Тренинг "На шаг впереди"
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы , ножницы, фломастеры,  карандаши, двусторонний скотч, ручки, лист ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 30 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_sklyarova.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ «НА ШАГ ВПЕРЕДИ»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы , ножницы, фломастеры,  карандаши, двусторонний скотч, ручки, лист ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 30 минут

Ход занятия

I. Знакомство, разминка.

Упражнение “Аквариум”

         Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 5 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

       На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

  • Высокий уровень лидерства  (на поверхности воды)
  • Средний уровень лидерства  ( середина в водорослях)
  • Низкий уровень лидерства  ( среди камней)

Озвучивание ведущим правил работы в группе:

- Доверительный стиль общения

- Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

- Персонификация высказывания “от собственного имени”.

- Недопустимость оценок в адрес другого.

- Активное участие во всех упражнениях.

- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

II. Основная часть.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

C:\Users\Склярова Елена\Desktop\Без названия.jpg ВЕД: Выберите одну из  понравившихся из фигур, в отношении которой вы могли сказать это  Я.  

  Разделится по группам.

 Тест Психогеометрия  ( каждая из форм, это 5 типов людей)

Квадрат - это школьные отличники ( прилежны, добросовестны, скромные, ответственные, трудолюбивые, организованные)

Прямоугольники- это люди неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас . Они всё время в состоянии замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя, поэтому заняты поисками лучшего положения.

Треугольник- решительны, импульсивны,  работоспособны, нетерпеливы, уверенны в себе, установка на победу, тяга к лидерству,  имеют широкий круг общения.

Круг- доброжелательны, щедры, способны к сопереживанию,  с хорошей  интуицией, чувствительны, доверчивы, склонны к общественной деятельности.

Зигзаг-  нестандартная личность, непостоянны в поведении и настроении , импульсивны, недисциплинированны. Творческие личности  одержимые идеями.

 Работа в группах.   Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы :  журналы, рекламные проспекты. В течение 10 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими.

Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе  записываем набор лидерских качеств.

Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

Упражнение “Круг и Я”

       Для этого упражнения требуется  доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца.  Ему же даётся всего  минута, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Упражнение энергизатор  “Без командира”

      Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили.  Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”.

        Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

       В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

           Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего.

Работаем молча, максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

- в колонну по росту

      Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в 2 колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос.

В живую скульптуру:  Звезда, Медуза, Черепаха, Осенний лист, Распускающийся цветок.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

-Кто из вас лидер по натуре? Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

-Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

III. Заключительная часть.

Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 5 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Упражнение “Свеча”

     Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвало это занятие ?”.

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2010.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Вперед спецназ"

Ежегодное военно-спортивное мероприятие посвященное Дню защитника Отечества. Участвуют ученики 8-11 классов....

"Всадник,скачущий впереди".

Разработка урока о жизни и творчестве А.П.Гай дара...

Внеклассное мероприятие "Вперед, к здоровому образу жизни"

В игре представлены разнообразные задания и игры, направленные на пропаганду здорового образа жизни и борьбу с вредными привычками: отгадывание загадок,  составление пословиц,  сочинение ...

внеклассное мероприятие "Вперед, мальчишки и девчонки!"

Сценарий данного внеклассного мероприяти может быть использован для проведения праздника посвященного Дню защитника Отечества в 1-2 классах. Цель и задачи: Укрепление здоровья Воспитание па...

Веселые старты «Вперед, мальчики!»

Весёлые старты - это мероприятие приурочино к праздвыванию Дня Защитника Отечества. Проводится соревнования в которых участвывают 2 команды....

КВН "Вперед девчонки! Вперед мальчишки"

сценарий конкурсно-игровой программы, посвященнойДню защитника Отечества и международному женскому дню (для учащихся 5-6 классов) Составила классный руководитель Фабер Г.Н. Цели и задачи: - развить...

Вперед, мальчишки,вперед, девчонки!

Конкурсно-игровая программа в форме КВН для учащихся 5 класса...