Программа кружка «В поисках звездных миров»
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Васильева Розалия Семеновна

В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

             Младший школьный и подростковый возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего представить образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период – сензитивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок испытывает трудности к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, вообразить.

Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Выяснилось, что проявление творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого составлено задание.

           Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, – восприятием, вниманием,памятью, речью, мышлением, – не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление  личности в целом.

            Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры.

          Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.

          Разнообразные частные приемы совершенствования воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядеть облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского (путешествие по облакам).

В научных исследованиях Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается  на актуальность исследований процесса развития творческого воображения учащихся и на необходимость его пролонгирования  и адаптации к меняющимся условиям. Поэтому ив наше время развития воображения продолжает оставаться актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok-lager_v_poiskah_zvezdnyh_mirov_.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр психолого – медико - социального сопровождения»

Городского округа  «город Якутск»

«Утверждаю»

от«___» ____________ 2018г.

Директор МБОУ ЦПМСС

____________ Колодкина Л. Ю.

Программа кружка

«В поисках звездных миров»

Разработчик:

 педагог - психолог

Васильева Р.С.

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Паспорт программы
  3. Структура развивающих занятий
  4. Используемая литература

Пояснительная записка

В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

             Младший школьный и подростковый возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего представить образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период – сензитивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок испытывает трудности к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, вообразить.

Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Выяснилось, что проявление творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого составлено задание.

           Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, – восприятием, вниманием,памятью, речью, мышлением, – не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление  личности в целом.

            Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры.

          Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.

          Разнообразные частные приемы совершенствования воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядеть облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского (путешествие по облакам).

В научных исследованиях Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается  на актуальность исследований процесса развития творческого воображения учащихся и на необходимость его пролонгирования  и адаптации к меняющимся условиям. Поэтому ив наше время развития воображения продолжает оставаться актуальной.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы:Кружок  «В поисках звездных миров»

Составитель: Васильева Розалия Семёновна, педагог – психолог.

Учреждение:Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск»

Цель программы: Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

  1. Обучать приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок;
  2. Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
  3. Развивать образное мышление и воображение;
  4. Создавать условия к саморазвитию ребят;
  5. Формировать чувства коллективизма со сверстниками и детско-родительских взаимоотношений.

Адресная группа:Дети от 8 до 13 лет и их родители (законные представители)

Срок реализации: В течение учебного года

Периодичность мероприятий:1-2 раза в неделю

Продолжительность мероприятий:5 занятий

Исполнитель: Педагог – психолог  –  Васильева Р.С.

Методические материалы:

- наглядно-дидактические пособия по темам;

- использование ТСО (проектор, ноутбук и др.);

-канцелярские материалы для продуктивной деятельности (бумага А-4, карандаши цветные, дырокол, линейка, тесьма, цветная картонка, самоклеющая   цветная бумага,краски - гуашь, чернильная краска и др.)

Тематическое планирование занятий

п/п

Название темы

Кол-во часов

Примечание

1

Вводное занятие. Диагностика.

1,5

2

«Необычные кляксы»

1,5

3

«Волшебная нитка»

1,5

4

Панно « Взгляд на будущее» квиллинг. Коллективная работа.

1,5

5

Итоговое занятие. Диагностика. «Полет фантазии в моем понимании»

1,5

Занятие №1.  Вводное занятие. Диагностика.

Цель:Знакомство детей друг с другом и психологом; создание доверительной игровой атмосферы и благоприятного эмоционального фона; сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества.

Материал: бумага А-4, карандаши цветные, дырокол, линейка, тесьма, картонки цветные, готовые самоклеющие  детали  (звездочки, комета).

 Ход занятия:

1. Организационный момент.Приветствие. Упражнение на знакомство.

Ведущий: прежде чем начать наш кружок, давайте познакомимся. Каждый участник называет свое имя и с чем или с кем вы себя ассоциируете в данном месте и в данное время.

2. Основная часть. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные».

Детям предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным,  каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передовая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том. Как по-разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек – особенный,  неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

3. Упражнение «Ритм». Руководитель группы предлагает участникам  задумать любую игрушку (желательно не повторяться): «Если бы Вы были игрушкой, то какой?»…Ведущий задает ритм хлопков (хлопок в ладоши, хлопок по коленям) называет игрушку не останавливая ритма, включается тот, кого назвали и вместе продолжают такт хлопков: « Я, (…игрушка название…), проснись (… игрушка название…)». Пока все участники не вступят в игру (этим достигается эффект сплочения группы, возникновение первой внутригрупповой традиции).

4. Диагностика. Проективная  методика«Автопортрет»,«Составление изображений объектов».Тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление. Рассчитан на детей всех возрастных групп: дошкольников, младших школьников, подростков.

  • «Составление  изображений объектов».

Попросите ребенка нарисовать заданные объекты, пользуясь набором фигур (трапеция,  круг, треугольник, прямоугольник). Каждую фигуру можно использовать многократно, можно также менять ее размеры, но добавлять в изображение другие фигуры или линии нельзя.

Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость. При оценке рисунка учитывается реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) и его полнота (все ли заданные объекты изображены, все ли предложенные фигуры использованы при их изображении), его оригинальность. Необходимо оценить каждый параметр, а затем подсчитать общее число баллов. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Чем выше балл, тем лучше у данного ребенка развиты воображение и образное мышление. За каждое изображение требуемого объекта, даже непохожее, начисляется 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», —2 балла. За изображение, в котором все фигуры использованы в гармоничном сочетании, — 3 балла. За достаточно реалистичное изображение, в котором использованы все фигуры, — 4 балла. За изображение, в котором все предлагаемые фигуры использованы в оригинальной и остроумной комбинации, —5 баллов.

  • «Автопортрет»

Благодаря воображению ребенок осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, формирует представление о себе как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в данном случае доминирующие черты личности. На этом механизме и построен тест. Он позволяет выявить представления ребенка о себе, своей внешности, отношениях с окружающими.Мы предлагаем данный тест в интерпретации Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной. Он может быть использован вработе с детьми начиная с 6-летнего возраста.

Предложите ребенку нарисовать свой портрет. Полученный рисунок проанализируйте, используя следующие критерии:

1. Эстетическое изображение. Ребенок явно имеет художественные способности. На таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетаются с большой выразительностью изображения.

2. Схематическое изображение. Лицо в профиль или анфас прорисовывается схемой. Такое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению получаемой информации.

3. Реалистическое изображение. Рисунок насыщен подробностями. Прорисовано лицо, волосы, одежда и т. п. Это характеризует педантичного человека, склонного к детализации, анализу.

4. Метафорическое изображение. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа.Такое изображение выполняют артистичные личности, обладающие развитой фантазией, воображением, творческимиспособностями, чувством юмора.

5.  Рефлексивная форма «Звездное небо». Рефлексивная форма - именная для каждого ребенка, одна на весь цикл занятий.

Каждому из детей предлагается лист бумаги А4 темно-синего цвета (небо). В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Занятие 2. «Необычные кляксы».

Цель:развитие воображения, образного мышления, мелкой  моторики, формировать творческие способности.

Материал: лист плотной лощеной бумаги для акварели, краски, кисточки, салфетки влажные бумажные.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Приветствие. Сидя в кругу, каждый из детей по очереди называет свое настроение  и говорит, какого оно цвета и почему. Если дети испытывают затруднения, игру должен начать руководитель.

2.Упражнение «Вверх по радуге». Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжаются с нее. Как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. После краткого обсуждения впечатленийучащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

3.Основная часть.«Необычные кляксы».Ведущий говорит детям: « Ребята,знаете ли Вы, что раньше, когда Ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписывать все заново. Конечно же  и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривали эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц. Насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс.

 Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).

После завершения подготовительной работы, ведущий говорит: « Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

4.  Рефлексивная форма «Звездное небо».

В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Занятие 3. «Волшебная нитка».

Цель:  развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса, формировать творческие способности.

Материал: листы плотной бумаги для акварели, краски (лучше гуашь), кисти, салфетки влажные бумажные, нитки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Приветствие.

2. Игра «Аплодисменты». Группа образует публику. Все сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый из детей выходит из комнаты и заходит снова. При появлении каждого человека вся публика разражается бурными аплодисментами. Игрок, которого приветствуют, может поклониться публике или просто кивнуть и т.д.

3.Игра «Узелки на нитках».Ведущий группы держит в руках, взяв посередине, разноцветные нитки. Каждый играющий должен взять конец одной из ниток. Потом ведущий отпускает нитки. Дети же продолжают держать их в руках. Каждый должен найти своего партнера на другом конце нитки и, не отпуская ее, попытаться освободиться из общей путаницы. Игра заканчивается, когда все нашедшие друг друга пары освобождаются.

4. Основная часть. «Волшебная нитка».

Ведущий показывает ребятам клубок ниток и говорит. Что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец – получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливые изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинкам.

При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги. Придумать название коллективно.

5.  Рефлексивная форма «Звездное небо».

В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Занятие 4. Панно «Взгляд на будущее». Коллективная работа.

Цель:  развитие воображения, активизация мышления и речи, художественного вкуса, формировать творческие способности.

Материал: листы  плотной бумаги, краски, кисточки, салфетки влажные бумажные, клей, ножницы,  ватман.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Приветствие.

2. Упражнение «Ритм». Руководитель группы предлагает участникам  задумать любого героя фильма, который нравится  (желательно не повторяться): «Если бы Вы были героем фильма, то каким?»…Ведущий задает ритм хлопков (хлопок в ладоши, хлопок по коленям) называет героя не останавливая ритма, включается тот, кого назвали и вместе продолжают такт хлопков: «Я, (…герой название…), проснись (… герой название…)». Пока все участники не вступят в игру (этим достигается эффект сплочения группы).

3. Основная часть. Панно «Взгляд на будущее».Коллективная работа

Ведущий говорит ребятам: « Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем. Попробуем, представить картину будущего и изображать необычным способом – квиллингом.

Варианты панно:

  • Автомобиль будущего;
  • Дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);
  • Космический корабль;
  • Фантастический пейзаж (земля в далеком будущем или неизвестная планета, предстоит открыть).

По окончании изображения, ведущий предлагает детям продемонстрировать рисунки и рассказывать о них

4.  Рефлексивная форма «Звездное небо».

В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Занятие 5. Итоговое занятие. Диагностика. «Полет творчества в моем понимании».

Цель:  развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса, формировать творческие способности.

Материал:  лист плотной бумаги, краски, кисточки, салфетки влажные бумажные, клей, ножницы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Приветствие.Ведущий: прежде чем начать наш последний кружок, каждый участник говориткем или чем себя ассоциирует в данном месте и в данное время.

2 .Основная часть. Диагностика. Проективная  методика«Автопортрет», «Составление  изображений объектов».

Тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление. Расчитан на детей всех возрастных групп: дошкольников, младших школьников, подростков. Попросите ребенка нарисовать заданные объекты, пользуясь набором фигур (трапеция,  круг, треугольник, прямоугольник). Каждую фигуру можно использовать многократно, можно также менять ее размеры, но добавлять в изображение другие фигуры или линии нельзя.

3. Создание самостоятельного образа. «Полет творчества в моем понимании». Предлагаю разные варианты техники творчества, из того что научились делать

4. Упражнения «Моя Вселенная».

5.  Рефлексивная форма «Звездное небо».

В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Используемая литература

1.Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. д.п.н. М.: МПГУ, 1993.

2. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом  и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М. , Издательский центр «Академия», 1997.- 128с.

3. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М.: Книголюб, 2004.- 64с.

4. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с. (Психологическая служба.)

5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник Куров В.Н.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.,-/ Серия: «Вместе учимся, играем»/

5. https://www.twirpx.com.

6. https://nsportal.ru/...shkola/.../programma-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniy.

7. izron/ru/articles/aktualnye…po-ito


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Химия в современном мире"

Предлагаемая программа химического кружка, объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х  классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальн...

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

программа кружка по географии "Познание мира по картам"

программа кружка по географии с расчасовкой на учебный год и календарно-тематическим планированием....

Программа кружка русского языка "В мире этимологии" для учащихся 5 класса

Методическая разработка программы кружка по русскому языку "В мире этимологии" предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 1 час в неделю....

Программа кружка по информатике "Компьютерные миры"

Программа ориентирована на существующие в настоящее время типы универсальных пользовательских программ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, возможности Интернет....

Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"

Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов....