Возможность психокоррекции больных параноидной формой шизофренией методами НЛП, ДПДГ, нейрографики
статья по психологии

Буланов Владислав Юрьевич

В данной работе описаны результаты коррекционной работы с больными шизофренией.
Поскольку даже на них методы показали свою действенность, то на мой взгляд, имеет смысл применять их и на классах выравнивания.
Полагаю, что простота примененных методов (на уровне, необходимом для проведенного эксперимента) позволяет легко их освоить и применять не только школьным психологам, но и учителям, и родителям.
Так что, коллеги, посмотрите сами методы, посмотрите результаты.
Будут вопросы - задавайте.

С уважением, Владислав Юрьевич Буланов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsiya_shizofrenii.docx46.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – Буланов Владислав Юрьевич.
Работа опубликована на сайте: https://nsportal.ru

 Возможность психокоррекции больных параноидной формой

шизофренией методами НЛП, ДПДГ, нейрографики

Шизофрения сегодня продолжает оставаться одним из самых необъяснимых психиатрических заболеваний, ибо до сих пор неизвестны точные этиология и патогенез болезни.6

Более того, сегодня на международном уровне рассматривается вопрос об устранении шизофрении из реестра заболевания и его замене «шизофреническим синдромом».10

Такое положение дел, в свою очередь, приводит к сложностям  в диагностике – не редко диагноз «Шизофрения» ошибочно ставят при острых психозах, в эффективности лечения данного недуга и проблемам с прогнозированием развития болезни.9 

С точки зрения психофизиологических механизмов этого заболевания сегодня предложено четыре основных модели соотношения психопатологии и функций полушарий головного мозга: «модель гипофронтальности», «модель дефицита», «модель когнитивного стиля», «модель взаимодействия полушарий».

Ни одной из моделей как общепризнанной в литературе не отдается предпочтения. Критики этих моделей отмечают, что исследования проводились без учета возможного влияния на результаты таких важнейших параметров, как тип течения шизофрении, длительность заболевания, ведущий психопатологический синдром. Тем не менее, в этих работах было показано, что нейропсихологические данные коррелируют со структурой психопатологических расстройств при шизофрении.3

В то же время, мною не обнаружено исследований со сколько-нибудь серьезной выборкой, показывающих, что отличия в строении и активности мозга у больных шизофрении имели место быть или отсутствовали до заболевания шизофренией. Поэтому не совсем ясно – обнаруживаемые особенности мозга больных этим заболеванием – это их врожденное состояние или состояние приобретенное. Если состояние приобретенное, то, опять же, остается открытым вопрос – оно является следствием шизофрении или следствием каких-то иных процессов, которые до  настоящего времени еще в должной мере не исследованы и привели к шизофрении.

С учетом обозначенных сложностей и вытекающей из них практики на сегодня шизофрения считается практически неизлечимым заболеванием, а существующие методы лечения, по сути, являются симптоматическими и, видимо, не воздействуют на истинные причины заболевания. Впрочем – уточнить последнее не представляется возможным, ибо истинные причины заболевания не известны.

Полагаю, что не малая роль в низкой эффективности лечения людей от шизофрении лежит в том, что данная особенность состояния психики человека признана психиатрическим заболеванием и, соответственно, от решения это интересной проблемы фактически отлучены немедицинские специалисты-психологи.

Вместе с тем, поскольку многолетнее лечение пациентов с данным заболеванием методами психиатрии не приводит к их излечению и лучшее, чего удается достигнуть – это устойчивой ремиссии, вероятно, следует искать методы лечения отличные от психиатрических, от медикаментозных именно в этом и состоит актуальность темы данной работы.

Целью настоящего исследования является проверка эффективности  методов НЛП, ДПДГ и нейрографики при психокоррекции шизофрении параноидной формы.

Гипотеза исследования. Как было сказано выше, чёткой, принятой всеми этиологии шизофрении не существует. Разнообразие гипотез и моделей возникновения и природы заболевания, а также особенности её протекания и, в первую очередь, то, что впервые приступ происходит, как правило, на фоне острого или длительного стресса, дает нам возможность предполагать, что данное заболевание является частным случаем посттравматического стрессового расстройства и, следовательно, может поддаваться коррекции психологическими и психотерапевтическими немедикаментозными методами, применяемыми для оказания помощи при ОСР и ПТСР.

С учетом наличия гипотезы о связи между развитием шизофрении, участками зрения в головном мозге, особенностями работы глазных мышц и самого зрения, нами выбраны методы коррекции, в которых активно проводится работа с глазами и визуальный канал восприятия информации из арсенала нейро-лингвистического программирования (НЛП), а также методов «Десенсибилизации и переработки движением глаз» (ДПДГ) и «Нейрографика».

Задачи исследования. В соответствии с гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть нейропсихологические особенности больных шизофренией.
  2. Проверить оправданность и эффективность применения немедикаментозной психокоррекции методами НЛП, ДПДГ, нейрографики.

Объектом исследования являлись больные (клиенты) с диагнозом: Шизофрения, параноидная форма. Галлюцинаторно-параноидный синдром.

Предметом исследования являлись методы немедицинской психокоррекции применяемые для оказания помощи в ситуациях ОСР и ПТСР:

В качестве методов коррекции нами были выбраны:

- «Нейро-лингвистическое программирование»;

- ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз).

- «Нейрографика».

  1. Нейропсихологические особенности больных шизофренией

Шизофрения – это психическое расстройство, характеризующееся непрерывными или рецидивирующими эпизодами психоза.

Основные (положительные) симптомы заболевания: галлюцинации, бред, паранойя, дезорганизованное мышление. Имеет смысл отметить, что эти симптомы проявляются и при других видах психозов, а посему не являются особенностями шизофрении.

Также могут быть социальная замкнутость, снижение эмоционального выражения, апатия.

В целом симптомы шизофрении принято делить на положительные, негативные и когнитивные.

Как было сказано, положительные (психотические) симптомы данного нарушения одинаковы для любого психоза. Это затрудняет раннюю диагностику шизофрении, а так же, способствует выставлению ошибочных психиатрических диагнозов и, соответственно, проведению неверного лечения.7 

Галлюцинации возникают примерно у 80% людей с шизофренией4 и чаще всего связаны со слухом (обычно - слышание голосов), но могут быть связаны и с любым другим чувством (вкус, зрение, обоняние и осязание).2,4 

Частота галлюцинаций, связанных с несколькими чувствами, в два раза превышает частоту галлюцинаций, связанных только с одним чувством.4 Они также обычно связаны с содержанием бредовой темы.1

Бред при данном заболевании странный или преследующий по своей природе. Также распространены искажения самоощущения, такие как ощущение,  что чьи-то мысли или чувства на самом деле не принадлежат человеку, или убеждение, что мысли внедряются в его разум, иногда называемые феноменами пассивности.9

Расстройства мышления могут включать блокировку мыслей и неорганизованную речь. Положительные симптомы обычно хорошо поддаются лечению и уменьшаются в течение болезни, что, возможно, связано с возрастным снижением активности дофамина.

А с нашей точки зрения, говорящей о том, что шизофрения есть частный случай ПТСР, положительная симптоматика уменьшается или проходит в связи естественной или искусственной проработкой и утилизацией психотравмирующего события, воспоминания…  

Негативные симптомы при данном заболевании выражаются в дефиците нормальных эмоциональных реакций или других мыслительных процессов.

Признанными негативными симптомами являются:

  1. притупленный аффект – демонстрация плоских выражений или слабых эмоций;
  2. алогия – бедность речи;
  3. ангедония – неспособность испытывать удовольствие;
  4. асоциальность – отсутствие желания завязывать отношения;
  5. аволизм – отсутствие мотивации и
  6. апатии;
  7. отсутствие дистресса.

Часто проводится различие между первичными негативными симптомами, присущими шизофрении, и теми, что возникают в результате положительных симптомов, побочных эффектов нейролептиков, расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, и социальной депривации, называемых вторичными негативными симптомами. Негативные симптомы менее чувствительны к лекарствам и наиболее трудно поддается лечению. Однако, при правильной оценке, вторичные негативные симптомы поддаются медикаментозному лечению и по нашему мнению, должны поддаваться коррекции методами немедикаментозной психотерапии и психологии.

Когнитивный дефицит является самым ранним и наиболее часто встречающимся симптомом шизофрении. Он часто проявляется задолго до первого приступа заболевания и может присутствовать в раннем подростковом или детском возрасте. Являясь основным признаком, он, все же, не считается основным симптомом, как положительные и отрицательные симптомы.

Между тем, с учетом имеющейся системы образования, а также с учетом того, что у многих пациентов с диагнозом «шизофрения» первые приступы произошли на фоне учебных и/или эмоциональных стрессов, одним из методов профилактики развития шизофрении, по нашему мнению, является ранняя коррекция нарушений когнитивной сферы. Мы полагаем, что при лечении шизофрении данная коррекция также необходима, в том числе, путем повторного прохождения школьного курса математики и, вероятно, геометрии, а так же решения судоку. В этом мы исходим из гипотезы о взаимосвязи шизофрении с нарушениями пространственного мышления, работы визуального канала получения и обработки информации.

Тем не менее, наличие когнитивного дефицита и степень дисфункции рассматриваются как лучший показатель функциональности, чем представление основных симптомов. Когнитивный дефицит ухудшается при первом эпизоде психоза, но затем возвращается к исходному состоянию и остается довольно стабильным в течение болезни.

Считается, что дефицит когнитивных способностей приводит к негативному психосоциальному исходу при шизофрении.

Когнитивный дефицит может быть связан с нейрокогнитивным (несоциальным) или социальным познанием, а так же, по нашему мнению, с положением «линий времени», то есть – с особенностями кодирования мозгом информации.

Нейрокогнитивное познание – это способность получать и запоминать информацию, которая включает в себя беглость речи, память, мышление, решение проблем, скорость обработки, слуховое и визуальное восприятие.

Вербальная память и внимание, как считается, наиболее затронуты. Нарушение вербальной памяти связано со снижением уровня семантической обработки (связывания значения со словами).

Другим нарушением памяти является эпизодическая память. 

Наши исследования дают возможность полагать, что нарушения памяти связаны также с положением и состоянием «линии прошлого» (по терминологии НЛП).

Нарушение зрительного восприятия, которое постоянно встречается при шизофрении, - это нарушение визуальной обратной маскировки.  Нарушения визуальной обработки включают неспособность воспринимать сложные зрительные иллюзии и изображения.

Социальное познание связано с необходимыми умственными операциями интерпретировать и понимать себя и других в социальном мире.

Это также связанное с этим нарушение, и восприятие эмоций на лице часто оказывается затрудненным. Восприятие лица имеет решающее значение для обычного социального взаимодействия. Когнитивные нарушения обычно не реагируют на нейролептики, и существует ряд вмешательств, которые используются для их улучшения; когнитивная реабилитационная терапия оказывает особую помощь.

  1. Практические наблюдения и коррекция
  1. Наблюдения

Нами были обследованы 3 человека женского пола в возрасте от 27 до 42 лет с подтвержденным диагнозом «Шизофрения. Параноидная форма», получающие различное лечение на протяжении более 7 лет каждая и периодически проходящие лечение в стационаре (от 3 до 5 госпитализаций за время болезни).

Во время сбора анамнеза и первичной диагностики путем наблюдения было зафиксировано следующее:

  1. первые приступы произошли на фоне экзаменационных стрессов;
  2. последующие приступы также происходили на фоне острых стрессов;
  3. локализация «линий времени» (по терминологии НЛП) - нарушены.  В двух случаях из трёх «линии прошлого» лежали параллельно «линиям будущего» (справа) периодически сливаясь или пересекаясь между собой. В одном случае «линия прошлого» не имела чётко выраженной линейной траектории и представляла собой запутанную линию, местами находящуюся слева, местами – справа от человека, пересекая или совпадая с линией будущего;
  4. при думании об имеющемся заболевании клиентки не могли ровно уследить глазами за пальцем, двигающимся по кругу на таком уровне, что бы они были вынуждены делать глазами максимально возможный круг, а также при приближении пальца к носу и отвода от него – движение глаз было скачкообразное, рваное;
  5. при рисовании конфликта «Шизофрения», страхов, обид на рисунках было крайне мало углов, вплоть до их полного отсутствия и они представляли собой закругленные кривые;
  6. при предъявлении рисунков (переплетенные лини с углами в точках пересечения) две клиентки из трех крайне плохо видели углы и, соответственно, в режиме нейрографики не могли их обработать;
  7. одна из двух, перечисленных в предыдущем пункте, не могла вести нейрографические линии, проводя либо прямые, либо синусоиды, даже сосредоточив на этом задании внимание;
  8. о слуховых галлюцинациях в предыдущий этап болезни заявили все трое. О слуховых галлюцинациях происходящих непосредственно во время сеансов – заявляла лишь одна;
  9. все заявили о наличии страха общения вне «Интернета» и социальных сетей, однако на проблемы с онлайн общением не жаловались. У всех троих есть желание общаться, избавившись от этого страха, работать;
  10. одна из трех сообщила, что в роду были женщины, болевшие шизофренией;
  11. у этой же клиентки явно магическое мышление, поддерживаемое парапсихологами, экстрасенсами, «целителями» и массажистами, к которым она обращалась за помощью ранее. При этом проверка способностей показывает, что у неё, действительно, весьма развитая интуиция или «ясновидение» - из 10 тестовых вопросов в ходе беседы, на которые она не могла знать ответы, на 8 вопросов ответы были даны точные.  Вопросы были вплетены в беседу и не подавались ей как тестовые, проверяющие ее способности;
  12.  притупленный аффект, алогия, ангедония, асоциальность, отсутствие желания завязывать отношения, аволизм, апатия ни у одной клиентки не проявились;
  13. все клиентки боятся выздоровления, ибо это грозит снятием инвалидности и потерей пенсии по ней;
  14. все клиентки во время эксперимента проходили медикаментозное лечение.

Таким образом, на мой взгляд, можно говорить либо о состоянии ремиссии при наличии шизофрении у обратившихся клиенток (на фоне получаемого ими фармакологического лечения), либо об ошибочности поставленных им диагнозов.

Так же эти наблюдения говорят о наличии нейро-лингвистического нарушения в кодировании информации, что оказывает деструктивное воздействие на память, планирование, мышление, в целом.

  1. Коррекция
  1. Общие положения

В 2008 году мною (в то время – школьным психологом) проводился эксперимент на учащихся 3 класса (класс выравнивания) одной из школ города Глазова. Диагностика показала, что «временные линии» у учащихся этого класса перепутаны настолько сильно, что «картинки» прошлого заслоняются образами будущего и наоборот. Это, естественно, приводило к проблемам с планированием и реализацией планов, проблемам с памятью, вниманием, и соответственно, с учебой, поведением.

Коррекция положения «линий времени» проводилась методами EFT (Г. Крейга) (модифицированным мною под задачу) и нейро-лингвистического программирования.

По аналогии с этим опытом, при работе с экспериментальными клиентами с шизофренией были применены те же самые методы НЛП, подобный методу EFT метод ДПДГ и «Нейрографика», которая ранее не применялась.

В результате коррекции (1-2 сеанс) «линии времени» в дальнейшем в двух случаях из трех устойчиво держались на правильных местах. В одном случае этого удалось достичь только на 4 сеансе психокоррекции.

Применение нейрографики было сопряжено со следующими трудностями:

  1. клиенткам было в разной степени сложно проводить нейро-линию;
  2. клиенткам было в разной степени сложно находить углы, требующие обработки и обрабатывать их;
  3. происходила путаница секторов и углов обработки – клиентки показывали, что хотят обработать один сектор или угол, но обрабатывали другой (иногда уже обработанный);
  4. клиентки изначально не могли изобразить страхи, тревоги, депрессию, обиды, шизофрению угловатыми линиями – рисовали округлые, что с позиции нейрографики может говорить об отсутствии внутреннего конфликта в отношении этих ситуаций, явлений, чувств и т.п.

Для преодоления означенных сложностей были проведены:

  1. отдельные тренинги по рисованию нейролиний;
  2. проработка проблем проводилась даже если проблема отображена округлой фигурой, которая бралась в ещё больший круг;
  3. количество нейролиний на первых рисунках было не более пяти;
  4. необнаруженные клиентками углы указывались психологом;
  5. обработка углов проводилась по постоянным контролем правильности ее выполнения.

Тенденция:

  1. первые рисунки – до 50% нейролиний проведено не верно; более 80% углов приходилось указывать психологу; неправильно самостоятельно обработаннх углов – до 40%; продолжительность первой сессии – от 4 до 6 часов;
  2. вторые рисунки – количество неправильных нейролиний – не более 15 %; количество указываемых психологом углов – не более 50%; количество неверно обработанных углов – не более 20 %; продолжительность второй сессии – от 3,5 до 5 часов;
  3. третьи рисунки -  количество неправильных нейролиний – не более 10%, само количество нейролиний выросло на треть, по сравнению с первым рисунком; количество указанные психологом углов – не более 20%, количество неверно обработанных углов – не более 10%, продолжительность сессии – от 2 до 4 часов; продолжительность и интенсивность «болтовни» клиенток, по сравнению с первым сеансом, во время рисования, уменьшился вдвое;
  4. четвертые и последующие рисунки - количество неправильных нейролиний - 0, само количество нейролиний выросло в 1,5-2 раза, по сравнению с первым рисунком; количество указанных психологом углов – не более 10%, количество неверно обработанных углов – не более 5  шт., продолжительность сессии – от 2 до 3 часов; объем «болтовни», по сравнению с первым сеансом, во время рисования, уменьшился втрое (по времени и интенсивности).

Воспоминания о стрессах, предшествующих приступам, включая сами приступы и последующие цепочки «напряженных», травмировавших воспоминаний, прорабатывались методом  ДПДГ до снижения уровня напряженности до 0-1.

  1. Тактика проводимой коррекции

1 сессия

1. Собираем анамнез и проводим диагностику актуального состояния, включая положения «лини времени».

2. Проводим методом ДПДГ коррекцию первого или самого напряженного приступа заболевания и последующие всплывающие цепочки.

3. Повторно проверяем положение «линий времени» (ДПДГ способно их корректировать).

4. Даём домашнее задание – при появлении негативных воспоминаний, переживаний, мыслей прорабатывать их самостоятельно облегченным приемом ДПДГ (похлопыванием по плечам).

2 сессия

  1. Проводим диагностику актуального состояния. Определяем изменения.
  2. Правим «линии времени» приемами НЛП.
  3. Прорабатываем ДПДГ актуальные негативные воспоминания или состояния.
  4. Даём домашнее задание – при появлении негативных воспоминаний, переживаний, мыслей прорабатывать их самостоятельно облегченным приемом ДПДГ (похлопыванием по плечам).

3 и последующие сессии

  1. Проводим диагностику актуального состояния. Определяем изменения.
  2. Прорабатываем актуальное негативное состояние методом EMDR.
  3. Проводим сеанс инфографики на избавление от обид.
  4. Даём домашнее задание:

– при появлении негативных воспоминаний, переживаний, мыслей прорабатывать их самостоятельно облегченным приемом ДПДГ (похлопыванием по плечам);

- прорешивать  учебники математики, начиная с первого класса;

- активнее выполнять физическую работу по дому и огороду.

Домашние задания менялись по ситуации.

  1. Результаты коррекции

В рамках подготовки настоящей работы с указанными клиентками было проведено по 10 консультаций с частотой 2-3 консультации в неделю.

По итогам такого курса психокоррекции:

  1. По собственной инициативе все клиентки снизили дозировку прописанных им антидепрессантов без ухудшения их состояния (с 4 - 6 сеансов).
  2. Две клиентки из трех отказались от снотворных препаратов без ухудшения качества сна (с 4 - 5 сеансов).
  3. Жаловавшаяся на «голоса» клиентка сообщила, что после 2-3 сеанса голосов она более не слышала.
  4. Клиентка, первые два сеанса приходившая и уходившая в сопровождении матери, с третьего сеанса на консультации приходила и уходила самостоятельно, без сопровождения. С 5-го сеанса самостоятельно пошла по магазинам, в поликлинику, в храм и чувствовала себя при этом спокойно.
  5. Все клиентки отметили значительное снижение уровня агрессивности к близким (с 4-5 сеансов).
  6. Все клиентки отметили устранения страха общения и начали общаться с соседями, с бывшими коллегами (с 3-5 сеансов).
  7. Все клиентки перестали бояться своего диагноза и при этом стали более спокойно относиться к (гипотетически) возможному снятию инвалидности и лишению пенсии из-за выздоровления (с 5—7 сеансов).


Заключение

Целью настоящей работы было проверить – возможно ли психологическими методами коррекции, применяемыми при ОСР и ПТСР (НЛП, ДПДГ, нейрографика) улучшить психическое состояние больных параноидной формой шизофрении, применяя их с той позиции, что шизофрения является частным случаем ПТСР. С этой целью был проведен психокоррекционный курс из 10 сеансов с тремя клиентками, страдающими указанной формой шизофрении более 7 лет каждая.

В каждом из случаев были обнаружены и утилизированы психотравмирующие воспоминания и связанные с ними деструктивные эмоции и переживания, исправлены линии времени, улучшено психо-эмоциональное состояние и поведение клиенток.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что симптоматику параноидной шизофрении успешно можно корректировать такими психологическими безмедикаментозными методами, применяемыми для оказания помощи при ОСР и ПТСР, как НЛП, ДПДГ, нейрографика или, вероятно, схожими с ними: TFT (Р. Каллахана), EFT (Г. Крейга) и арт-терапией. Для решения вопроса о возможности полного исцеления от шизофрении путём применения этих методов необходимо провести более расширенное и продолжительное исследование, что выходит за рамки данной работы, и за пределы возможностей автора настоящей работы.

В связи с объективно ограниченными возможностями проведения настоящего исследования, остается не до конца проясненным вопрос справедливости отнесения параноидной формы шизофрении к частным случаям ПТСР. С одной стороны, коррекция состояния при данной форме шизофрении поддается методам и тактике помощи при ПТСР, с другой – объем исследования недостаточен для формулирования какого-либо однозначного вывода.

Библиография

  1. Американская психиатрическая ассоциация. Целевая группа по DSM-IV. (2000). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV-TR. American Psychiatric Pub. стр. 299-304.
  2. Вертикальные движения глаз у пациентов с шизофренией // https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c76b4c26-62ebd3c2-55391e03-74722d776562/https/www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0042698914001679.
  3. Вовин Р, Я., Меерсон Я. А. К вопросу о механизмах
    деперсонализационных расстройств при шизофрении//Проблемы ме-
    дицинской психологии.— Л.—1976.— С. 147—150.
  4. Возможная ключевая роль зрения в развитии шизофрении // https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c76b4c26-62ebd3c2-55391e03-74722d776562/https/www.degruyter.com/document/doi/10.1515/revneuro-2018-0022/html.
  5. Обзор мультимодальных галлюцинаций: классификация, оценка, теоретические перспективы и клинические рекомендации // https://osf.io/zebxv/. 
  6. Павличенко А.В., Кулыгина М.А., Костюк Г.П. Шизофрения и другие психотические расстройства в МКБ-11 и DSM-5: развитие концепций и современное состояние. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2020;120(6-2):5-12.
  7. Поднимает вопросы и ответы // https://www.nimh.nih.gov/

/health/topics/schizophrenia/raise/raise-questions-and-answers#4.

  1. Хайнц А., Восс М., Лори С.М. и др. (Сентябрь 2016). Должны ли мы действительно попрощаться с симптомами первого ранга?"// Европейская психиатрия. 37: Стр. 8-13 // https://www.cambridge.org/core/journals/european-psychiatry/article/abs/shall-we-really-say-goodbye-to-first-rank-symptoms/88F99BED7A4F5A656A74EAEC3B1ACC25.
  2. Что делать, если лечение шизофрении неэффективно?// https://minutkoclinic-com.turbopages.org/minutkoclinic.com/s/stati/chto-delat-esli-lechenie-shizofrenii-neeffektivno.
  3. Шизофрения – это не болезнь// https://www.clinvest.ru/jour/

/announcement/view/215.

  1. Шизофрения // https://www.nimh.nih.gov/health/topics/ /schizophrenia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».

Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...