Протокол индивидуальной консультации
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Протокол индивидуальной консультации.
Дата 06.10.2017 г. Консультант – педагог психолог Александрова А.С.
Ф.И. – Софья Ч.
Обучается в 1 классе.
Краткое содержание проблемы:
Мама предъявляет жалобы на то, что девочка с неохотой идет в школу (хотя с началасентября пошла в школу с желанием). По мнению мамы, негативные переживания девочки,связанные со школой, привели к тому, что девочка стала часто моргать глазами,наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, девочка с неохотойидет в школу утром, плачет, жалуется на то, ничего у неё в школе не получается, чтоучитель громко говорит, не хвалит её.
Общее впечатление о клиенте:
Девочка хорошо идет на контакт, несколько медлительная по темпераменту. Кругозор ипознавательное развитие – в норме для детей данного возраста. Зависима от отношения кней взрослых (особенно мамы), ждет постоянной похвалы, одобрения и поддержки.
Цель консультации: нормализация эмоционального состояния девочки, формирование позитивного отношения к обучению в школе.
Характер и ход консультации:
1.Диагностика общего эмоционального состояния девочки,характера
взаимоотношений в семье, эмоционального отношения к школе.
2. Посещение уроков в школе (наблюдение за поведением девочки на уроках–08.10.17 г.)
3. Беседа с мамой (13.10.17 г.,17.11.17 г.)
4. Коррекция эмоционального состояния девочки;
5. Организационные процедуры (режим дня, витамины, перемена соседки по парте)
6. Диагностика адаптированности ребенка к обучению в школе (групповая), спустямесяц после консультации (14.11.17 г.)
7. Беседа с учителем девочки (14.11.17 г.)
Диагностическое обследование, методики:
1.Проективный тест «Что мне нравится в школе?», «Что мне не нравится в школе?»
2. Проективная методика «Рисунок семьи»
3. Метод цветового выбора МЦВ (модификация Л.Н.Собчик)
4. ЦТО – тест цветовых отношений
5. Методика «Незаконченные предложения»
6. Анкета «Что мне нравится в школе»
Результаты:
Рисунок семьи: Взаимоотношения в семье теплые, ровные. Наиболее значима мама, врисунке девочка подчеркивает теплоту взаимоотношений между родителями (папа даритмаме цветы). Близкие отношения с сестрой, которая является для неё во всём примере.Цвета рисунка – яркие, насыщенные, эмоциональный фон – радостный, позитивный.
«Что мне не нравится в школе» девочка нарисовала ситуацию на уроке (Софья ссоседкой по парте разговаривают, а учительница – громко объясняет). Использованысерый, синий, коричневый и оранжевый цвета, что говорит о том, что девочке хочетсяотстраниться, выйти из этой ситуации.
«Что мне нравится в школе» игровая ситуация на перемене с использованием яркихцветов, что говорит о комфортности девочки вне учебной ситуации.
Метод цветовых выборов:
34512670 – 1 выбор
34512607 – 2 выбор
Активность, высокая мотивация достижения,потребность в самореализации,противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности,неустойчивость эмоционального состояния. Самооценка неустойчива, наряду с высокимуровнем притязаний – неуверенность в себе, которая легко переходит в другую крайность вситуации признания и успеха в глазах окружающих. Потребность в теплых отношениях,
любви и понимании. Сентиментальность, идеализации объекта привязанности. Стремлениепримириться с трудностями и найти оптимальную зону комфорта.
ЦТО: Красный цвет (активность, общение, стремление достичь своего) – мама; настроение,когда всё получается на уроках; игра с куклой; подарки на день рождения;
Синий цвет – папа; когда учитель делает замечание; (ум, интеллект, углубленность в себя, некоторая эмоциональная отстраненность);
Желтый цвет (надежды на лучшее, активность, радость) – сама Софья; подруга; подарки;школа днем; настроение сейчас (во время беседы с психологом); когда играю с кошкой исобакой;
Сиреневый (мечты, фантазии, застенчивость, отрыв от реальности, идеализация) – сестра;учительница, подарки; игра за компьютером;
Серый (стремление отстраниться, отодвинуться подальше, спрятаться, чтобы не трогали)– когда на уроках чтото не получается; мама ругает; учитель не сильно ругается;
Черный (негатив, протест, уныние) – соседка по парте; папа ругается; учитель сильноругается; школа утром;
Зеленый (практичность, стремление к самореализации) – бабушка Люба;
Коричневый (зона физиологического комфорта) – бабушка Тома;
Разноцветное (яркие цвета – красный, желтый, сиреневый, зеленый) кружок музыки;рисование; труд; представляла, какой будет школа; каникулы;
Незаконченные предложения:
Методика вызвала затруднения (при формулировании мыслей). Но основная канварассуждений – надежды на то, что в школе все хорошо будет получаться, будет спокойно ирадостно.
Дальнейшая работа с клиентом:
С мамой девочки:
1. Беседа для уточнения подробностей психологических особенностей девочки, режимадня, увлечений, интересов.
2. Беседа о трудностях периода адаптации ребенка в школе, действиях родителей,способствующих снижению тревожности и негативных моментов в период адаптации кшколе.
3. Библиотерапия (книга «Первый раз – в первый класс» для родителей о трудностяхадаптации в школе)
4. Обсуждение возможностей перестройки режима дня и увлечений (ограничение времениигр на компьютере, дневной сон, прием витаминов и седативных препаратов, достаточнодлительные прогулки на воздухе, ранний отбой – т.к. девочка с трудом встает утром идолго одевается, спокойные занятия перед сном – рисование, лепка или прогулка)
С учителем:
1. Беседа о поведении девочки на уроке, её активности, концентрации внимания, реакциина замечания учителя, темпе работы на уроке и т.д.;
2. Наблюдение за поведением девочки на уроке;
С девочкой:
1. Ролевые игры «На уроке», «Я – учитель», «Я – ученица»
2. Метод незаконченных предложений
3. Изобразительное творчество
Совместные действия по нормализации эмоционального состояния девочки:
1.Для повышения результативности учебной деятельности и уверенности девочки всвоих силах – учитель пересадила Софью к более слабому ученику (на которого она ненадеется, не разговаривает и не отвлекается на уроках).
2. Перестройка режима дня и увлечений (ограничение времени игр на компьютере, дневнойсон, прием витаминов и седативных препаратов, достаточно длительные прогулки навоздухе, ранний отбой – т.к. девочка с трудом встает утром и долго одевается, спокойныезанятия перед сном – рисование, лепка или прогулка).
Собственно, психологические мероприятия (проигрывание ситуаций из школьнойжизни), рисование.
Диагностика адаптированности в школе: (после коррекционных мероприятий понормализации состояния – на конец октября) Показала среднюю нормуадаптированности к обучению в школе (довольно комфортно чувствует себя в позициишкольника, старается как можно лучше выполнять то, что требует учитель, спокойночувствует себя в школе, отношение к школе позитивное).
На рисунке «Что мне нравится вшколе» изобразила учебную деятельность на уроке в спокойных тонах.
Результаты повторной диагностики говорят о том, что произошла нормализацияэмоционального состояния первоклассницы. Отношение к школе и своей деятельности,учителю и одноклассникам – позитивное. Цель консультации достигнута.
Педагог – психолог Александрова А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол индивидуальной консультации педагога-психолога
Бланк протокола консультации педагога-психолога....


