Семинар для родителей по теме: "Отцы глазами детей"
учебно-методический материал по психологии

Костина Елена Олеговна

ОТЦЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

 

«Папа! Какое красивое и сильное слово!» — так начал свое сочинение о папе один из учеников гимназии.

Меняются времена, меняются наши представления о жизненных ценностях. Еще совсем недавно для любого мужчины настоящим унижением был малейший намек на то, что он неважный отец и плохо справляется со своими родительскими обязанностями. Сегодня же стало даже модно этим хвастаться. В последние годы все больше говорят о роли матери в воспитании детей. Но ведь недаром говорится: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены».

Народная пословица гласит: «Ребенок — памятник отцу». Иного памятника большинство из отцов воздвигнуть себе не может. Поэтому больно видеть, что многие отцы пренебрегают этой самой главной заботой, рискуя оставить после себя не памятник, а сорную траву.

Много говорится о том, каким должен быть хороший отец. А какими же хотят видеть своих отцов дети? Вряд ли кто-нибудь из отцов задавал этот вопрос своим детям. А мы решили задать и попросили детей написать сочинения на темы: «Каким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?».

 

Получили мы более 500 сочинений. Около половины — о том, какие положительные качества должны быть в папе, треть сочинений написаны о своем отце, а более чем в 60 сочинениях дети написали о том, что не любят своих отцов. Значит, в каждой восьмой семье есть проблемы в отношениях между детьми и родителями.

Содержание сочинений сильно отличается в зависимости от возраста учащихся. Так, учащиеся начальных классов, которым свойственна наивная детская похвальба, писали так: «Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый, самый веселый. Когда мы идем по улице, все люди с ним здороваются. Он умеет все делать своими руками. Мой папа самый лучший на свете».

Для детей младшего школьного возраста самое главное, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл.

Для подростков же главное, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи. Им важно, чтобы об отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщего уважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ottsy_glazami_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя образовательная школа № 80

Семинар для родителей по теме: «Отцы глазами детей»

Составитель: педагог-психолог, Костина Елена Олеговна,

 МБОУ СОШ № 80 г. Краснодар

2019 год

ОТЦЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

«Папа! Какое красивое и сильное слово!» — так начал свое сочинение о папе один из учеников гимназии.

Меняются времена, меняются наши представления о жизненных ценностях. Еще совсем недавно для любого мужчины настоящим унижением был малейший намек на то, что он неважный отец и плохо справляется со своими родительскими обязанностями. Сегодня же стало даже модно этим хвастаться. В последние годы все больше говорят о роли матери в воспитании детей. Но ведь недаром говорится: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены».

Народная пословица гласит: «Ребенок — памятник отцу». Иного памятника большинство из отцов воздвигнуть себе не может. Поэтому больно видеть, что многие отцы пренебрегают этой самой главной заботой, рискуя оставить после себя не памятник, а сорную траву.

Много говорится о том, каким должен быть хороший отец. А какими же хотят видеть своих отцов дети? Вряд ли кто-нибудь из отцов задавал этот вопрос своим детям. А мы решили задать и попросили детей написать сочинения на темы: «Каким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?».

Получили мы более 500 сочинений. Около половины — о том, какие положительные качества должны быть в папе, треть сочинений написаны о своем отце, а более чем в 60 сочинениях дети написали о том, что не любят своих отцов. Значит, в каждой восьмой семье есть проблемы в отношениях между детьми и родителями.

Содержание сочинений сильно отличается в зависимости от возраста учащихся. Так, учащиеся начальных классов, которым свойственна наивная детская похвальба, писали так: «Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый, самый веселый. Когда мы идем по улице, все люди с ним здороваются. Он умеет все делать своими руками. Мой папа самый лучший на свете».

Для детей младшего школьного возраста самое главное, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл.

Для подростков же главное, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи. Им важно, чтобы об отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщего уважения.

Вот что написали подростки: «Мой папа любит правду и ненавидит ложь. Я хотела бы, чтобы папа был моим наставником и не бросал меня в трудную минуту. Чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и мою маму. Отец должен уделять больше внимания детям, а не говорить: «Я занят». Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работе, у него очень много грамот. Папа должен быть ласковым, добрым, заботиться о своей жене и детях. Главное, чтобы папа как можно больше времени уделял своему ребенку».

Но, к сожалению, некоторые дети видят в своих отцах лишь источник денег и материальных благ, и, если он не может их обеспечить, значит, он вообще не заслуживает внимания и уважения.

Вот какие сочинения написали некоторые дети: «Я хочу, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу». «Я хочу, чтобы мой папа был «новым русским», у него была машина «мерседес» и четырехэтажный дом». «Я хочу, чтобы мой папа был президентом или банкиром и у него было много денег».

В какой-то степени в таком отношении виноваты и сами родители. Избегайте обсуждения своих материальных проблем в присутствии детей. Помочь в их решении дети все равно не могут.

Если же ребенок делит с взрослыми материальные заботы, он начинает болезненно чувствовать нехватки, беспокоиться из-за денег, которые на него тратят, ему кажется, что он «разоряет семью». Он не хочет быть обузой для родителей.

Не потому ли большинство дел несовершеннолетних в судах — это дела о кражах или грабежах? Ведь ребенку непросто заработать деньги, и самым легким путем становится воровство.

У старшеклассников же требования к отцам меняются. Им нужен отец, который сам идет на откровенный разговор, которому можно довериться.

«Я люблю своего отца за понимание, за то, что он меня бережет и никогда не дает в обиду. За то, что он предостерегает меня от неверных поступков. Конечно, все мы привыкли доверять свои секреты и заветные мечты маме, но я с некоторыми проблемами обращаюсь к папе, так как считаю, что никто лучше него не решит моих трудностей. Конечно, иногда папа проявляет излишнее любопытство к моим личным делам, но я не обижаюсь на это и считаю, что это самая обыкновенная забота и проявление любви. Некоторые могут возразить, что им эта забота не нужна, что они проживут и без нее. Но пробовали ли вы поставить себя на место ребенка из детского дома, который даже за одно замечание папы отдал бы многое?»

«Я горжусь своим отцом за честность и справедливость. Он является тем источником силы, в котором я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, он вдохновляет меня и утверждает, что все получится. Он говорит, что много совершил в жизни ошибок, на которых учился, и это свойственно всем людям. Самое главное — стремиться к своей цели и не опускать руки».

Для старшеклассников важно, чтобы отец понимал современную молодежь, верил в нее, верил в своего сына, в свою дочь.

«Главное, чтобы папа любил своих детей. Больше всего мне хотелось бы, чтобы отцы относились справедливо к своим детям. Ведь если отец требует от своего ребенка невозможного, это может привести к тому, что ребенок перестанет уважать своего отца. Отец не должен унижать ребенка. Он не должен быть равнодушным к моим проблемам, но в то же время он не должен навязывать мне свое мнение. Ведь мне может не нравиться то, что нравится ему. Он должен понимать, что я тоже личность и у меня есть свое мнение. Он не должен ограничивать мою свободу. С папой я могу пошутить и поговорить серьезно. Я очень люблю своего папу. Он в моем сердце, и я горжусь им».

Гордость за своих родителей — это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей — это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты.

К сожалению, все больше детей испытывает стыд за своих родителей. Вот какие сочинения написали некоторые дети: «Мой папа пьет. Я хочу, чтобы мой папа не пил и любил меня и мою маму». «Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка и тем более бить его. Он должен спокойно объяснить, если ребенок что-то не понимает или делает неправильно».

«Мне не нравится, что, когда папа приходит с работы, он лежит на диване и смотрит телевизор. Я хотела бы, чтобы он вовремя приходил с работы, помогал маме и играл со мной».

«Мой отец уделяет мне мало времени. За плохие поступки он меня ругает, а за хорошие не говорит ни слова. Мне хотелось бы, чтобы он не был таким строгим».

«Я хочу, чтобы мой отец не забывал обо мне, не говорил, что лучше бы кто-то другой был его сыном».

«Я хочу, чтобы моего папу не поили на работе. И чтобы хоть раз в месяц мы всей семьей на выходные ходили на природу».

В 90% сочинений дети пишут о том, что папа не должен пить, курить, поздно приходить домой: «Мне очень не нравится, что мой папа курит. Я думаю, что никому не нравится, что папа курит. Сейчас увеличилось количество мужчин, употребляющих алкоголь и табак. Мужчины пьют, потом ходят по улицам и ведут себя некультурно. Им-то не стыдно, а стыдно прежде всего детям. Также сейчас много отцов, которые становятся ими, а потом отказываются от своих детей. Я хочу обратиться ко всем отцам, чтобы они были гордостью для своих детей».

Часть детей написали сочинения на тему «Каким я буду отцом». Вот какими отцами они себя представляют: «Мне кажется, что все мальчишки хотят скорее стать взрослыми и стать папами. Когда я стану папой, я буду очень внимательно относиться к своему ребенку. Я буду водить его в детский сад, поведу в первый класс. По вечерам я буду читать ему сказки. Мы будем заниматься спортом, ходить на прогулки. Я буду настоящим мужчиной: добрым, сильным, смелым. Я постараюсь быть достойным этого звания».

«Я хочу отлично окончить школу и учиться в Москве. Тогда мои дети будут общаться с учеными и воспитанными людьми. У них будет целая библиотека энциклопедий и сказок. По вечерам мы будем обсуждать прочитанные книги, играть в шашки, на фортепиано, заниматься в домашнем спортзале. В выходные мы будем ходить на природу».

Но есть и такие сочинения: «Папа — это хозяин дома. Он должен составлять основную часть доходов семьи. Его главная цель — это наведение порядка везде и всюду. Он должен держать детей в строгости. Обязанность отца — это послушание детей во всем. Он не должен иметь никакого отношения к женским и детским делам. Он источник доходов в семье».

Сравните сами, какого папу будут больше любить и уважать дети.

В своих сочинениях дети писали и пожелания отцам: «Я хочу, чтобы у всех детей на Земле были папы. Хочу, чтобы папа никогда не старел, не болел. Чтобы у него не было ни одной седой волосинки. Чтобы он был счастливым, радовался жизни, чтобы сбылись все его желания. Спасибо, папа, за то, что ты есть!» «Я хочу сказать отцу, пусть он вспомнит свое детство, своего отца и то, что ему не нравилось в нем, и постарается избежать этих пороков».

В одном сочинении были такие строки: «Говорить или учить отца, как ему воспитывать своих детей, бесполезно. Слов хватит только на несколько дней, и он снова будет все делать по-своему и вырастит ребенка на свой лад».

И в конце я хочу привести слова из романа Эрве Базена «Ради сына»: «Можно сменить рубашку, род занятий, убеждения. Можно переменить жену. Но нельзя переменить ребенка. Он родился, вы принадлежите ему, вы в его власти... Ребенок необратим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточные итоги внедрения ФГОС глазами родителей в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

Внедрение новых стандартов образования - это веле­ние времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношен...

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»...

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...

Родительское собрание на тему "Родители глазами детей"

Отец и мать — это два самых дорогих и близких человека в отношениях родитель-ребенок. Только в кругу семьи человек в полной мере может поделиться проблемами, похвастаться победами или рассказать...

Семинар для родителей и воспитателей. Тема: «Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции»

Да Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования, поэтому давайте посмотрим на это понятие, с точки зрения  специалистов занимающихся этой проблемой....

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...