Нейрографика
методическая разработка по психологии

Ольга Григорьевна Жбанова

 


МАСТЕРСКАЯ ПО НЕЙРОГРАФИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhbanova_olga_grigorevna.docx415.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области


МАСТЕРСКАЯ ПО


НЕЙРОГРАФИКЕ
нейрографика опыт 1,  базовый алгоритм  снятие ограничений maryatekun.ru

Велиж 2018

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

Преимущества арт-терапии:

  • арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;
  • продукт творчества ребенка – даёт возможность проследить динамику развития;
  • арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности, является средством невербального общения.

Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний.

Новым, эффективным методом арт-терапии, стабилизирующим психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом, является нейрографика.

 Цель мастерской: Повышение профессиональной компетентности педагогов. Расширение знаний педагогов о методе арт-терапии – нейрографике.

Материал: листы формата А4, гелиевая ручка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры (все, что оставляет линию на листе).

Ход мастерской

  1. Теоретическая часть.

Пифагор - мир есть форма, Гераклит - мир есть поток, Демокрит - мир состоит из элементарных элементов. Нейрографика - философская арт-практика, предполагающая концептуальную связь этих трех учений. Автор этого метода – Павел Михайлович Пискарёв.

Нейрографика — это творческий метод трансформации мира. Нейрографика означает рисовать мышлением, сознанием. Эта методика привлекательна для нас как способ решения внутренних задач.

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач графическим способом. Нейрографика базируется на очень глубоком понимании человека, его сознания и связи с окружающим миром. В основе лежат многие научные дисциплины: психоанализ, системные расстановки, гештальт подход, арт-терапия, коучинг и даже нейрофизиология. Поэтому каждый раз рисуя работу методом нейрографики вы проходите очень глубинную трансформацию внутри, перестраиваете свои нейронные связи, изменяете впечатление, тем самым меняя окружающую реальность. Поэтому девиз нейрографики «Позитивные изменения в жизни своими руками» - это буквально про то, что вы своими руками рисуете свою жизнь. Решая графически задачу снятия ограничений и выравнивания психологического ландшафта, мы будем использовать линию и круг.  

Нейрографическая линия — это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия ведет нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, от повторения внутреннего алгоритма.        

При этом включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи в мозге и, следовательно, менять процесс мышления. Вдохновение — это переизбыток нейронов и нейронных связей в отношении определенной проблемы или вопроса. Метод нейрографики помогает увеличить количество нейронов и связей в отношении определенного вопроса.

нейрографика опыт 1,  базовый алгоритм  снятие ограничений maryatekun.ru

Круг - это базовое изображение, это солнце, личность, духовное целое, гармония, безопасность, целостность. Угол - это проблема, напряжение, конфликт, развитие, движение. Квадрат – стабильность, фундамент, ограниченность.

нейрографика опыт 1,  базовый алгоритм  снятие ограничений maryatekun.ru

На рисунок формата А4 должно быть затрачено примерно от 45 минут до 1,5 часов. Количество линий определяет качество рисунка, большое количество повторений.

Сейчас в нейрографике существует 8 устойчивых алгоритмов, которые связаны с решением стратегических задач, с решением структур коммуникации, с решением моделирования личности, с решением целей, с решением целей достижения результатов, с решением снятия ограничений и выравнивания психологического ландшафта и другие.

  1. Практическая часть. Алгоритм работы.
  1. Шаг. Актуализация темы. 

А) Что является актуальной задачей? С чем вы хотите поработать? Масштаб задачи не имеет значения. Например: здоровье в целом, здоровье моего плеча; мои взаимоотношения вообще, мои взаимоотношения с мамой, мой вчерашний разговор с мамой (соседом, другом); будущее вообще, один день, один эпизод и и.д.

          Б) Так же на данном шаге алгоритма важно некоторое напряжение - это количество эмоций, которое в этой теме заряжено. Напряжение для человека – это разница между тем, что есть, и желаемым. Нужно с помощью дыхания и сосредоточенности на теме собрать всю эту энергию напряжения. Все виды психических защит заставляют нас не чувствовать эмоционального напряжения. В нейрографике нужно наоборот собрать напряжение, как энергию, свое личное напряжение по теме. И эта энергия должна на бумаге вылиться в какую-то спонтанную хаотическую линию.

2 Шаг. Выплёскивание напряжения на весь лист бумаги. 

Резко! Много! На весь лист линиями! Объявить миру, что вы есть! Каждая такая работа с линиями - это закладка нейронных связей, участков цепей мозга. Сама линия организует связи.

3 Шаг. Округление углов. 

Круг – это целое, источник силы. Всё, что на рисунке угол, – это конфликт. Чтобы сгладить конфликт, нужно на рисунке сгладить все углы. Теперь нужно выявить все углы, которые образовались при пересечении линий и сгладить их, скруглить, закрасить.  Первые 20% углов получаются легко, а затем начинается сопротивление (разные виды, хочется отложить работу, например, и т.п.), но важно преодолеть это сопротивление, т.к. сопротивление — это нежелание изменений, сложность изменений. До 80% работы на этом этапе проходит в режиме сопротивления. Но наша задача — снять ограничения личности, поэтому все углы должны быть округлены! Это очень важно! Это связано с проживанием различных чувств. На этом шаге главное – это дисциплина и исполнение. Принцип Парето: 20% усилий приносит 80% результата. Сам факт недовольства – это и есть встреча с самим собой. Наша задача – привести себя в круг, в целостность, в самость. Именно на этом этапе мы снимаем свои психологические ограничения. Обычно, когда работа по округлению углов на 80% уже сделана, человек начинает приходить в состояние благости и удовлетворения. На этом шаге очень интересно понаблюдать за собой: что со мной происходит? какие у меня чувства? какое у меня соматическое состояние? что мне сигнализирует тело? Мы должны не убедить себя, что что-то произошло, а реально почувствовать. 

Может почувствоваться хорошая энергия в теле, может захотеться что-то делать, куда-то бежать, чувствуется какой-то тонус в теле. Это позитивный признак! Значит, идут какие-то изменения. На последних 20% работы меняется пластика мозга, отношение к ситуации меняется, в этот момент приходят новые мысли к старой ситуации.       

4 Шаг. Объединение (интеграция).

А) Интеграция, объединение внутренних областей (полостей) на рисунке. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом. Задействуем столько цветов, сколько захочется. Работаем спонтанно. Закрашивать можно не все полости. 

 Б) У любой работы на листе есть границы — это границы личности. Наша задача слить рисунок с фоном, соединить линиями рисунок и окружающий его фон так, чтобы рисунок слился с фоном. Убираем границы, делаем так, чтобы фигура, нарисованная нами изначально, сливалась с фоном, потерялась внутри фона. То есть, выравниваем напряжение. Очень важно, чтобы напряжение внутри фигуры было подобно напряжению вне её, на фоне. Иными словами, делаем так, чтобы наша изначальная фигура потерялась внутри фона. Фон целесообразно дробить примерно так же, как раздроблена сама фигура. Количество деталей на фоне должно быть примерно равным, как и в самой фигуре. Напряжение в фигуре должно слиться с напряжением на фоне. На этом этапе к нам приходит прилив энергии, задача начинает решаться. 

5 Шаг. Линии поля. Синхронизация поля. Дальше мы должны прорисовать «линии поля» — это такие линии, которые идут через весь рисунок и лежат в одном направлении, как бы объединяя его. Характер этих линий – высокое напряжение, мы не частим с амплитудой. На этом шаге могут происходить разные интересные переживания. Может так отпустить, что может вообще пропасть отношение (всяческое отношение!) к задаче, к проблеме.

6 Шаг. Вербализация.

Смотрим на ту проблему, с которой начинали работать. Что теперь у нас там внутри по отношению к этой проблеме? В процессе рисования по шагам НЕ НУЖНО держать свою проблему всё время в голове. Задали проблему в самом начале, далее выполняем алгоритм по шагам. И пусть происходит то, что происходит. Наслаждаемся работой и всем прочим – рисунком, ритмом, гармонией, цветом и т.п. Иногда в процессе работы человек может забыть, как формулировал свою проблему, она становится ему уже не важной. Иногда в конце работы сам рисунок теряет свою привлекательность. Тогда можно просто нарисовать круг (круги) где угодно. Кругом дело не испортишь! В общем, если к концу работы всё-таки нет гармонии, не чувствуете гармонии, то округляйте. Рисуйте просто круг и связи с ним связанные.

III. Рефлексия.

Участники высказываются об испытанных чувствах во время мастерской, о применении в работе данного метода.

 Сейчас метод нейрографики стремительно набирает популярность среди психологов и прочих специалистов. Рисование — это магический инструмент, потому что нарисовать можно все! И у художника есть возможность оставить свое послание миру. И послание это содержится в личном отношении к тому, что он рисует, что вкладывает в свою картину. Нейрографика - способ прикоснуться к неиссякаемому источнику энергии жизни и использовать его в своих целях.    

Сетевые ресурсы

Официальный сайт школы нейрографики Павла Пискарёва https://www.neurograff.com/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей"

Нейрографика – новейший метод работы с подсознанием через рисунок. Художественный талант и особая подготовки не требуются. Методика предельно проста, но при этом довольно эффективна. Нейрографик...

Нейрографика

Нейрографика, как творческий метод сопровождения жизненных изменений.  Графический метод трансформации сознания, творческая форма передачи восприятия мира в процессе постановки и решения пси...

Нейрографика-новое в творчестве

новое напровление в творчестве и психологии...

Возможность психокоррекции больных параноидной формой шизофренией методами НЛП, ДПДГ, нейрографики

В данной работе описаны результаты коррекционной работы с больными шизофренией.Поскольку даже на них методы показали свою действенность, то на мой взгляд, имеет смысл применять их и на классах выравни...

Влияние нейрографики на эмоциональный интеллект человека.

Аннотация. В настоящей статье анализируется влияние Нейрографики, как науки, развивающей эмоциональные компетенции личности, познающей свою природу, с опорой на каноны эстетики, на эмоциональный интел...