Характеристика профессиональной деятельности -2019
материал по психологии

Скворцова (Алексеева) Марина Александровна

Характеристика профессиональной деятельности -2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности.

Ф.И.О.: Скворцова Марина Александровна

Место работы: МАОУ СОШ№38 города Тюмени

Должность: педагог-психолог

Квалификационная категория: первая

Дата рождения: 08.08.1991

Образование: высшее, Курганский государственный университет.

Стаж: 4 года

Профессиональные интересы: Коррекционная педагогика и психология, логопедия, тренинги личностного роста.

Профессиональные умения:

Проведение психологических игр, упражнений; организация и проведение школьных, городских практико-ориентированных семинаров; психодиагностика; индивидуальное и групповое консультирование; разработка коррекционных, развивающих программ, тренингов, социальных проектов.

Личные качества: ответственность, уравновешенность, терпимость, целеустремленность, коммуникабельность, тактичность, находчивость, стремление к самосовершенствованию, оптимизм, эмпатия.

Курсы повышения квалификации:

«Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации», ГАОУ ДПО «ТОГИРРО», г. Тюмень, октябрь, 2017 г. (28 ч.);

«Особенности организации образования лиц с РАС и их тьюторского сопровождения в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО», ГАОУ ДПО «ТОГИРРО», г. Тюмень, декабрь, 2017 г. (72 ч.);

«Основы прикладного анализа поведения (АВА): принципы и методы коррекционной работы с детьми с РАС» - Аттестационный экзамен сдан, ООО «Аутизм и АВА терапия», руководитель Юлия Эрц, МА, ВСВА, г. Тюмень, февраль, 2018г. (45 ч.);

«Российское движение школьников – единое воспитательное пространство», ТБУНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», г. Санкт-Петербург, март, 2018 (36 ч.).

Стажировка в образовательных организациях города Москвы по теме «Особенности организации образования лиц с РАС и их тьюторского сопровождения в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО»

Семинары: 

«Последствия нарушений детско-родительских отношений. Меры помощи.» АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», 2018г.;

«Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств» АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», 2018г.;

 «Раннее выявление предсуцидального поведения» АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», 2018г.;

«Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети интернет», семинар-вебинар, г. Москва, 2017г.;

«Психологические особенности личностного формирования девочек в подростковом возрасте», ТОГИРРО, 2017г.;

«Социокультурная инклюзия Тюменской области, ТОГИРРО, г. Тюмень, 2017г.;

«Суицид: вызов современности и эффективные технологии профилактики и практического преодоления», г. Тюмень, 2016г.;

 «Формирование навыков социально-безопасного поведения детей и подростков в современном социуме» АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», 2015г.

Научно-практические конференции:

«Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития», Международная научно-практическая конференция, Тюмень, 2017г.;

«Практико-ориентированная подготовка педагогов - исследователей в системе профессионального образования», ТГУ, 2016г.;

         «Здоровая образовательная среда-здоровое поколение», ТГУ, 2015г.;

Образовательные и методические семинары, проводимые ИМЦ г. Тюмени.

Трансляция опыта работы:

Выступление на площадке Петербургского международного образовательного форума по теме «Организация системной работы детских общественных объединений в современной образовательной организации», март, 2019 г.

Представление опыта работы на городской сетевой площадке для педагогов-психологов по теме «Мотивационная сфера школьника. Диагностики.», октябрь, 2018 г.

Представление опыта работы на областной площадке для педагогов-психологов в рамках курсов повышения квалификации, ТОГИРРО, 2018 г.

Приняла участие в очном этапе III межведомственного конкурса профессионального мастерства «Педагог-года – 2017» в номинации «Психолог года».

Публикация в сборнике «Лучшие социальные проекты молодежи города Тюмени 2018»

Разработанные программы:

  • «Адаптация первых классов к школьному обучению по ФГОС»;
  • «Адаптация пятых классов в среднем звене по ФГОС»;
  • «Психологическое сопровождение обучающихся в период подготовки и сдачи ГИА»;
  • «Психологическое сопровождение, обучающихся по основной общеобразовательной программе для лиц с задержкой психического развития»;
  • «Психологическое сопровождение, обучающихся по основной общеобразовательной программе для лиц с умственной отсталостью»
  • «Психологическое сопровождение детей «группы риска» (находящихся на ВШУ, ГОВ)»

        Свой профессиональный путь начала еще в 2008 году, когда поступила на факультет психологии, валеологии и спорта Курганского государственного университета. За время практики попробовала свои силы в роли учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы в среднем звене для детей, обучающихся по специальной коррекционной программе VIII вида и преподавателя кафедры возрастной психологии при университете.

        Определившись с дальнейшим местом работы, остановилась на должности педагога-психолога в школе. Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

        Моя работа строится по следующим направлениям:

1.        Диагностика;

2.        Развивающая и коррекционная работа;

3.        Психологическая профилактика;

4.        Консультирование;

5.        Просвещение.

        Особое внимание я уделяю коррекционно-развивающей работе и использую в ней следующие технологии: арт-терапия, игровые и информационные технологии.

        Целью программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.  

        Участвую в создании специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям мною разработана система действий, мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы (индивидуальные маршруты на каждого ребенка, находящегося в «группе риска», программа психологической коррекции для обучающихся по основной адаптированной программе с задержкой психического развития, программа психологической коррекции для обучающихся по основной адаптированной программе с умственной отсталостью).

                В основе своей работы я использую методы арт-терапии. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами. Это могут быть творческие работы, литературное творчество, музыка, танцы, моделирование с бумагой, рисование.  Одним из ярких методов арт-терапии считаю коллажирование, прикладное творчество, фототерапию и изотерапию, дудлинг. Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения, посредством преобразования ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Когда человек находится в процессе самовыражения, рисует, поет, создает что-либо своими руками, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии со своей душой.  Занятия проводятся двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении участникам возможности изготовления поделки из определенного материала по заданному образцу. Это позволяет увидеть яркость цветов, своеобразные формы, сочетание сюжета. Все имеет непосредственную связь с особенностями мировоззрения, переживаниями, эмоциями, волнениями, которые отражают скрытые от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики. Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором участникам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом является обсуждение темы или сюжета, способа исполнения, выбора материала и т.д. В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются негативные эмоции, напряжение. Они становятся спокойнее, расслабленнее. Агрессия, негатив, демонстративность сменяется творчеством и инициативностью.  

Психологические игры и упражнения, включающие элементы психогимнастики являются незаменимыми в моей работе. Данные упражнения способствуют активизации мыслительной деятельности и доставляют участникам положительные эмоции и удовольствие от работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

        Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Роль игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. Они эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и с взрослыми людьми (учителями, родителями).

        Данные технологии используются и в работе по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводятся занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. В результате применения данной технологии уровень адаптации первоклассников стал выше. С отдельной группой детей проводятся занятия по программе «Адаптации в первых классах». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.

Разработка профилактической программы играет немаловажную роль в моей работе. Профилактическая работа заключается:

  • Предупреждение эмоционального выгорания педагогов;
  • Обучение методам саморегуляции;
  • Участие в психологических классных часах;

Консультативное направление моей работы проходит на следующих уровнях:

  1. Родители (индивидуальные и групповые консультации). Родительские собрания. Разработка рекомендаций, памяток, оформление информационных стендов.
  2. Педагоги. Методические семинары, памятки, тренинги.
  3. Учащиеся. Проблемы профессионального самоопределения, жизненные ситуации.

Все используемые мной технологии позволяют видеть соответствующий результат:

  • успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
  • успешная адаптация и социализация выпускников школы.

Несмотря на небольшой стаж работы, я имею достаточный опыт. Постоянно нахожусь в процессе самообразования, посещаю семинары, тренинги по специализации. Активно участвую в реализации программы развития школы. Провожу различные творческие мастер-классы для детей, родителей, педагогов. 

Психология для меня - это не только профессиональная реализация, путь саморазвития, это творчество. Ведь мы творим свою судьбу сами. Я стараюсь научить этому других, чтобы они могли после консультации или занятия строить свою жизнь, решать проблемы и иметь доступ к собственным ресурсам. Счастье быть примером, авторитетом, опорой для глаз, которые привыкли отвечать на любовь взаимностью.

Я верю, что моя работа поможет стать учащимся более успешными, уверенными в себе, гармонично развитыми, счастливыми; родителям – лучше понять своего ребенка, а педагогам – быть позитивно заряженными для покорения творческих вершин.

Скворцова Марина Александровна   педагог – психолог МАОУ СОШ №38 города Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности), Аттестационный лист по УП и ПП

Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии "Мастер по обработ цифровой информации"...

Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности)

Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии Мастер по обработке цифровой информации...

Характеристика профессиональной деятельности Першиной Алёны Ивановны

Характеристика профессиональной деятельностиПершиной Алёны Ивановны,педагога – психолога МКОУ «Падеринская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Киселева А.Я.&raqu...

Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога

Характеристикапрофессиональной деятельности педагога - психологамуниципального бюджетного   образовательного учреждения  Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Вале...

Характеристика профессиональной деятельности Воликова И.В.

Характеристика профессиональной деятельности к заочному этапу конкурса "Учитель года 2019" в номинации "Педагог-психолог"...

Характеристика профессиональной деятельности Щёголева М.В.

Характеристика профессиональной деятельности...