Сказка о музыкальных инструментах, или Что такое гармония
материал по психологии на тему

Королева Наталья Александровна

Авторская сказка. Может быть использована в работе по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей, формированию их психологического здоровья.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представляю авторскую «Сказку о музыкальных инструментах, или Что такое гармония», которую можно использовать в рамках работы по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей, формированию у них потребности в саморазвитии, самоизменении, для побуждения к последующей самореализации.

Главные герои сказки – музыкальные инструменты. В качестве музыкальных средств используются классические произведения П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, звучание отдельных инструментов.

Сначала дети знакомятся с этими  музыкальными инструментами,  с их внешним видом, происхождением, звучанием, анализируют, какие черты характера, эмоциональные проявления могут соответствовать каждому из них.

Важно продумать распределение ролей в зависимости от личностных особенностей каждого ребенка и тех коррекционных и развивающих задач, которые будут решаться посредством сказки.

В процессе работы со сказкой дети проходят через тренаж  узнавания, проживания эмоций, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, осознание своего места в социуме, получают установку на саморазвитие. Сказка способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных качеств, учит детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций. Используется принцип образно-игрового погружения в музыку, который позволяет ребенку проявить свою индивидуальность.

                                                    Автор  Королева Наталья Александровна

                                                                        педагог-психолог

Сказка о музыкальных инструментах, или

Что такое гармония

                                                           Дети должны жить в мире красоты,

                                                             игры, сказки, музыки, …творчества.

                                                                                          В.А.Сухомлинский

Жили-были в волшебном царстве фей и муз музыкальные инструменты. И жили-то они как-то не «душа в душу», а сами по себе, и часто между ними возникал спор, кто же все-таки из них самый лучший, самый нужный?! Впрочем, они вам сами представятся…                                    

                                                                                         (Звук Арфы)

– Ваше имя, уважаемый инструмент?

– Меня зовут Арфа.

– Ваш возраст?

– Лет, пожалуй, тысяч пять, десять, а, может, и того больше. Кто его знает?

– Прекрасно выглядит Арфа  для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки. И смотрится по-королевски! Ею можно только восхищаться! Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый, таинственный. То он журчит, как лесной ручеек, убаюкивает, утешает. То он сверкает, переливается, как струйка фонтана. И все вы, конечно, поняли, что главная черта Арфы – скромность.

                                                                                         (Звук Рояля)

А это всем известный Рояль.

– Мой стиль – деловитость и элегантность.

И в голосе Рояля можно услышать уважение к самому себе, сдержанность.                            

А это еще что за шум? Это ведут спор три умудренных опытом музыкальных инструмента: Валторна, Виолончель и Вибрафон.                                      

                                                                                  (Звук Валторны)

– Не буду скрывать своего животного происхождения, – заявила Валторна. – В далеком прошлом я была обыкновенным рогом (может, буйвола, а, может, барана). Не повезло мне от рождения – телосложение хрупкое. Но недаром рогатые славятся своим упрямством! Нужно совершенствоваться! Пойду-ка я служить в армию! И вот я на военной службе. Возмужал необыкновенно!

… Пришли времена рыцарей. Вместе с ними я участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей.

… Еще несколько веков минуло. Исчезли рыцари. А я остался. Вы ведь не забыли, что я очень упрямый?! Вид, правда, у меня изменился. А голос стал ясным, чистым, звонким. Охотники были довольны мною, и почтальоны тоже (я ведь и на почте служил). А мне петь хотелось! И я добился своего! Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые мелодии. Голос мой звучит гордо! Я горжусь своей тысячелетней жизнью!

«В чем секрет неувядающей молодости?» – спрашивают у нас, долгожителей.

«Совершенствуйтесь! – отвечаю я. – Меняйте себя! Что ты на это скажешь, Виолончель?»                                      

                                                                                         (Звук Виолончели)

– Я не согласна с тобой, Валторна! – с обидой возразила Виолончель.

– О, друзья, не надо комплиментов! Кто я? Струны и смычок – вот что отличает мой род. Мои дорогие родители, инструменты под названием Виолы, давно отдыхают в музеях. У итальянцев Виола – это фиалка, анютины глазки. Мне нравится, что имя мое напоминает о красивых цветах. Знаете сестричку мою, Скрипку? Обожает быть в центре внимания. А я ведь ни в чем ей не уступаю! Могу соревноваться в дуэте с многозвучным Роялем. А то и со всеми инструментами сразу. Какое счастье, друзья мои, когда вокруг о тебе говорят: «Ах, как она умеет переживать! Какая артистическая натура!» Но не думайте, что я всегда хочу быть непременно впереди других. Самая большая радость – участвовать в общем музыкальном деле! И вот что я вам скажу, друзья мои: меняться не собираюсь категорически! Полтысячи лет живу на свете. За это время все вокруг другим стало. А я такая же, какой появилась на свет. Поверьте: тот правильно живет, кто умеет беречь свой природный талант!

Тут раздался дрожащий голос. Недаром имя этого музыкального инструмента – Вибрафон, то есть «дрожащий звук». Наверное, он волнуется…

                                                                               (Звук Вибрафона)

Голос Вибрафона – певучий, ленивый, в голосе его слышится что-то таинственное, завораживающее.

–Я современный музыкальный инструмент. Работаю от электричества. И считаю, что главное в жизни – идти в ногу со временем!

Вот такой серьезный разговор вышел между Валторной, Виолончелью и Вибрафоном. С одной стороны, каждый из них прав по-своему. А с другой стороны, особенно интересно быть вместе как раз тем, кто не похож друг на друга.

А это что за инструмент огромного роста?

–Я Контрабас, брат Виолончели, – прорычал инструмент глубочайшим басом.

И стал рассказывать, какой он заботливый брат. И голос этого гиганта зазвучал трогательно.                                                                                                  

                                                                                (Звук Контрабаса)

– А мы инструменты народные! И очень нужные!                        

                                                                  (Звучит народная музыка)

– Да! Без нас народ никак не обходится! – раздался сочный, густой бас.

– Я Баян. Вышел из многочисленной семьи Гармошек.

Инструмент растрогался, басами всхлипнул.

– Меня многие уважают, и я перед вами душу раскрою. Я могу произносить басом что-то мрачное, а могу залиться нежной соловьиной трелью. Могу веселиться, а могу грустить. Силу в себе чувствую богатырскую!

                                                                                                    (Звук Баяна)                                                                                  

Вдруг, откуда ни возьмись, голос бойкий, веселый, задиристый.

–  Ваше имя, уважаемая?

– Загадку отгадаете – имя узнаете:

В лесу выросла,                На руках плачет,

Из лесу вынесена,             На полу скачет!

– Балаболка ты, соседка, – проворчал басами Баян. – Все бы тебе балагурить. Недаром тебя зовут Балалайка!

– Зато людям от меня радость, потеха да веселье в хороводах, на гуляньях. Вот так-то, друг Баян.

И ударила по своим струнам лихо, с приплясом!

                                                                                  (Звук Балалайки)

– Правда, соперница у меня появилась счастливая, заморская Гитара семиструнная. И людям по душе она приходится – нежная, задумчивая Гитара. Да вот и она! Да еще не одна, а две гитары…                                                          

                                                                                       (Звук Гитары)

На стене висит Гитара…Ухоженная такая, с аккуратно натянутыми струнами. Кто-то провел рукой по струнам. В воздухе повисла гирлянда звуков. Красиво! Ласковая, согревающая душу мелодия. Радостно гитаре, счастлива она и улыбается от удовольствия.

На стене висит Гитара…Забытая, заброшенная. Струны болтаются, как веревки. Кто-то провел по ним рукой. В воздухе расползлось какое-то грязноватое пятно звуков. Резкая, колючая мелодия! Устала Гитара. Обидно и грустно ей. Овладело ею уныние. Кто же поможет ей? Кто же поддержит в трудную минуту? Как же удивлена была Гитара, когда все инструменты протянули ей руку помощи, успокоили ее, никто не остался равнодушным. А потом пришел человек, снял Гитару со стены, отремонтировал ее, натянул новые струны, и стала наша Гитара как две капли воды похожа на свою соседку.

– Вот это счастье! – воскликнула Гитара.

И не осталось ни капли усталости, обиды и грусти.

Но тем временем спор между музыкальными инструментами не прекращался…

Так дальше продолжаться не может! Инструменты спорят, соперничают. Да найдется ли, наконец, кто-то, кто принесет в музыкальные дела полное согласие?

Ею оказалась фея Гармония. Гармония - это союз, единство.  

                      (Звучит мелодия П.И.Чайковского «Сладкая греза»)

– А вы создайте оркестр! – посоветовала фея. – Ведь каждый инструмент хорош по-своему, каждый необходим!

Задумались инструменты и прекратили спор.

Кто же победил в этом споре? Нет, не сильнейший! Победила Гармония – согласие между громкими и тихими звучностями, между грустными и радостными нотками. Ведь лучше всего жить по закону согласия и сотрудничества. А посоревноваться между собой тоже можно!

– Надо устроить концерт! – снова дала мудрый совет фея Гармония. – Ведь концерт – это, с одной стороны, согласие, а с другой стороны – соревнование!

А мудрость-то вся оказалась в том, что слушать надо и тех, и других, что соревнование вовсе не помеха согласию. Отдельные инструменты соперничают друг с другом, а все вместе соединяются в общий музыкальный праздник – концерт.

Соревнуясь, каждый проявил себя в полном блеске и в согласии с другими инструментами об общем благе позаботился. Каждый инструмент свой характер показать не стеснялся и чувствовал себя очень нужным!

                              (Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Перечень тем проектов по «Музыке» в 5 классе.Тема проекта: «Музыкальные инструменты в сказке».

         Проект «Музыкальные инструменты в сказке» является долгосрочным и готовится в течение четверти. Тут принимают участие учащиеся 5 класса и их родители. При подв...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".

laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....