Профилактика эмоционального выгорания педагогов
презентация к уроку по психологии

Татевосян Мариам Микити

Тренинг для педагогов

Тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством арт-коучинга»

Этапы:

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Диагностика эмоционального выгорания педагогов.

 Методики  исследования (приложение 1):

  • опросника эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • опросник на  «выгорание»  MBI  К. Маслач  и С. Джексона  (адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
  1. Разработка и проведение тренинга направленного на профилактику эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повторная диагностика.

 Методы:

  • беседа
  • анкетирование
  1. Подведение итогов, оформление рекомендаций.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots.vygoranie.pptx660.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика эмоционального выгорания педагогов при помощи арт-коучинга Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ №5 Татевосян М.М.

Слайд 2

Этапы :

Слайд 3

Правила работы в тренинговой группе Правило равноценности . Нет статусных различий, иерархии, сложившихся до группы, субординации. Правило активности . От активности каждого члена группы выигрывают все. Правило искренности . Каждый говорит то, что думает, а не то, что он думает от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам. Обсуждению подлежит то, что происходит здесь и сейчас. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» историй каждого, не выносится за пределы круга. Правило конструктивной обратной связи. Говорит о поведении, а не о личности. Правилами группового обсуждения: Дать высказаться каждому (не перебивать). Отметить общие положительные достижения. Указать на какие-то общие недостатки и ошибки ( не персонифицировать ). Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников. Подчеркнуть, что можно выполнять еще лучше. Сказать о своих чувствах. Принято! Формирование малых групп и принятие правил

Слайд 4

Цель: сбор ожиданий участников от тренинга. Автобусная остановка Знать Уметь Испытать Инструкция: м ы раздадим каждой группе по одному листу с надписью: *знать *уметь *испытать Каждая группа запишет в свой лист все то, что вы ожидаете от этого тренинга. «Знать» - какие новые знания вы хотите получить. «Уметь» - какие навыки хотите освоить. «Испытать»- какой новый опыт, какие чувства хотите пережить.

Слайд 5

«Что такое эмоциональное выгорание ?» «Методы профилактики эмоционального выгорания» «Причины возникновения эмоционального выгорания» Колесо знаний Педагоги в 3-х группах формируют колесо по заданной теме. Затем один член группы рассказывает о содержании, остальные участники тренинга могут дополнить колесо.

Слайд 6

Цель: раскрытие ценностей . Притча о камнях Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Зачитывается притча. В заключение обмен впечатлениями с использованием камней. Инструкция: Послушайте притчу. Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики. - Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил: ( как вы думаете, что ответил человек? А как бы вы ответили?) - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. Чтобы легко было идти по жизни, не надо носить камней за пазухой! Были в вашей жизни случаи, после которых вы держите камень за пазухой, или кто-то носит для Вас камень за пазухой.

Слайд 7

Цель: диагностика проблем, травмирующих ситуаций, раскрытие собственных возможностей преодоления своих проблем. Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие проблему, с которой столкнулись в своей жизни педагог, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Были ли в вашей жизни случай, после которых было трудно расслабиться, успокоиться? Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам «трудную ношу», проблему, с которой Вы столкнулись в рамках своей трудовой деятельности и до сих пор несете и не можете никак сбросить со своих плеч. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями. Тяжелая ноша

Слайд 8

Пирамида После проведения упражнений вся информация выстраивается по логическим уровням Цель: обобщение и систематизация полученной информации, поиск ценности и действий через анализ.

Слайд 9

Цель : восстановление чувства значимости через осознание своих достижений . 1 Предложите участникам нарисовать один экспонат выставки – то, что больше всего запомнилось и показалось важным. Очень желательно все рисунки поместить в паспарту. 2 .Рисунки вывешиваются на стену и организуется экспозиция: «Самые замечательны достижения нашей жизни». 3 .Каждый участник имеет возможность становить экскурсоводом. Он может рассказать о своем экспонате. «Вернисаж достижений» Представь себе, что ты приходишь на выставку, где собраны очень ценные и прекрасные вещи, фотографии, картины. Она организована в прекрасном месте и занимает несколько залов. Ты поднимаешься по парадной лестнице и у входа замечаешь свою фотографию. Надпись под фотографией означает, что это выставка твоих достижений. Тебя встречают, как самого долгожданного гостя, тебя окружают родные, близкие тебе люди, друзья, сослуживцы и те, с кем тебе довелось встречаться в самых разных местах. Кого-то ты сразу узнаешь, кого-то нет. Эти люди организовали выставку в честь тебя, и ты становишься первым её посетителем. Все экспонаты выставки подписаны, и можно без труда узнать, о каком твоем достижении идет речь. Может что-то тебе покажется малозначительным и недостойным внимания, может что-то тебя удивит, а что-то порадует. И вот, ты проходишь в первый зал. Он называется «Моя семья». Осмотри, что выставлено в этом зале? О чем рассказывают надписи под экспонатами? Какой экспонат кажется тебе наиболее значимым? Ты идешь дальше и приходишь в зал «Моя работа». Картины, предметы, фотографии…Может быть, здесь есть письма и подарки от тех людей, с кем пересекались твои профессиональные пути, тех, кто с благодарностью вспоминает тебя, как специалиста. Твоим достижением являются все деньги, заработанные тобой. Представь себе самые значительные покупки, которые были сделаны на эти деньги – они тоже размещены в этом зале. Ты идешь дальше и приходишь в зал «Мои умения». Ты и не догадывался, как много, оказывается, ты умеешь! От скромного рукоделия до умений, которые сложно представить в материальном воплощении: умения дружить, любить, хранить верность, веселиться и искренне сочувствовать. Это тоже достижения – достижения твоей души. Представь их в виде экспонатов на выставке. Есть еще другие залы, и у тебя есть время походить по ним…Какой экспонат тебе показался самым важным на выставке? В этой экскурсии тебя сопровождают люди – те, кому ты дорог и кем любим и уважаем. Это тоже твое достижение – достижение взаимоотношений…Ты возвращаешься назад, еще раз осматривая экспозицию. Благодаришь своих друзей за этот сюрприз…

Слайд 10

Цель : поделиться впечатлениями, эмоционально поддержать группу. Камень… в подарок за… Инструкция: педагогам предлагается выбрать самый красивый камень и подарить его другому участнику тренинговой группы при этом нужно придумать камень чего дарится и за что подарок. Анализ листов ожидания

Слайд 11

1. Насколько важной для Вас была тема тренинга? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Узнали ли Вы что-нибудь ценное для себя? Да нет Если да то, что именно? _________________________________________ 3. Сможете ли Вы применить полученные знания на практике? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Оцените насыщенность программы информацией: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Насколько последовательно и логично был изложен материал? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. Насколько комфортно вы себя чувствовали во время проведения тренинга? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарии: ____________________________________________________________________ 7. Насколько Вы удовлетворены работой тренера? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8. Что можно было бы сделать иначе для большей эффективности?_______________________ 9. Что вам особенно понравилось в тренинге? __________________________________________ 10. Какие темы для проработки хотелось бы добавить к программе тренинга?_______________ __________________________________________________________________________________ Анкета обратной связи Ф.И.О. участника______________________________________________________ Должность ____________________________________________________________ Фамилия имя тренера___________________________________________________ Название тренинга _____________________________________________________ Уважаемые коллеги! Спасибо за активное участие в тренинге! Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для меня. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 1 до 10: Дата____________ _____________/ __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Услышав данные советы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога, взяла их на заметку и хочется представить здесь как памятку для всех учителей!...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

В данном конспекте представлены материалы для работы психолога с педагогами по проблеме эмоцилонального выгорания....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...