Программа "Сдаем экзамены легко!"
рабочая программа по психологии

Рябцева Екатерина Николаевна

Программа "Сдаем экзамены легко!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

                                               

Согласоавно                                                                       Утверждено

Руководитель ГПС                                                             заместитель директора

Педагогов – психологов                                              по УВР _______Н.А.Останина

___________Е.А. Усольцева                                              «_»________________2018г.

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к прохождению государственной итоговой аттестации

"Сдаем экзамены легко!"

                                                                                         

                                                                 

                              Педагог – психолог: Рябцева Е.Н

2018 г.

                                                           

    Оглавление

 Введение…………………………………………………..…………………………......3

  1. 1.  Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ………... 5
  2. 1.1  Экзаменационный стресс и тревожность ……………….............................. .10
  3. 1.2 Методы коррекции экзаменационного стресса………………  ……………. 12
  4. 2. Исследование уровня тревожности у учащихся 9 – х и 11- х классов … .. ....14
  5. 2.1 Результаты диагностики уровня тревожности …………………………….…16
  6. Заключение………………………………………………………………………….19

     Список используемых источников………………………………………………....21

 Приложения

Пояснительная записка

     В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).

   В настоящее время ЕГЭ вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений), вызванных сложностью и многозначностью процедуры. Над этой проблемой активно работают и методисты. Так, сформулированы рекомендации для учителей, разработаны нормативные материалы по ЕГЭ, проводятся методологические семинары. Но эти документы носят общий дидактический характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая ЕГЭ, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. Однако,  некоторые задачи, такие как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, могут решаться психологической службой школы и способствовать более успешной сдаче этого экзамена.

    Работая с детьми старшего звена школы, психологическую подготовку учащихся к  экзаменам, я считаю одним из приоритетных направлений, потому, что в этот период обучения многие дети испытывают сильное эмоциональное  напряжение.

    В этой связи актуальным становится вопрос изучения аспектов психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ.  

   Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:

 Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

 Данная программа направлена научить старшеклассников планированию режима деятельности в период повышенных нагрузок, помочь им в овладении техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний, дать учащимся знания, позволяющие  противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам в период подготовки и сдачи экзаменов. Учащиеся должны овладеть умением выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей; научиться способам снятия эмоционального напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена; отработать навыки рационального мышления, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим; научиться эффективным способам запоминания и повторения учебного материала; научиться технике подготовки и сдачи экзаменов. Знать основные составляющие компоненты успешной подготовки к экзаменам. Знать основные определения программы: стресс, психофизиологические качества, индивидуальные особенности личности, влияние биоритмов на обучение, ведущие каналы восприятия информации, механизмы снятия нервно-психического напряжения, значение мотивации в процессе обучения, навыки позитивного мышления, основные механизмы памяти, внимания, мышления. Знать техники релаксации и визуализации, техники запоминания и повторения учебного материала, техники сдачи устного и письменного экзамена, общения на экзамене, техники выполнения тестирования во время ЕГЭ, техники поведения в ситуации стресса.

 Программа состоит из трех блоков.

  1. Тематический лекторий  и психологическая гостиная для учителей.
  • Психологические особенности учащихся старших классов.
  • Стратегии подготовки к экзаменам детей «группы риска».
  • Способы коррекции экзаменационного стресса.
  • Информационные материалы для педагогов по вопросам профилактики экзаменационного стресса для размещения в кабинетах, классных часов, родительских собраний.
  1. Тематический лекторий для родителей.
  • Возрастные особенности учащихся старших классов.
  • Психологическая подготовка к экзаменам. Чем могут помочь родители?
  • Как психологически поддержать ребенка в период подготовки к экзаменам?
  • Индивидуальные консультации по вопросам психологической подготовки к экзаменам.
  • Информационные материалы для родителей по вопросам профилактики экзаменационного стресса для размещения в кабинетах, классных часов, родительских собраний. Разработка и распространение буклетов, памяток.
  1. Занятия по профилактике экзаменационного стресса у учащихся 9-х, 11-х классов.
  • Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам (2ч)
  • Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам (2ч)
  • Мотивация и рациональные мысли (1ч)
  • Память, внимание, мышление (1ч)
  • Техника сдачи экзамена (1ч)

Всего: 7 часов (групповые занятия).

Организационно - методический раздел программы:

    Цель программы: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам, обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля, повысить уверенность в себе.

Задачи:

1. Выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей;

2.Обучить снятию эмоционального напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена;

3. Отработать навыки рационального мышления, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

4. Обучить эффективным способам запоминания и повторения учебного материала.

5. Помочь в осознании собственной ответственности за свои поступки, в анализе своих установок.

Срок реализации: 1 учебный год

Место программы в психологической подготовке выпускника:

      Опыт, который выпускники приобретут в результате занятий полученные ими знания о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах  расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов. На занятиях дается доступный теоретический материал, а также практические упражнения, помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживаний.

       Тема 1. Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.

        Знакомство. Отслеживание настроения участников на начало занятия. Упражнения на групповое доверие. Лекция «С чего начать подготовку к экзаменам». Режим дня в экзаменационный период. Влияние биоритмов на обучение. Тест «Сова или жаворонок»? Рекомендации по результатам теста. Упражнения для снятия напряжения с глаз. Организация рабочего места. Основы организации самостоятельной работы. Питание. Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам. Тест «Я и экзамен». Рекомендации по результатам теста. Релаксация. Медитативное упражнение «Три измерения». Обратная связь. Отслеживание настроения участников на конец занятия. Завершение.

       Тема 2. Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

        Приветствие. Отслеживание настроения участников на начало занятия. Упражнения на включенность в групповую работу и активацию. Лекция «Стресс». Расслабление – ключ к управлению собой. Последовательное мышечное расслабление. Мышечное расслабление с визуализацией. Глубокое дыхание и визуализация: волны. Глубокое дыхание и визуализация: воздушный шар. Полное дыхание. Метод прогрессивной релаксации Э. Джейкобсона. Притча восточного мудреца. Упражнение «Передача уверенности в успехе». Обратная связь. Отслеживание настроения участников на конец занятия. Завершение.

       Тема 3. Мотивация и рациональные мысли.

        Приветствие. Отслеживание настроения участников на начало занятия. Упражнения на включенность в групповую работу и активацию. Лекция «Значимость учебной мотивации при подготовке к экзаменам». Тест «Мотивация к успеху». Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса. Методика степени готовности к риску Шуберта. Настойчивость. «На экзамен с легким сердцем!» Навыки позитивного мышления. Упражнение АВС- чувства. Упражнение «Работа с рациональными мыслями». Нервно-мышечная релаксация и самовнушение. Визуализация в технике «Кино». Упражнение «Перспектива». Обратная связь. Отслеживание настроения участников на конец занятия. Завершение.

       Тема 4. Память, внимание, мышление.

        Приветствие. Отслеживание настроения участников на начало занятия. Упражнения на включенность в групповую работу и активацию. Как готовиться к экзаменам. Как лучше запомнить изучаемый материал. Тест для определения ведущего канала восприятия. Лекция «Память, внимание, мышление». Методы запоминания информации: метод Цицерона, метод ключевых слов, метод повторения Корсакова, метод В. Аткинсона, вовлечение чувств, метод 6 вопросов, запоминание числовой информации, визуальный код, кодирование по зрительному сходству, свободные индивидуальные ассоциации, визуализация в чистом виде, метод ассоциаций, общие принципы и категории, запоминание фамилий. Приемы припоминания забытого материала. Памятка «Техника повторения перед экзаменом». Опорный конспект «Карта памяти». Правила составления карты памяти. Обратная связь. Отслеживание настроения участников на конец занятия. Завершение.

     Тема 5. Техника сдачи экзамена.

      Приветствие. Отслеживание настроения участников на начало занятия. Упражнения на включенность в групповую работу и активацию. Как сдавать экзамены? Три основных положения подготовки к экзамену. Хорошая подготовка. Четкая работа мозга. Техника сдачи экзамена. Письменные работы. Устные ответы. Построение ответа. Общение на экзамене. Территория. Жесты. Отзеркаливание. Секреты хорошего выступления от Дейла Карнеги. Успех на ЕГЭ. Накануне экзамена. Во время тестирования. Декларация моей самоценности. Упражнение «Хочу пожелать себе на экзамене…» Упражнение «Передача уверенности в успехе». Обратная связь. Отслеживание настроения участников на конец занятия. Завершение.

       Федеральные порталы и сайты

www.ege.edu.ru

Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

www.ege.ru

Сайт информационной поддержки Единого Государственного Экзамена в компьютерной форме

www.fio.ru

Федерация Интернет Образования

www.rustest.ru

ГУ "Центр Тестирования Минобразования России"

www.ed.gov.ru

Официальный сайт Министерства образования Российской Федерации

www.edu.ru

Федеральный портал "Российское образование"

                                                                                                           

          Приложение №4

Рекомендации для учащихся, родителей и учителей

                                                   a337281ffb335c9f9fa71b7efef80126_big

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.  Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.


                   
Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:


1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.


2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.


3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.


7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.


8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.


9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!


10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.


Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. 

Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.
• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
• Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
•Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
•Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

 Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?! Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами: 1. объём; 2. сосредоточенность;

3. устойчивость; 4. распределение; 5. переключаемость.

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от  1. хорошей физической формы; 2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах; 3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов:

      1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

      2. Примите бодрящий прохладный душ.

      3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

      4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного. Одно непременное условие: при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить, соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

      1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

      2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

      1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

      2. Выделите непонятные места.

      3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

      4. Изложите письменно его содержание своими словами.

Резюме:

      1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

      2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

      3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

Упражнения для улучшения памяти

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

- Есть ли на изображении люди или животные?

- Если да, как я могу их описать?

- Есть ли растения? Какие?

- Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Упражнение 2.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

- Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

- Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

- Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Упражнение 3.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Упражнение 4.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Помидоры

Нут (турецкий горох)

Чернослив

Йогурт

Кофе

Чистящее средство

Подсолнечное масло

Брынза

Ржаные хлебцы

Апельсиновый сок

Мука

Упражнение 5.

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

К____________________Р

Г____________________Д

К____________________Н

Б____________________Я

З____________________Н

Т____________________Р

Р____________________Т

Н____________________З

Я____________________Б

Н____________________К

Д____________________Г

Р____________________К

Список литературы к программе:

Власенко И.И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. Изд-во: Ростов: Феникс,2005.

Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М.,2001.

Жорж Ж. детский стресс и его причины. – М.,2003.

Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. – Школьный психолог, 2003,№48.

Калашков А.А., Сауткин В.С., Косова Л.В. К вопросу о профилактике нервно – эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. – Гигиена и санитария,1982,№5, с.32-35.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф., Денисенко Е.Я. Библиотека «Школы здоровья», вып. № 1,2,5,26,31,38.

Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие. – Барнаул.2001.

Мартынова Т.Ф., Дьячкова С.П., Павлова Я.Е. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. – Якутск, 2002.

Мирская Н. Когда начинаются экзамены.- Здоровье детей, 2004, №11, с.30-34.

Пивоварова Г.Н. Стресс и его влияние на формирование характера. – Л., 1987, с.95-99.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1979.

Стебенёва Н. королева Н. Путь к успеху. – Школьный психолог, 2003, №16.

Тушканова О.И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. Центр педагогики и психологии. Волгоград, 1999.

Ушаков Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов . – Л.,1987, с.5-19.

Фадеев М Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. – М.,1999.

Чибисова М. Готовимся к ЕГЭ. – Школьный психолог, 2004, №13;№15, с.22-24; с.22-23.

Чибисова М. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. –М.: Генезис,2004.