Беседа с учащимися на тему: «Жизнь без конфликтов»
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Бобыкина Екатерина Александровна

Конспект беседы с учащимися на тему бесконфликтного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_zhizn_bez_konfliktov.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с учащимися на тему: «Жизнь без конфликтов»

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи урока:

  • Образовательная – усвоение учащимися понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть стадии конфликтного взаимодействия. Разобрать способы поведения в конфликтных ситуациях.
  • Воспитательная – создание благоприятного нравственно-психологического климата, толерантных межличностных отношений в коллективе детей.
  • Развивающая – Формирование навыков межличностного общения в коллективе, способствующие предупреждению возникновения конфликтов.

Ожидаемый результат: овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих учащихся. Создание позитивного

настроя.

II. Постановка цели и задач урока.

Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не

могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не

хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если

бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная

мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин

для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить

новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Если бы им обоим нужен был апельсин для одной цели? Что тогда? (Ответы учащихся).

Ребята подумайте, и скажите, о чем будет наш сегодняшний урок? Сформируйте тему урока. (ответы учащихся)

Тема нашей дискуссии «Жизнь без конфликтов». Сегодня вы узнаете, что такое конфликт, рассмотрите разновидности конфликта и способы разрешения конфликтов. Также мы с вами выработаем правила поведения в конфликтных ситуациях.

III. Изучения нового материала.

Что же такое конфликт в вашем понимании? (учащиеся предлагают свои варианты определения слова конфликт, записывают их на доске)

Давайте обобщим ваши ответы.

Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Ребята конфликт — это инструмент, а конфликтная ситуация — это среда, в которой может быть применен конфликт. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (ответы учащихся)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.

Конфликт определяется его участниками, условиями возникновения, действиями и исходом, то есть конечным результатом. Существует даже наука – конфликтология, и актуальность ее постоянно возрастает.

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);
  • межличностные (несколько участника);
  • межгрупповой (несколько групп)
  • социальные (много участников, государства).

Типы конфликтов (по причинам)

  • экономические;
  • политические;
  • этнические;
  • культурные и религиозные;
  • профессиональные.

Как вы считаете, что может послужить причинами и источниками конфликтов:

(ответы учащихся)

Противоречия между интересами, взглядами…

Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе

Особенности темперамента, восприятия, убеждений

Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику…)

Давайте рассмотрим с вами динамику протекания конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

2. Непосредственно конфликт - Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.

3. Разрешение конфликта - Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Как разобраться в конфликтных ситуациях, предотвратить развитие конфликта, предвидеть его?

Умение обходить конфликты служит залогом ровных и счастливых отношений в семье, с детьми, доброжелательной атмосферы на работе, залогом крепкой дружбы.

Варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает ранее упомянутая нами наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.

(дети на доске подставляют определения той или иной стратегии поведения)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к мирному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(дети делятся на группы, раздаются карточки с описанием стратегии).

Карточка 1. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Карточка 2. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)

Карточка 3. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Карточка 4. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем».

Разрешение конфликта.

Существует два пути разрешения конфликта

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Давайте попробуем изобразить модель конфликта

Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта

Конструктивное Деструктивное

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Ребята как вы считаете, что является залогом успешного разрешения конфликтов? (ответы учащихся)

Давайте с вами попробуем разработать правила успешного решения конфликтов. (создание памятки)

Памятка ученикам (примерный вариант)

Формула успешного решения школьных конфликтов

1. Доброжелательность.

2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3. Тактичность.

4. Разговор, по существу.

5. Поиск компромисса

6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7. Соблюдение чужого персонального пространства

8. Правильный выбор роли

9. Умение слушать и слышать друг друга

10. Справедливость.

III. Закрепление.

Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.

Конечно, в зависимости от ситуаций вы поступаете по-разному. Мы разобьемся на группы и разберем несколько ситуаций. И сразу попробуем решить, как можно было конструктивно, положительно решитьэти конфликты. (работа в группах)

Ситуация 1. Между учителем географии и учеником 10 «А» класса Андреем А в последнее время не совсем складываются отношения: ученику кажется, что учитель чрезмерно к нему придирается и занижает оценки. Учителю кажется, что юноша не доучивает, ведёт себя вызывающе. В конфликт попыталась вмешаться мама Андрея Елена Сергеевна, но её встречи с учителем ни к чему не привели, т.е. учитель защищала свою точку зрения, а мама пыталась защитить сына.

Ситуация 2. В 10 «Б» классе не сложились отношения между старостой класса Ириной и новеньким юношей Игорем, пришедшим в класс год назад из другой школы. Юноша постоянно оскорблял девушку, обзывал её, рассказывал всякое про её личную жизнь, писал разные высказывания по поводу Иры на партах и стенах. Дело кончилось тем, что однажды юноша толкнул девушку (как он объяснил потом в шутку), она упала, ударилась о парту и сломала руку.

Закончить наше занятие я хотела бы притчей.

Список литературы:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001.
  3. www.portal.loiro.ru/files/articles_502_formula.doc
  4. http://festival.1september.ru/
  5. http://pleerchik.com/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с учащимися на тему "Красивая жизнь"

Предлагаю вашему вниманию конспект беседы со школьниками  о понятии "Красивая жизнь".  В ходе беседы ребята обсуждают, высказывают свою точку зрения, делают выводы....

Сценарий беседы с учащимися по теме «Жизнь дана для добрых дел»

Сценарий  беседы с учащимися по теме «Жизнь дана для добрых дел»Цель: формирование нравственных качеств личности у подростков: уважительного отношения, толерантности, доброты; воспита...

Разработка сценария классного часа по теме: «Жизнь без конфликтов»

Цель: Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.Задачи:Уяснить сущность понятия «конфликт».Выявить источники и пс...

Презентация к классному часу по теме: "Жизнь без конфликтов"

laquo;Конфликт – это опасение одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона». У. Линкольн«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что...