Профилактика эмоционального выгорания педагогов
план-конспект по психологии

Снурницына Ирина Валерьевна

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности.

Задачи:

-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;

-актуализировать знания о приемах саморегуляции;

-оптимизировать самооценку педагогов;

-способствовать снятию эмоционального напряжения.

Время проведения: 60 минут.

Оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, ручки, стикеры, доска, нарисованное дерево, ватман (2 шт.), стакан воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagoga.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Апрелевская сош №1

Конспект групповой консультации с педагогами образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Подготовила

Педагог-психолог Снурницына И.В.

г.Апрелевка, 2015г.

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности.

Задачи:

-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;

-актуализировать знания о приемах саморегуляции;

-оптимизировать самооценку педагогов;

-способствовать снятию эмоционального напряжения.

Время проведения: 60 минут.

Оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, ручки, стикеры, доска, нарисованное дерево, ватман (2 шт.), стакан воды.

1. Ритуал приветствия, вступительное слово (5 минут).

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся.  Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!  Спасибо. Теперь вы готовы к работе,  и эта информация для вас!

Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

2. Упражнение «Плюс-минус» (10 минут)

- Вы выбрали замечательный путь - быть учителем. Этот путь, как интересен, так и сложен.

Вам нужно написать на листочках синих написать минусы вашей работы, а на розовых листочках-плюсы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки к дереву на доске. Каждый участник озвучивает, что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов – и почему.

(Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.)

3. ПРИТЧА ПРО СТАКАН (5 минут)

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

4.Упражнение  «Распредели по порядку» (5 минут)

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

 - дети

 - работа

 - муж (жена)

 - Я

 - друзья, родственники

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

 1. Я

 2. Муж (жена)

 3. Дети

 4. Работа

 5. Друзья, родственники

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

5.Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В) (5 минут)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Инструкция:

 «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание».

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

6.Демонстрация мультфильма «Квалень» (10 минут)

-Уважаемые коллеги! В вашей деятельности будет множество взлетов и падений! Удач и разочарований! но стоит помнить о том, что рядом всегда есть люди, готовые прийти к вам на помощь, поддержать вас! Это могут быть ваша семья, ваши друзья, коллеги по работе, наставники! Не стесняйтесь обращаться за помощью!

7.Рефлексия.(5 минут)

Бланк обратной связи.

Пожалуйста, оцените проведенное занятие по 5 –балльной шкале.

1.Было ли для Вас занятие

Интересным___________________________________________________

Полезным____________________________________________________

Доступным___________________________________________________

2.Особенно понравилось________________________________________

3.Не понравилось на занятии_____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Услышав данные советы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога, взяла их на заметку и хочется представить здесь как памятку для всех учителей!...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

В данном конспекте представлены материалы для работы психолога с педагогами по проблеме эмоцилонального выгорания....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...