй недели сентября.

Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю вторая половина учебного дня,  работа по программе занимает весь учебный год.

Учебно-тематический план. Психологическая мастерская.. 5 класс

Название раздела

Колличество часов по авторской програме

Количество часов по рабочей програме

1

Психология

34

34

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Плановые сроки проходения темы

Фактические сроки(и/или коррекция).

1

Знакомство группы

2

Вот и пятый класс!

3

Находим друзей

4

Это наша школа!

5

Что поможет нам учиться?

6

Легко ли быть учеником?

7

Чего мы боимся?

8-9

Трудно ли быть настоящим учителем?

10-

11

Конфликт или взаимодействие?

12

Работа с негативными переживаниями

13        

Кто Я, какой Я?

14

Что мы можем?

15

Мы нужны!

16

Мечтаем!

17

Я- это мои цели!

18

Наше детство.

19

Мое  настоящее и  мое будущее.

20

Имеем права чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные.

21

Стыдно ли бояться?

22

Имеем ли мы право сердиться и обижаться?        

23

Наш внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по - своему.

24

Любой внутренний мир ценен и уникален.        

25

Кто в ответе за наш внутренний мир. Чему нас могут научить трудные ситуации?

26

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется.

27

Я и ТЫ. Я и мои друзья

28

Наши "колючки".

29

Что такое одиночество?

30

Мы  не одиноки в этом мире.

31

Мы начинаем меняться. Зачем человеку меняться?

Самое важное - захотеть меняться        

32

Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия.        

33

Агрессия со стороны. Как на нее реагировать?

34

Учимся договариваться

35

Заключение.

Итоговое

Согласовано                                                                                      Согласовано

Протокол заседания ШМО                                                            Зам. директора по УВР                                                        

учителей основной школы                                                          __________ М.А. Макарова

от 29. 08.2018 №1                                                                            29.08.2018

__________/Макарова М.А../


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс.

Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс....

Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности 5 класс

Данное календарно-тематическое планирование составлено по ФГОС для внеурочной деятельности 5 класс по программе "Город мастеров"....