Статья "Этика педагогического общения"
статья по психологии

Ходков Александр Ярославович

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_statya.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Этика педагогического общения:

педагог-воспитанник,

педагог-педагог,

педагог-родитель,

педагог-директор.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

Педагог-воспитанник

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Традиционно выделяют авторитарный, либеральный и  демократический стили.

Авторитарный стиль общения

Педагог с авторитарным стилем общения проявляет ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, он  значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляет отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Педагог-педагог

Основным компонентом этих взаимоотношений является этический кодекс педагога.

Который призван обеспечить:

  • Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • Защиту законных прав людей, с которыми мы вступаем в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, педагогов, и др. лиц, с которыми работаем.

Основные этические принципы:

  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип компетентности.
  • Принцип ответственности.
  • Принцип этической и юридической правомочности.
  • Принцип благополучия.
  • Принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе педагогов в международном сообществе.

Педагог-родитель

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

-сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания;

-поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

- недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

- повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей.

- тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.

- анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.

Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители учащихся» исходит из того, что семья – это важный источник формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка и  в каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Педагог-директор

Умение общаться с коллегами, умение слушать, понимание психологии другого человека, интересов «другой стороны» можно считать одним из определяющих факторов эффективности управленческой деятельности в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

«Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет

выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе

Педсовет направлен на  совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.  Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...