Тренинги для учителей
материал по психологии

Рябкова Татьяна Анатольевна

Работа с педагогическим коллективом на сплочение, эмоциональное выгорание, улучшение позитивного настроения...

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Упражнение «Хвасталки»

— Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

— Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы:

  • легко ли было говорить о своих успехах;
  • узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
  • легко ли было радоваться вместе с другими;
  • как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
  1. Упражнение «Я в тебе уверен»

Психолог. Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.
Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия

— Что вы чувствуете сейчас?

— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

— Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

  1. Упражнение «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации

Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память

Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.

Монета — повышение зарплаты;

Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;

Перо — обобщение опыта;

Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;

Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;

Конфета — установка на профессиональные перспективы;

Краски — активная профессиональная позиция;

Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Подготовила педагог-психолог АУ ДОУ ДСОВ № 15 «Росинка» город Радужный Савуляк Лилия Владимировна

Слайд 2

« Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Слайд 3

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: • Повысить сплоченность коллектива; • Повысить взаимопонимание между педагогами; • Повысить самооценку педагогов; • Формирование благоприятного психологического климата в коллективе; • Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех. • Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе; • Развитие умения работать в команде;

Слайд 4

« Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Слайд 5

Заповеди сплоченного коллектива Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны. Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих. Говорите о вещах интересующих вашего собеседника. Почаще улыбайтесь. Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки. Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам. Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами. Научитесь доверять людям. Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие. Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей. Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива. Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает! Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью. Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя. Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай действовать. Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников. Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой. Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех. Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям. УСПЕХОВ ВАМ!

Слайд 6

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят. Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение , которые пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.

Слайд 7

Уважаемые коллеги! Выберите для себя тренинговое имя, напишите его.

Слайд 8

1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.) Цель : прочувствовать каждого участника группы. Ход упражнения Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы: Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Слайд 9

2. Упражнение «Коллаж» Время проведения: 40-45 мин. Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Материалы : ватман, клей, цветные картинки животных. Ход упражнения Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью карандашей. Вопросы для обсуждения :  Почему вы выбрали именно этого животного?  Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?  Были ли сложности при выполнении упражнения?

Слайд 10

3. Упражнение «Дом» Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию : «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным !

Слайд 11

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. Подпишите лист ,чтобы узнать чей он.

Слайд 12

5.Упражнение «Идеальный мир » Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов. Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу. Задание: первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»; второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и представить картины всему коллективу. Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

Слайд 13

6.Упражнение «Ассоциации» Цель : Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда». Размер группы : 8–15человек Время : 10–15 минут Инструкция : Коллеги, наш тренинг называется командообразование . Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы. 1. Возьмите ручки и бумагу. 2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову: Если команда — это постройка, то она… Если команда — это цвет, то она… Если команда — это музыка, то она… Если команда — это геометрическая фигура, то она… Если команда — это название фильма, то она… Если команда — это настроение, то она… 3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали… Итоги упражнения: Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем нам говорит это упражнение?

Слайд 14

7.Упражнение «Почта России» Каждый участник тренинга напишет телеграмму, поздравление, пожелание на бланке, указав вместо ФИО описание внешности и характера другого участника, а на обратной стороне бланка нарисует его портрет. Все бланки складываются в почтовый ящик, затем надо угадать кому адресовано послание. Определить, кто из группы соберет их больше.

Слайд 15

8.Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Слайд 16

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе: Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Слайд 17

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!» Сотрудники ДОУ - это сплоченный коллектив, живущий под одним девизом: "Наша работа - любовь с заботой!"



Предварительный просмотр:

  1. Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

  1. “Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
  2. “Ты должен хорошо учиться!”
  3. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
  4. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
  5. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
  6. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
  7. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
  8. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
  9. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
  10. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

    2.Упражнение «Подарок»

 

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения:

Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нём стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”

“Ты должен хорошо учиться!”

“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”

“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”

“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”

“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”

“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”

“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”

“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, приближается к концу учебный год. С чем я вас и поздравляю! Но накопившаяся усталость и нестабильная погода мешают нам с удовольствием и вдохновением работать и непросто работать, а получать максимальное удовольствие нам самим и нашим детям.

Возникает вопрос: « как изменить ситуацию?»

Все начинается с самого утра, как мы пробуждаемся.

Чтобы проснуться в хорошем настроении, нам нужно услышать еще сквозь сон  что-то приятное (Трек).

Затем умывшись, как вы смотритесь в зеркало? ….. Нужно улыбнуться, и хотя бы подумать что-то приятное.

Заходя в класс, начиная урок, не забывайте улыбаться, ведь от этого зависит не только ваше настроение, но и микроклимат класса.

В период усталости, попробуйте пересмотреть ход урока, вставьте в начале или в конце незатейливую музыку, это разрядит обстановку и дети будут к вам ближе (Трек).

Не забывайте про разминки, это не займет много времени, но снимет усталость и придаст хорошее настроение (Трек).

Так же сюрпризные моменты улучшают самочувствие не только душевное но и физическое. (Вставьте в завершение урока для повторения подходящий мультфильм или викторину)

Улучшить настроение нам всегда помогают комплименты (попробуйте раздать стикеры, чтобы дети друг другу и вам написали комплименты. Можете оформить в дерево пожеланий или просто приклеить на дневник)

Помните, что шутка продлевает жизнь! Шутите сами и смейтесь над шутками детей.

Вечером посте тяжелого трудового дня, примите ванну (вода очень сильно смывает усталость, оставляя взамен блаженство.) Посмотрите любимую комедию. Ну а если совсем нет времени можно ограничится краткосрочным релаксом (Видео).

Улыбайтесь солнцу, улыбайтесь тучкам, улыбайтесь себе и тогда у вас все будет хорошо!!! (Звучит песенка выглянуло солнышко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Тренинг для учителей

Арт-терапия как средство снятия напряжения...

Тренинг для учителей "В сказочном царстве моей души"

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания....