Профориентационная игра "Мир профессий"
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Оленёва Ксения Юрьевна

Профориентационная игра – это моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий, рассмотрение особенностей различных профессий,  и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых для успешной адаптации и последующего профессионального обучения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия в разнообразных условиях профессиональной деятельности.

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Задачи тренинг-игры:

1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.

2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.

3. Повышение практической готовности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_mir_professiy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий профориентационной игры «Путешествие в мир профессий»

Введение

Профориентационная игра – это моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий, рассмотрение особенностей различных профессий,  и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых для успешной адаптации и последующего профессионального обучения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия в разнообразных условиях профессиональной деятельности.

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Задачи тренинг-игры:

1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.

2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.

3. Повышение практической готовности.

Сценарий проведения игры

Ведущий: Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ”

Зачастую будущие студенты, не владея информацией, выбирают будущую специальность ошибочно. Кто-то из вас будет делать свой выбор, мотивируя его:

– традициями в семье
– финансовой стороной
– популярностью данной профессии
– друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже.

Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку (юноше, девушке) необходимо знать мир профессий, хорошо в  нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.

Задание 1 « Твой выбор»

Цель упражнения: Определение своего профессионального пути

10-20мин.

Основные этапы:

1. Ведущий  показывает ватман, разделённые на четыре равные части по типу профессий: человек-человек, человек - знаковая система, человек –художественный образ, человек-техника. Предлагает участникам  рассказать о каждом типе профессий. Если ребята затрудняются в ответе на вопрос, ведущий активно рассказывает сам.

2. Участникам раздаются смайлы, сделанные из бумаги  или наклейки, каждый должен подписать свой смайл и прикрепить его на выбранную часть ватмана.

3. Ведущий вместе с участниками анализируют и обсуждают полученные результаты.

Ведущий: -Спасибо за участие в этой игре, она могла нам узнать или вспомнить основные типы профессий и выявить ваши предпочтения относительно них.

-Сейчас я предлагаю новое задание!

Задание 2 «Цепочка профессий»

Цель: для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Проводить игру лучше в круге.

Число участников от 6-8 до 15-20.

Время проведения до 15 минут.

1. Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим „цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую повару и т. д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, высокими температурами, печами».

Примечание: при обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищете в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Ведущий: Я даже и не ожидала, что вы сможете  найти такие интересные линии сходства между такими разными профессиями. А теперь новое интересное задание

Задание 3 «Детективы»

Цель: Развитие образных представлений и ассоциативных связей разных профессий

1. Каждому участнику профориентационного занятия необходимо нарисовать шесть предметов, которыми пользуется представитель какой-либо профессии.

2.  Ведущий предлагает всем по очереди показать свои предметы на рисунке, а группе предлагается угадать что это за профессия.

Ведущий: Спасибо ребята, каждый из вас очень творчески отнесся к заданию, вы отлично поработали.

- А сейчас давайте образуем круг, у меня для вас новое задание

Задание 4 «Кто есть кто?»

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

1. В задании участвуют от 6-8 до 12-15 человек. Время проигрывания 5-7 минут.

2. Ведущий «Я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в большей степени. По хлопку все одновременно должны показать рукой на выбранного человека наиболее подходящего, по вашему мнению, для названной профессии». (примеры возможных профессий: учитель, повар, врач,  программист, бухгалтер, юрист, психолог, инженер и т.д.)

Примечание: показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Ведущий должен подвести итог задания, провести рефлексию участников, возможны вопросы:

-Вы согласны с мнением ваших товарищей?

-Почему вы указали именно на этого человека?

-Какими качествами должен обладать человек данной профессии? И т.д.

Ведущий: Ребята, а сейчас я прошу вас быть особенно внимательными, следующее задание будет немного необычным.

Задание 5 «Эпитафия»

Цель упражнения- повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы. Время проведения - 2 5 — 4 0 минут.

Упражнение проводится в круге

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу:

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».

Далее ведущий спрашивает у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом? Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.  

2. Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами).

3. В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему.

Ведущий: Я надеюсь, что каждая минута вашей жизни будет наполнена смыслом и пользой, как для вас самих, так и для окружающих.

Задание  6 «Крокодил»

Цель: Выработка навыков творческого самораскрытия участников в профессиональной деятельности

1. Ведущий вызывает несколько добровольцев, каждому из которых загадывает определённую профессию или профессиональную область (врач, журналист, дипломат, психолог, воспитатель, артист цирка, телеведущий и т.д.)

2. По команде ребята по очереди с помощью мимики и жестов (без слов) должны показать заданную им профессию, так чтобы группа догадалась о какой профессии идёт речь.

Ведущий: Хорошая работа! Большое спасибо за участие, я буду рада, если после нашей игры вы смогли получить более полное и разнообразное представление о профессиях.

И в заключении нашей встречи, я предлагаю вам разделиться на две равные команды. Сейчас я хочу проверить, на сколько хорошо вы ориентируетесь в профессиях. Какая команда быстрее сможет справиться с этим заданием. Время пошло! Игрокам раздаются листочки с заранее приготовленным чайнвордом.

После того, как чайнворды будут разгаданы, ведущий ещё раз благодарит участников игры и прощается с ними!

Чайнворд

В чайнворде слова располагаются друг за другом, образуя цепочку, конец предыдущего слова, т.е. последняя буква служит началом следующего.

1

2

3

4

6

5

7

8

9

10

11

13

12

14

15

16

!!!!!!!!

Вопросы:

1. Деньги, выплачиваемые работнику ежемесячно. 2. Передача сторонней организации тех или иных функций бизнеса. 3. При приготовление блюда  повар использует это, составляя рецепт. 4. Качество, которое должен проявлять каждый работник. 5. Государство на северо-востоке Африки и Синайском полуострове, где любят отдыхать трудоголики. 6. Долговременное изменение временного ряда. 7. Необходимый документ, заключаемый между работодателем и работником. 8. Краткая автобиография с характеристикой деловых качеств, представляемая каждым кандидатом на какую-либо должность. 9. Дворец, резиденция президента Франции в Париже. 10. Комплекс приемов и упражнений для очищения тела и созерцания ради достижения состояния духовного созерцания. 11. Нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей. 12. Специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. 13. Способ управления персоналом, заключающийся в периодическом или эпизодическом «горизонтальном перемещении работников», частичном или полном изменении их функций. 14. Обозначение на товаре в виде наклейки или этикетки, в котором указаны данные о товаре.  15. Деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере технологической, экспертной деятельности. 16. Предположение, истинное знание, которое не определено.

Ответы:

1.зарплата; 2. аутсорсинг; 3.ингредиент;  4.трудолюбие; 5.Египет; 6.тренд; 7.договор; 8.резюме; 9.Елисейский; 10.йога; 11.альтруизм; 12.менеджер; 13.ротация; 14.ярлык; 15.консалтинг; 16.гипотеза.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] /Н.С. Пряжников - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
  2. Карьера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profession.krsnet.ru/teacher/games/
  3. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/prof/
  4. Профориентационные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/training/indexpf.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

Профориентационная игра «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка по профориентации для учащихся 5- 6 классов. Сценарий проведения интеллектуального марафона....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Методическая разработка проведения районного тура городской профориентационной игры «Профессии от А до Я» для учащихся 6 - 7 классов

Аннотация.«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчеств».Максим Горький.Профессиональное самоопределение – одна из важнейших ...

Обзорно-аналитическая статья по итогам профориентационной игры «Профессии от А до Я» в 2017/2018 учебном году

laquo;Истинное сокровище для людей - умение трудиться» Эзоп. В 2015/16 учебном  году наш район впервые принял участие в городской профориентационной игре «Профессии от А до...

Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в  комплексе, ...

Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в  комплексе, ...