Мастер-класс "Колесо счастья"
методическая разработка по психологии

Ольга Григорьевна Жбанова

Мастер-класс "Колесо счастья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_schastya.docx536.89 КБ
Файл koleso_schastya.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Жбанова Ольга Григорьевна

(МБОУ «Средняя школа №1» г. Велижа)

Колесо счастья

Цель: Выстраивание каждым участником  жизненной модели счастливого бытия.

Задачи:

  • Осмысление ключевого понятия темы счастья и его содержательного наполнения.
  • Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хочет быть несчастным. А теперь те, кто хочет быть счастливым. Из этого маленького эксперимента видно, что все мы с вами разные, но у всех людей есть одно общее – это стремление быть счастливыми.

Так что же такое счастье? Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. Строго говоря, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. Так или иначе все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою. (Читаем у Аристотеля.)

Понятие счастье воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. По этой причине проблема счастья интересовала многих мыслителей, была широко разработана и имела большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем психологами принято понимать постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров…

Секрет счастья заключается в том, что каждый должен создавать его из своих ингредиентов. Путь к своему счастью нужно начать с непростого, но очень важного шага, с ответа на вопрос: «Чего я хочу?»

C:\Users\Админ\Desktop\счастье\maslow.png

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида следующая:

  1. Физиологические потребности (пища, вода, дыхание, сон и т.п.). Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться.
  2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса). К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа). Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.
  4. Потребность в уважении и признании . После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.
  5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности). Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Визуально представить картину своих потребностей вам поможет «колесо счастья».  «Круг, колесо — первоначальный протознак, имеющий свое символическое выражение во всех культурах, так как изначальным кругом служил диск Солнца, и все строилось по этому образу и подобию; колесо символизирует движение, которое повторяет самое себя». Перед Вами круг, разделённый на 8 частей. Основные сферы жизни: здоровье, финансы, карьера, личностный рост, духовность, отдых, взаимоотношения, семья. (Общение, любовь, уединение, спокойствие и безопасность, развитие, развлечение и удовольствия, творчество, самореализация — пункты могут быть другими, это зависит от Ваших планов на жизнь).

Здоровье. Пожалуй, самая важная сфера жизни любого человека. Ведь, обладая хорошим здоровьем, ты сможешь легко добиться успехов во всех остальных сферах жизни – завести семью, построить карьеру и обеспечить себе достойное существование.

Работа. Жизненный баланс невозможен без любимой работы, приносящей хороший доход. Важно найти такую работу, от которой ты бы получал удовольствие. Тогда ты сможешь легко преуспеть, и это положительно повлияет на финансовую сторону твоей жизни.

Финансы. Очень важная сфера жизни, которая напрямую влияет на все остальные сферы (кроме, пожалуй, работы – тут обратная зависимость). Если у тебя проблемы с финансами – тебе будет сложнее следить за здоровьем, ты не сможешь содержать семью и не сможешь полноценно развлекаться. Я уж не говорю про личностный рост и духовное развитие – когда кушать хочется, совсем не до этого. Соответственно, с финансами тебе будет значительно легче улучшить многие сферы жизни, чем без оных.

Семья. Для многих семья является смыслом жизни. Продление рода – главная программа, заложенная в нас природой. По сути, мы живём только для того, чтобы оставить после себя потомков. Поэтому, обзавестись семьёй и иметь гармоничные отношения в ней – очень важно. Семья также влияет и на другие сферы жизни.

Окружение. Твоё окружение – это твои родственники, друзья, коллеги, соседи и все те, с кем тебе приходится регулярно общаться. Окружение влияет на твоё настроение и отношение к жизни. Постарайся исключить из своего окружения людей, после общения с которыми чувствуешь себя опустошённым. Старайся окружать себя позитивными и хорошими людьми, после общение с которыми тебя вдохновляет.

Личностный рост. Чем больше ты будешь всесторонне развиваться и изучать новое, тем проще тебе будет добиться успеха в любой из областей жизни. Путешествуй, изучай языки, учись каким-нибудь ремёслам, читай познавательные книги. В общем, выходи из зоны комфорта и развивай мозг, тело и дух.

Удовольствия. Жизнь – это не только «дом-работа». Есть ещё такая приятная вещь, как развлечения. В идеале жизнь должна быть полна ярких положительных эмоций. Хорошо, если у тебя есть хобби – оно может регулярно привносить в твою жизнь яркие краски. Долой серую, скучную и унылую жизнь! Долой уныние!

Духовное развитие. Без духовной составляющей жизнь нельзя считать полноценной. Ты можешь с головой погрузиться в религию или же заняться благотворительностью – неважно. Важно, чтобы это приносило тебе душевный покой. Духовные ценности и жизнь для других людей зачастую могут наполнить жизнь смыслом.

Затем нужно оценить степень удовлетворённости по 10 бальной шкале в каждой сфере и отразить это на рисунке. Для наглядности закрасьте сектора до нужных отметок разными цветами. Теперь Вы можете видеть, насколько гармонична Ваша жизнь. Такая диаграмма поможет Вам увидеть, над какими потребностями необходимо поработать.
Не забывайте, что колесо будет хорошо катиться только тогда, когда все его сектора будут заполнены цветом примерно одинаково, но не обязательно полностью, ведь катится лучше идеально 
круглый объект, чем фигура с неровными краями.

У некоторых людей круг получается пусть и практически ровный, но совсем маленького диаметра. Скорее всего, это говорит о низкой самооценке, поскольку мало людей, у которых совсем ни в одной сфере нет большего или хотя бы среднего уровня развития.
      Идеально ровный круг большого диаметра, скорее, тоже не является отражением реальности. Возможно, человек отвечал на вопросы и оценивал себя не самым честным образом, хотя, вероятно, он действительно смог реализовать себя абсолютно во всем. Таких счастливчиков и тружеников можно только похвалить.

Теперь подумайте, какие шаги Вы должны сделать, чтобы приблизится к идеалу данной сферы жизни. Если сектор меньше 70% - наметьте дальнейший план действий: что я сделаю по пунктам. Обычно предлагается составить план, в котором указать, как можно поработать над той или иной сферой жизни. Причем план для самых нереализованных и неуспешных сфер жизни нужно записать на листе вместе с «кругом счастья» или в отдельном блокноте. Желательно по каждой отстающей области придумать не менее трёх шагов к улучшению. Причём, первым шагом должно быть что-то такое, что ты мог бы сделать прямо сейчас или в самое ближайшее время. Необходимо как можно быстрее начать действовать — тогда положительный результат гарантирован.

  Если тебе сложно понять, какие шаги нужно предпринять в какой-то конкретной области – можно также нарисовать круг, представляющий данную область жизни, разбить этот круг на сектора и нарисовать колесо баланса для данной области жизни.

Рассмотрев понятие «счастья», можно выделить 5 принципов счастливой жизни:

1 принцип счастья. Оптимизм - дорога к долголетию. Болеть можно, но нельзя чувствовать себя больным. Наша собственная оценка своего физического самочувствия гораздо важнее, чем медицинские диагнозы. Перенесенные инсульты, инфаркты и травмы над нами не властны до тех пор, пока мы воспринимаем их как поломки в пути, но не как само путешествие. Оптимисты в более тяжелом состоянии чувствуют себя гораздо бодрее сверстников и даже более молодых нытиков и пессимистов.

2 принцип счастья. Любовь равна жизни. Если Вы к 55 годам обрели верного и любящего спутника жизни, причем неважно с какой попытки, - это верный признак того, что Вы радостно отпразднуете свое 85-летие в ясном уме и крепком здравии. Психологи, проводившие это исследование убеждают: дольше и счастливее живут те, кто любит взаимно и кто умеет давать и получать любовь и поддержку. Кто открыт к друзьям и доброжелателен.

3 принцип счастья. Счастлив тот, кто прощает. Обиды, подобно раковым клеткам накапливаются в теле и разъедают душу, отнимая радость и вычитая годы. Светлые стороны жизни наполнены радостью, темные попросту сокращают жизнь.

4 принцип счастья. Занимайтесь душой и получите здоровое тело. Это исследование явно показало, что люди, обратившиеся за поддержкой к психологу, на 33% реже посещают терапевта, на 76% реже попадают в больницу. А, так же, пропускают в 2 раза меньше рабочих дней и принимают на 1/3 меньше лекарств. Главное следствие психологического лечения - умение справляться с житейскими невзгодами предохраняет тело от преждевременного старения. Более того, среди психоаналитиков немало долгожителей именно из-за того, что в их среде принято регулярно самим подвергаться психоанализу.

5 принцип счастья. Учись, студент, и будешь счастлив. Люди, получившие хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 7 лет дольше неучей. Причем возраст - не оправдание нежелание учится. Психологи отмечают, что творческая жизнь и освоение новых сфер деятельности прибавляют пожилым людям не только года, но и улучшают само качество жизни, наполняют ее радостью и бодростью духа.

 А закончить наше занятие я хочу притчей. «Когда Бог создал человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусочек. И Бог спросил человека: Что тебе еще слепить? Слепи мне счастье, - ответил человек. Ничего не ответил Бог, только вложил в руки человека маленький кусочек глины...»

И как итог нашего занятия я предлагаю вместе сформулировать ответы на вопросы:

Высшее счастье – это…

Мое личное счастье в том, что…

Быть счастливым – это значит…

Самые счастливые люди те, кто...

Когда человек счастлив, он…

Чего мне сегодня не хватает для счастья, так это…

По – настоящему счастливый человек – это…

Счастье приходит тогда, когда …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области МАСТЕР - КЛАСС КОЛЕСО СЧАСТЬЯ Жбанова О.Г., педагог-психолог Велиж 2017

Слайд 2

Счастье - постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей.

Слайд 4

Здоровье Финансы К арьера Личностный рост Духовность Отдых Взаимоотношения Семья КОЛЕСО СЧАСТЬЯ Общение Любовь Спокойствие и безопасность Развитие Р азвлечение и удовольствия Творчество Самореализация

Слайд 6

5 принципов счастливой жизни Оптимизм - дорога к долголетию. Любовь равна жизни. Счастлив тот, кто прощает. Занимайтесь душой и получите здоровое тело. Учись , студент, и будешь счастлив.

Слайд 8

Высшее счастье – это… Мое личное счастье в том, что… Быть счастливым – это значит… Самые счастливые люди те, кто... Когда человек счастлив, он… Кого я считаю счастливым человеком, так это… Чего мне сегодня не хватает для счастья, так это… По – настоящему счастливый человек – это… Счастье приходит тогда, когда …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

"Счастье учителя в учениках"

Эссе представлено на  районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

"Что такое счастье?"

Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...