Характеристика профессиональной деятельности Воликова И.В.
материал
Характеристика профессиональной деятельности к заочному этапу конкурса "Учитель года 2019" в номинации "Педагог-психолог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности
педагога-психолога МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Воликовой Ирины Владимировны
- Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании:
- Образование:
1994 г. – 1998 г. Каменское высшее педагогическое училище (колледж), факультет начального образования. Квалификация: Учитель начальных классов, педагог-психолог;
1998 г. — 2004 г. Ростовский государственный университет, психологический факультет. Квалификация: Психолог. Преподаватель
- Педагогический стаж: 20 лет
- Квалификационная категория: первая
- Дополнительное профессиональное образование:
- г - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области « Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» курсы повышения квалификации по программе «Система психологических условий эффективной реализации ФГОС», 144 часа;
2015 г. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», 72 часа;
2018 г. - Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» курсы повышения квалификации по программе «Детская практическая психология. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», 144 часа.
- Документы, на основании которых я работаю:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ;
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5. Закон РФ «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений» и др.
6. Профессиональный стандарт педагога-психолога;
7. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;
8. Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
9. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
10. Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области».
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №432 от 25.05.2010 «О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 49 от 31.01.2011 «Об утверждении Положения о кабинете педагога-психолога».
- Перечень программ, методических разработок:
- программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1, 5, 10 классов «Преемственность и адаптация», включающая в себя проведение родительского собрания в ДОУ с участием учителей 1-х классов «Ребенок на пороге школы»; родительского собрания для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу»; индивидуальное собеседование с будущими первоклассниками, диагностику уровня готовности ребенка к школьному обучению; групповую консультацию «Мой ребенок идет в первый класс» с использованием индивидуальных рекомендаций для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению; работа в детском объединении «Школа будущего первоклассника»; диагностику уровня адаптации; родительское собрание для родителей учащихся 1-х классов «Адаптация ребенка к обучению в школе»; проведение психологического консилиума по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ; выступление на совещании преподавателей, посвященном адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов; проведение индивидуальных консультаций для родителей, педагогов, учеников по вопросам адаптации; проведение коррекционно-развивающей программы, направленная на профилактику дезадаптации учащихся 5 классов «Дорога в пятый класс»; родительское собрание для родителей учащихся 4-х классов «Мой ребенок – будущий пятиклассник»; классный час для учащихся 5-х классов «Посвящение в пятиклассники»; родительское собрание для родителей учащихся 5-х классов «Помощь пятиклассникам в период адаптации»; проведение психологического консилиума по вопросам преемственности между начальной и средней, средней и старшей ступенями обучения; программу с элементами тренинга, направленную на профилактику дезадаптации учащихся 10 классов «Я и мой класс»; родительское собрание для родителей учащихся 10 класса «Адаптация учащихся в 10 классе» (автор-составитель
И.В. Воликова) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»; - тренинг «Формула успеха при подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ» (9,11 классы), направленный на обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и выработку стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена (автор-составитель
И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»; - программа , направленная на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области «Хозяин судьбы. Занявшая 1 место на муниципальном этапе конкурса профилактических программ (автор-составитель И.В. Воликова, Т.Б. Грищенко) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
- программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Мы- разные, но мы вместе!», включающая выступление на общешкольной родительской конференции «Мы – за инклюзивное образование!»; индивидуальные консультации учащихся с ОВЗ и их родителей не реже 1 раза в четверть; индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ согласно рекомендациям ПМПК; классный час, направленный на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ «Уроки доброты»; диагностику индивидуальных психологических особенностей личности учащихся с ОВЗ; подготовку документации на ПМПК; подготовку индивидуальных рекомендаций для родителей детей с ОВЗ по вопросам обучения, воспитания и развития (автор-составитель
И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»; - программа для учеников 8-9 классов «Основы профессионального самоопределения», целью которого является помощь учащимся в определении жизненных планов, в осуществлении первичного профессионального самоопределения (автор-составитель
И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»; - индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Перекресток», основной целью которой является создание системы психолого-педагогической поддержки ребенка в воспитательно-образовательном процессе в период трудной жизненной ситуации (автор-составитель И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2».
- Программа «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе» (автор-составитель И.В. Воликова) - согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2».
- Программа развития познавательной сферы учащихся начальной школы «Я учусь учиться»» (составитель И.В. Воликова на основе программы Князевой Т.Н) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
- Программа развития навыков общения и межличностного взаимодействия для учащихся 5-7 классов «Тропинка к своему Я» (составитель И.В. Воликова на основе программы О.В. Хухлаевой) – согласована на Педагогическом совете и утверждена директором МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2»;
Диагностический инструментарий:
- Диагностика уровня адаптации учащихся 1,5,10 классов (Темпинг-тест Е.П. Ильина, «Нарисуй, ответь, напиши: методика получения обратной связи» Кореневской В., проективная методика «Школа зверей» С.Панченко, анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой, методика «Домики» О.А.Ореховой, «Социометрия» М.Битяновой, анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.);
- Диагностика индивидуальных характерологических особенностей личности (Опросник по определению темперамента Г. Айзенка, тест Дембо-Рубинштейна, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; Тест описания поведения К.Томаса);
- Диагностика уровня готовности детей к школьному обучению («Подбор парных аналогий» Семаго Н.Я., Семаго М.М., «Разрезные фигуры» и «10 предметов» С. Забрамной, «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Один-много» Т.П. Скрипкиной, методика «Домик» Гуткиной Н.И., методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б., методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева, «Корректурная проба» В.Бурдона в модификации П.А.Рудика);
- Диагностика профессиональной направленности личности (ДДО Е.А.Климова; «Тип личности» Д.Голланда; опросник Л.А. Йовайши, «Карта интересов» А.Е. Голомштока , Опросник профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой);
- Диагностика детско-родительских отношений (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, «Кинетический рисунок семьи» Венгер А.Л.,);
- Диагностика обучающихся группы риска (цветовой тест М. Люшера, тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич, тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса, «Неоконченные предложения», тест-опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантелеева, Характерологический опросник К.Леонгарда, тест-опросник Шмишека, методика ценностных ориентаций М.Рокича, «Незаконченные предложения», «Исследование склонности к риску» А.Г.Шмелева, методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д.Рассела, М.Фергюссона, «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» Разуваевой);
- Диагностика сформированности компетенций здоровьесбережения у педагогов (анкета «Использование здоровьесберегающих технологий», тест «Степень напряженности» Н.А. Литвинцева, анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»).
Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года:
В организационно-методическом плане моя деятельность строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель работы заключалась в содействии школе в решении практических задач формирования здорового образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей в условиях реализации ФГОС, создания позитивной мотивации к обучению, сопровождении процесса образования детей с ОВЗ, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций поведения.
Результатом совместной просветительско-профилактической работы с педагогами школы за последние три года является: успешное прохождение государственной итоговой аттестации выпускниками школы (100%), низкий процент противоправных нарушений среди учащихся (0,01% учащихся, находящихся на учете в комиссии ПДН), отсутствие суицидальных попыток среди учащихся.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
По результатам организованной в школе профориентационной работы, в рамках которой реализуется программа «Основы профессионального самоопределения» 96% выпускников 9-х классов осознанно выбирают профиль дальнейшего обучения в профильных классах школы либо продолжают образование в учреждениях профессионального образования Ростовской области.
По итогам реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся 1, 5, 10 классов «Преемственность и адаптация» высокий уровень адаптации учащихся (88-91% у учащихся 1-х классов, 82-94% у учащихся 5-х классов, 94% у учащихся 10 класса). Диагностика адаптации учащихся, проводившаяся в начале 3-й учебной четверти, свидетельствует об отсутствии детей с недостаточным уровнем адаптации.
С 2017 года была проведена диагностика 83 будущих первоклассников. Диагностика заключалась в определении уровня развития основных психических процессов (восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, речи), психосоциальной зрелости, мотивации обучения.
По результатам диагностики детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению 21 %, с уровнем готовности выше среднего – 27%, со средним уровнем готовности – 34%, с уровнем готовности ниже среднего – 9 %, с недостаточным уровнем готовности – 9%.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями – вынужденными переселенцами;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- насильственные действия;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
С целью повышения психологической компетентности педагогов в рамках работы «Педагогической гостиной» в каникулярное время проводятся регулярные занятия с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов и семинары, посвященные особенностям детей с СДВГ, профилактике буллинга, развитию творческого мышления.
Ежегодно принимаю участие в проведении психолого-педагогических консилиумов по вопросам адаптации, обучения, воспитания, коррекции и развития учащихся с ОВЗ.
Регулярно мной проводятся массовые анкетирования участников учебно-воспитательного процесса в школе (в том числе «Диагностика предметной направленности учащихся»). Результаты анализируются, обобщаются, практические рекомендации используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Диагностика уровня мотивации учащихся 2-10 классов
2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год |
2018-2019 учебный год |
Помимо индивидуального консультирования учащихся, родителей и педагогов проводятся групповые консультации «Детская агрессивность» и «Мой ребенок идет в первый класс». За время работы разработан блок актуальных бесед и классных часов, включающий выступления на родительских собраниях «Ваш ребенок пошел в школу…» (1 классы) «Развиваем внимание и память» (2 классы), «Детские страхи» (3 классы), «Мой ребенок – будущий пятиклассник» (4 классы), «Этот трудный пятый класс» (5 классы), «Как любить детей» (6 классы), «Этот непонятный подросток» (7 классы), «Школьная тревожность и ее преодоление» (8 классы), «Дороги, которые мы выбираем» (9 классы), «Практическая помощь родителей при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» (11 классы).
С 2017 года консультирую учащихся 10 и 11 классов на этапе подготовки и защиты проектов по психологии в рамках ГИА обучающихся 9-х классов (ФГОС ООО).
Методические материалы размещаются на странице психолога на школьном сайте школа-2.рф, на личной странице в социальной сети https://nsportal.ru/irina-volikova, а также публикую методические разработки в социальной сети работников образования https://infourok.ru/user/volikova-irina-vladimirovna.
Педагогическая активность:
- предоставление опыта работы на семинаре учителей начальных классов по теме «Работа психолога по подготовке учащихся к ВПР» (25.10.2018 г.) – муниципальный уровень;
- на семинаре на тему «Создание условий для успешности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» (25.10.2016 г.) – муниципальный уровень;
- на семинаре педагогов-психологов по теме «Работа психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по сопровождению детей с особенностями в психическом/физическом развитии, отклонениями в поведении» (09.11.2017 г.) – муниципальный уровень;
- на семинаре –практикуме педагогов-психологов «Использование инновационных коррекционных методов и приемов с детьми с ОВЗ» (09.02.2018 г.). – муниципальный уровень;
- на семинаре по теме «Разработка адаптированной образовательной программы для разных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней»(01.04.2016 г.) – муниципальный уровень;
- на семинаре по теме «Условия формирования устойчивой мотивации и готовность к переходу на вторую ступень обучения» (16.10.2015 г.) – муниципальный уровень и др.
Награды: Грамота МУ ОО Тарасовского района (28.08.2014 г);
Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (21.08.2018 г).
Являюсь победителем муниципального этапа конкурса «Учитель Дона 2019» в номинации «педагог-психолог».
Личные качества: обладаю хорошо развитой эмпатией, анализирую внутренний мир человека и межличностные отношения. Корректна, коммуникабельна. Развиты навыки делового общения, креативна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-114013-1477507821.jpg)
Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности), Аттестационный лист по УП и ПП
Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии "Мастер по обработ цифровой информации"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-114013-1477507821.jpg)
Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности)
Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии Мастер по обработке цифровой информации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-880595-1485017168.jpg)
Характеристика профессиональной деятельности -2019
Характеристика профессиональной деятельности -2019...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113677-1549532680.jpg)
Характеристика профессиональной деятельности Першиной Алёны Ивановны
Характеристика профессиональной деятельностиПершиной Алёны Ивановны,педагога – психолога МКОУ «Падеринская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Киселева А.Я.&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-1082869-1542702797.jpg)
Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога
Характеристикапрофессиональной деятельности педагога - психологамуниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Вале...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1081540-1542111201.jpg)
Характеристика профессиональной деятельности Щёголева М.В.
Характеристика профессиональной деятельности...