Альтернативная коммуникация по ФГОС
консультация по психологии на тему

Тараканова Юлия Анатольевна

Вв статье отображается опыт работы с неговорящими детьми, имеющими значительне проблемы в интеллектуальном развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация в общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС.

Юлия Анатольевна Тараканова,

учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №9» г.Зимы

Федеральные государственные образовательные  стандарты уделяют особое внимание развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью  коммуникативных навыков. Что такое коммуникация? Это процесс, который возникает в совместной деятельности людей, обмене мнений, информацией. В процессе коммуникации люди могут что-то обсудить, на что-то повлиять, поделиться опытом, а так же получить новые знания. Что наиболее важно для детей с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков наиболее затруднено у детей с тяжелыми и стойкими нарушениями речевого развития. ФГОСы позволяют помогать таким детям различными альтернативными методами.

Как таковую коммуникацию можно разделить на два вспомогающих вида: аугментативную (поддерживающая) и альтернативную. Аугментативные методы применяются к детям у которых речь есть, но со значительными проблемами (заикание, ДЦП, парезы). Им  необходима помощь в виде сопровождения их речи взрослым.

Альтернативные методы применяются для безречевых детей. Здесь ведущими приемами будут любые, кроме активной речи. Это могут быть жесты, мимика, знаки, карточки и другое.  Этот вид коммуникации позволяет этим детям более эффективно взаимодействовать в социуме, облегчает вербальное общение.

Для таких обучающихся необходимы специальные условия:

1.Наличие игрушек и свободный доступ к ним;

2. просторное помещение, чтобы дети и взрослые могли воспроизводить какие-либо действия;

3.Наличие специального инструментария.

Перед тем как вы начинаете планировать коррекционно-развивающие мероприятия, необходимо выяснить «зону ближайшего развития», т.е. возможности ребенка и  его потенциал.

Понимание обращенной речи у таких детей затруднено, поэтому инструкции будут короткие по содержанию, а смысловая основа конкретизируется.

Смысловую основу абстрактных понятий давать  этим детям затруднено значительно. Например : свойства предметов, характер взаимоотношений и взаимодействий.

Как показывает практика ведущих специалистов в данной области, Людмилы Борисовны Баряевой и Ромены Августовой, метод пиктограмм дает шанс в развитии коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Применять пиктограммы можно на разных этапах речевого развития:

  1. Как временный прием. Когда ребенок не говорит, но в перспективе есть потенциал в овладении речью.
  2. 2.Если нет возможности у ребенка овладеть речью в будущем. Предыдущая работа не дала позитивных результатов.
  3. 3.Как дополнительный метод при повышении качества развития речи, коммуникативных навыков.
  4. При подготовке ребенка к усвоении более сложных знаний и умений по всем учебным дисциплинам.

Рабочие тетради из цикла «Я – говорю!» разработаны для детей с особыми образовательными потребностями и с учетом всего выше сказанного.

Раскрытие каждой темы строится на работе с пиктограммами.

Начинать работу необходимо со знакомства ребенка с алгоритмом работы в этих тетрадях. Например: тетрадь «Ребенок и мир животных». Взрослый последовательно демонстрирует фотография или картинку с изображением животного. Проговаривая название группы, показываем графическое изображение того же животного, а затем в этот ряд вставляем пиктограмму. Постепенно, осуществляя алгоритм работы,  ребенок будет соотносить слово и символ-пиктограмму самостоятельно, будет выстраивать взаимосвязи, логические цепочки, которые проговариваются взрослым.  Усложнение заданий подводит ребенка к последовательному логическому построению фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того, чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

По методике Л.Б.Баряевой мы работаем незначительный срок, всего полгода. За это время у неговорящих детей появились в лексике слова согласия (да, нет), слова просьбы («Еще» и «дай»  с показом на предмет), «пойдем» и показ пути движения. Дети начали понимать короткие инструкции к действиям. Дети стали пассивно повторять слова за взрослыми (произношение искажено, но, тем не менее, появилось желание говорить).

По отзывам родителей у детей улучшилось не только речевое развитие, но и другие виды деятельности: дети стали более продуктивно рассматривать книги, лепить, рисовать. Один ребенок читает по слогам, списывает, пытается писать под диктовку, счет в пределах 15. У другого ребенка исчез негативизм к процессу обучения. Вначале  обучения испытывал страх перед карандашом, ручкой. То теперь он пишет буквы и их элементы.

Таким образом можно сделать вывод: метод пиктограмм помогает освоить детям элементарные коммуникативные навыки.

Используемая литература:

  1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. Баряева  Л.Б.,  Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.-СПб.:КАРО, 2007.

  1. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми/ Л.Б.Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина.-М.:Дрофа, 2007.
  2. Ромена Августова «Говори, ты это можешь!»  электронная книга.
  3. Андрей Михайлович Царёв. «Организация обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Проблемы и возможные пути их решения».   Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...