Подростковый суицид. Работа с родителями.
статья по психологии (9 класс)

Бобыкина Екатерина Александровна

Статья "Подростковый суицид. Работа с родителями", расскрывающая опыт работы образовательного учреждения с родителями, рекомендованна для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid._rabota_s_roditelyami.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый суицид. Работа с родителями.

Одной из проблем современного общества является подростковый суицид. Суицид или самоубийство – это добровольное, целенаправленное лишение себя жизни. Отчаявшегося ребенка не могут удержать от непоправимого шага ни социальная среда, ни уровень благосостояния. В человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного фактора способно сломить этот инстинкт в юном возрасте.

Психологический смысл подросткового суицида – прежде всего это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Как правило, настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется ребенку в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Подростки особенно подвержены риску аутодеструктивного поведения в силу возрастных особенностей - эмоциональной нестабильности, резкой смены социальной ситуации развития (от них начинают требовать самостоятельности, ответственности), малого жизненного опыта, а также воздействия ряда неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов. Поэтому мероприятия по психологической профилактике аутодеструктивного поведения особенно важны для подросткового возраста.

Мы, взрослые часто говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям?
Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

С каждым ребенком, имеющим предрасположенность к суициду наше образовательное учреждение работает очень внимательно и аккуратно. Прежде всего это работа с семьей. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации. Подростков, не получающих поддержки и понимания в семье и обществе, начинают одолевать одиночество, депрессия, чувство вины, стыд, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни. Попытка самоубийства может помочь подросткам привлечь к себе максимум внимания, в котором они так нуждаются, особенно от значимых в их жизни близких людей. Общественная значимость проблемы детских суицидов столь велика, что в борьбу за жизнь детей должны включиться все: общественность, государство, школа, специалисты и т.д. Однако основную причину детских самоубийств нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от суицидов и от любого неблагополучия должны быть родители. Работа с семьей - важнейшая составная часть профилактики суицида.

В нашей практике работы с родителями мы широко используем традиционные формы работы: во первых - мы давно поняли, что с родителями важно и нужно вести диалог, поэтому в нашем учреждении для родителей организован родительский лекторий по разным темам, в начале учебного года на первом родительском собрании мы проводим мониторинг тех, тем которые интересны нашим родителям, и предлагаем им  2 раза в месяц по субботам приходить  в школу на лекцию организованную психологом.

В рамках работы нашего родительского лектория мы информируем родителей о методах воспитании детей, проводим семинары, беседы, наблюдаем, предлагаем консультации психолога и социального педагога, устраиваем просмотр кинофильмов, дни вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет основную цель: профилактика и предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью мы знакомим родителей с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно - просветительская работа с родителями направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков.

Многие взрослые часто повторяют  известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет  жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью.        

 Родителям необходимо терпение. И оно заключается в том, чтобы не просто терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.

Мы рекомендуем родителям, прежде всего, поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.

Наш совет  родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

Также мы обращаем внимание родителей на организацию занятости детей и подростков, с посещением кружков, секций, клубов по интересам и увлечениям. Ребёнок и подросток также подвержен большому влиянию средств массовой информации: с телеэкранов и мониторов компьютеров на него льётся поток криминала, насилия, и «красивой» глянцевой жизни. Поэтому важно ограничение потока передач, посвящённых криминальной тематике с заменой их на позитивные программы об истинных семейных, культурных и духовных ценностях и формировании здорового образа жизни.

Необходимо донести до родителей, что если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, часто это проблемные подростки. Решение проблемы всегда начинается с серьезной работы самих родителей по решению проблем взаимопонимания с собственными детьми. Важно делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно! Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет и не закончится суицидом, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье. Родителям нужно научиться открыто, обсуждать семейные и внутренние проблемы детей.

В заключение мне хотелось бы сказать следующее. Вся деятельность по предупреждению детских и подростковых самоубийств должна быть направлена на создание такого психологического климата, в котором дети не чувствовали бы себя одинокими, непризнанными и неполноценными. Это касается и семьи, и школы. Требуется чуткость и внимание не только родителей, но и всех тех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми и подростками. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая лекция для родителей "Подростковый суицид"

Участились случаи подросткового суицида. В связи с этим, департамент образования рекомендовал рассмотреть данный вопрос на родительских собраниях. Данный материал был создан на основании изученной лит...

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида.

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие...

Беседа с родителями "Подростковый суицид и способы преодоления суицидального поведения"

Если вы видите, что человек ведет себя слишком рискованно – это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью, но может, ему просто не хватает душев...

Советы для родителей по профилактике подросткового суицида

Советы для родителей по профилактике подросткового суицида...

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов....