Характеристика профессиональной деятельности Воликова И.В.
материал

Воликова Ирина Владимировна

Характеристика профессиональной деятельности к заочному этапу конкурса "Учитель года 2019" в номинации "Педагог-психолог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности

педагога-психолога МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Воликовой Ирины Владимировны

  • Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании:
  • Образование: 

1994 г. – 1998 г. Каменское высшее педагогическое училище (колледж), факультет начального образования. Квалификация: Учитель начальных классов, педагог-психолог;

1998 г. — 2004 г.  Ростовский государственный университет, психологический факультет. Квалификация: Психолог. Преподаватель

  • Педагогический стаж: 20 лет
  • Квалификационная категория: первая
  • Дополнительное профессиональное образование:
  1. г - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области « Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» курсы повышения квалификации по программе «Система психологических условий эффективной реализации ФГОС», 144 часа;

2015 г. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», 72 часа;

2018 г. - Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» курсы повышения квалификации по программе «Детская практическая психология. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», 144 часа.

  • Документы, на основании которых я работаю:

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ;
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5. Закон РФ «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений» и др.

6. Профессиональный стандарт педагога-психолога;
7. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;
8. Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
9. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
10. Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;

11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога  образовательных организаций Ростовской области».

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №432 от 25.05.2010 «О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 49 от 31.01.2011 «Об утверждении Положения о кабинете педагога-психолога».

  • Перечень программ, методических разработок:
  • программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1, 5, 10 классов «Преемственность и адаптация», включающая в себя проведение родительского собрания в ДОУ с участием учителей 1-х классов «Ребенок на пороге школы»; родительского  собрания для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу»;  индивидуальное собеседование с будущими первоклассниками, диагностику уровня готовности ребенка к школьному обучению; групповую консультацию «Мой ребенок идет в первый класс» с использованием индивидуальных рекомендаций для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению; работа  в детском объединении «Школа будущего первоклассника»; диагностику уровня адаптации; родительское собрание для родителей учащихся 1-х классов «Адаптация ребенка к обучению в школе»; проведение психологического консилиума по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ; выступление на совещании преподавателей, посвященном адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов; проведение индивидуальных консультаций для родителей, педагогов, учеников по вопросам адаптации; проведение коррекционно-развивающей программы, направленная на профилактику дезадаптации учащихся 5 классов «Дорога в пятый класс»; родительское собрание для родителей учащихся 4-х классов «Мой ребенок – будущий пятиклассник»; классный час для учащихся 5-х классов «Посвящение в пятиклассники»; родительское собрание для родителей учащихся 5-х классов «Помощь пятиклассникам в период адаптации»; проведение психологического консилиума по вопросам преемственности между начальной и средней, средней и старшей ступенями обучения; программу с элементами тренинга, направленную на профилактику дезадаптации учащихся 10 классов «Я и мой  класс»; родительское собрание для родителей учащихся 10 класса «Адаптация учащихся в 10 классе» (автор-составитель
    И.В. Воликова) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • тренинг «Формула успеха при подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ» (9,11 классы), направленный на  обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и выработку стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена (автор-составитель
    И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • программа , направленная на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области «Хозяин судьбы. Занявшая 1 место на муниципальном этапе конкурса профилактических программ (автор-составитель И.В. Воликова, Т.Б. Грищенко) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Мы- разные, но мы вместе!», включающая выступление на общешкольной родительской конференции «Мы – за инклюзивное образование!»; индивидуальные консультации учащихся с ОВЗ и их родителей не реже 1 раза в четверть; индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ согласно рекомендациям ПМПК; классный час, направленный на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ «Уроки доброты»; диагностику индивидуальных психологических особенностей личности учащихся с ОВЗ; подготовку документации на ПМПК; подготовку индивидуальных рекомендаций для родителей детей с ОВЗ по вопросам обучения, воспитания и развития (автор-составитель
    И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • программа для учеников 8-9 классов «Основы профессионального самоопределения», целью которого является помощь учащимся в определении жизненных планов, в осуществлении первичного профессионального самоопределения (автор-составитель
    И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Перекресток», основной целью которой является создание системы психолого-педагогической поддержки ребенка в воспитательно-образовательном процессе в период трудной жизненной ситуации (автор-составитель И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2».
  • Программа «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе» (автор-составитель И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2».
  • Программа развития познавательной сферы учащихся начальной школы «Я учусь учиться»» (составитель И.В. Воликова на основе программы Князевой Т.Н) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
  • Программа развития навыков общения и межличностного взаимодействия для учащихся 5-7 классов «Тропинка к своему Я» (составитель И.В. Воликова на основе программы О.В. Хухлаевой) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;

Диагностический инструментарий:

  1. Диагностика уровня адаптации учащихся 1,5,10 классов (Темпинг-тест Е.П. Ильина, «Нарисуй, ответь, напиши: методика получения обратной связи» Кореневской В., проективная методика «Школа зверей» С.Панченко, анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой, методика «Домики» О.А.Ореховой, «Социометрия» М.Битяновой,  анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.);
  2. Диагностика индивидуальных характерологических особенностей личности (Опросник по определению темперамента Г. Айзенка, тест Дембо-Рубинштейна, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; Тест описания поведения К.Томаса);
  3. Диагностика уровня готовности детей к школьному обучению («Подбор парных аналогий» Семаго Н.Я., Семаго М.М., «Разрезные фигуры» и «10 предметов»    С. Забрамной, «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Один-много» Т.П. Скрипкиной, методика «Домик» Гуткиной Н.И., методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б., методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева, «Корректурная проба» В.Бурдона в модификации П.А.Рудика);
  4. Диагностика профессиональной направленности личности (ДДО Е.А.Климова; «Тип личности» Д.Голланда; опросник Л.А. Йовайши, «Карта интересов» А.Е. Голомштока , Опросник профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой);
  5. Диагностика детско-родительских отношений (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, «Кинетический рисунок семьи» Венгер А.Л.,);
  6. Диагностика обучающихся группы риска (цветовой тест М. Люшера, тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич, тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса, «Неоконченные предложения», тест-опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантелеева, Характерологический опросник К.Леонгарда, тест-опросник  Шмишека, методика ценностных ориентаций М.Рокича, «Незаконченные предложения», «Исследование склонности к риску» А.Г.Шмелева, методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д.Рассела, М.Фергюссона, «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»  Разуваевой);
  7. Диагностика сформированности компетенций здоровьесбережения у педагогов (анкета «Использование здоровьесберегающих технологий», тест «Степень напряженности» Н.А. Литвинцева, анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»).

Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние   3 года:

В организационно-методическом плане моя деятельность строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

Основная цель работы заключалась в содействии школе в решении практических задач формирования здорового образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей в условиях реализации ФГОС, создания позитивной мотивации к обучению, сопровождении процесса образования детей с ОВЗ, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций поведения.

Результатом совместной просветительско-профилактической работы с педагогами школы за последние три года является: успешное прохождение государственной итоговой аттестации выпускниками школы (100%), низкий процент противоправных нарушений среди учащихся (0,01% учащихся, находящихся на учете в комиссии ПДН), отсутствие суицидальных попыток среди учащихся.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.

По результатам организованной в школе профориентационной работы, в рамках которой реализуется программа «Основы профессионального самоопределения» 96% выпускников 9-х классов осознанно выбирают профиль дальнейшего обучения в профильных классах школы либо продолжают образование в учреждениях профессионального образования Ростовской области.

По итогам реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся 1, 5, 10 классов «Преемственность и адаптация»  высокий уровень адаптации учащихся (88-91% у учащихся 1-х классов, 82-94% у учащихся 5-х классов, 94% у учащихся 10 класса). Диагностика адаптации учащихся, проводившаяся в начале 3-й учебной четверти, свидетельствует об отсутствии детей с недостаточным уровнем адаптации.

С 2017 года была проведена диагностика  83 будущих первоклассников. Диагностика заключалась в определении уровня развития основных психических процессов (восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, речи), психосоциальной зрелости, мотивации обучения.

По результатам диагностики детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению 21 %, с уровнем готовности выше среднего – 27%, со средним уровнем готовности – 34%, с уровнем готовности ниже среднего – 9 %, с недостаточным уровнем готовности – 9%.

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями – вынужденными переселенцами;

- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по запросам учителей, родителей.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- насильственные действия;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения:

- излишнее волнение.

С целью повышения психологической компетентности педагогов в рамках работы «Педагогической гостиной» в каникулярное время проводятся регулярные занятия с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов и семинары, посвященные особенностям детей с СДВГ, профилактике буллинга, развитию творческого мышления.

Ежегодно принимаю участие в проведении психолого-педагогических консилиумов по вопросам адаптации, обучения, воспитания, коррекции и развития учащихся с ОВЗ.

 Регулярно мной проводятся массовые анкетирования  участников учебно-воспитательного процесса в школе (в том числе «Диагностика предметной направленности учащихся»). Результаты анализируются, обобщаются, практические рекомендации используются  для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Диагностика уровня мотивации учащихся 2-10 классов

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

Помимо индивидуального консультирования учащихся, родителей и педагогов проводятся групповые консультации «Детская агрессивность» и «Мой ребенок идет в первый класс». За время работы разработан блок актуальных бесед и классных часов, включающий выступления на родительских собраниях «Ваш ребенок пошел в школу…» (1 классы) «Развиваем внимание и память» (2 классы), «Детские страхи» (3 классы), «Мой ребенок – будущий пятиклассник» (4 классы), «Этот трудный пятый класс» (5 классы), «Как любить детей» (6 классы), «Этот непонятный подросток» (7 классы), «Школьная тревожность и ее преодоление» (8 классы), «Дороги, которые мы выбираем» (9 классы), «Практическая помощь родителей при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» (11 классы).

С 2017 года консультирую учащихся 10 и 11 классов на этапе подготовки и  защиты проектов по психологии в рамках ГИА обучающихся 9-х классов (ФГОС ООО).

Методические материалы размещаются на странице психолога на школьном сайте школа-2.рф, на личной странице в социальной сети https://nsportal.ru/irina-volikova, а также публикую методические разработки в социальной сети работников образования https://infourok.ru/user/volikova-irina-vladimirovna.

Педагогическая активность:

  • предоставление опыта работы на семинаре учителей начальных классов по теме «Работа психолога по подготовке учащихся к ВПР» (25.10.2018 г.) – муниципальный уровень;
  •  на семинаре на тему «Создание условий для успешности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» (25.10.2016 г.) – муниципальный уровень;
  • на семинаре педагогов-психологов по теме «Работа психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по сопровождению детей с особенностями в психическом/физическом развитии, отклонениями в поведении» (09.11.2017 г.) – муниципальный уровень;
  • на семинаре –практикуме педагогов-психологов «Использование инновационных коррекционных методов и приемов с детьми с ОВЗ» (09.02.2018 г.). – муниципальный уровень;
  • на семинаре по теме «Разработка адаптированной образовательной программы для разных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней»(01.04.2016 г.) – муниципальный уровень;
  • на семинаре по теме «Условия формирования устойчивой мотивации и готовность к переходу на вторую ступень обучения» (16.10.2015 г.) – муниципальный уровень и др.

Награды: Грамота МУ ОО Тарасовского района (28.08.2014 г);

Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (21.08.2018 г).

Являюсь победителем муниципального этапа конкурса «Учитель Дона 2019» в номинации «педагог-психолог».

Личные качества: обладаю хорошо развитой эмпатией, анализирую внутренний мир человека и межличностные отношения. Корректна, коммуникабельна. Развиты навыки делового общения, креативна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности), Аттестационный лист по УП и ПП

Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии "Мастер по обработ цифровой информации"...

Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности)

Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии Мастер по обработке цифровой информации...

Характеристика профессиональной деятельности -2019

Характеристика профессиональной деятельности -2019...

Характеристика профессиональной деятельности Першиной Алёны Ивановны

Характеристика профессиональной деятельностиПершиной Алёны Ивановны,педагога – психолога МКОУ «Падеринская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Киселева А.Я.&raqu...

Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога

Характеристикапрофессиональной деятельности педагога - психологамуниципального бюджетного   образовательного учреждения  Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Вале...

Характеристика профессиональной деятельности Щёголева М.В.

Характеристика профессиональной деятельности...