Нейрографика-новое в творчестве
статья (5 класс)

Богова Анна Федоровна

новое напровление в творчестве и психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_god_obucheniya_rabochaya_programma_olimpiadnye_zadachi.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        

Рабочая программа второго года обучения к дополнительной общеобразовательной программе «Олимпиадные задачи» имеет социально-педагогическую направленность.  Она представляет систему занятий для детей 8 лет. Срок реализации программы – 1 год. Уровень освоения программы – общеразвивающий.  

      Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для детей младшего возраста. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы.

      В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

     Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;  выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;  вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;  деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;  складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление. В рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

     В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

       Для проведения занятий разработан методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе; б) методического пособия для руководителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у детей 7-10 лет с целью усиления их интеллектуального развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у занимающихся

      В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Цель 2-го года обучения. развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих занятий на основе  получения занимающимися дополнительных знаний по олимпиадным занятиям, развития у них познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному приобретению знаний и умений и применению их в своей практической деятельности, развития мышления и логических способностей школьников, подготовка их к участию в конкурсных работах  различного вида.

Основные задачи 2-го года обучения. 

Обучающие:

  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
  • ознакомление занимающихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач.

Развивающие:

  • развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие речи;
  • развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления.
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  •  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений;
  • воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в занимательной игровой форме  1 раз в неделю по 45 минут. Всего 32 академических часа в год.

2. Ожидаемые результаты

2-го года обучения

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны

  • знать:
  • правила техники безопасности во время проведения занятий
  •  направления решения нестандартных заданий второго уровня
  • основные правила выполнения заданий, построения графических моделей
  • основные приёмы выполнения заданий небольшой сложности различного вида
  • уметь:
  • применять различные наработанные приёмы при выполнении заданий занимательного характера
  • строить графические модели к различного вида заданиям с самостоятельным выбор типа модели
  • определять нужное направление в процессе решения различных головоломок (анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды)
  • решать задачи и выполнять задания простого уровня самостоятельно
  • анализировать, синтезировать, обобщать
  • работать с геометрическим материалом при выполнении различного вида заданий

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы отслеживания результативности:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе руководителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  •  рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  •  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах  тестирования,  практических и творческих работ детей.
  • Участие занимающихся в олимпиадах и различного вида конкурсах интеллектуальной -развивающей  направленности.

  1. Календарно - тематический  план

2  год обучения

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. . Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

3

Тренировка внимания.  Совершенствование мыслительных операций. Развитие способностей рассуждать.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических возможностей.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических возможностей.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  способностей  рассуждать.

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие  способностей рассуждать

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

Всего

32

4. Учебно-воспитательная работа и массовые мероприятия

Для группы №_____

п/п

Название мероприятия

Сроки

Место проведения

1

Олимпиада

Февраль

Гимназия №642

2

Олимпиада

Май

Гимназия №642


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....