Конспект занятия "Если чувствуешь себя одиноким"
план-конспект по психологии

Савельева Светлана Анатольевна

Конспект занятия для обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в рамках психопрофилактической работы (для "Часа психолога" и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_chuvstvuesh_sebya_odinokim.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

28.11.2018 г.

Час психолога.

«Если чувствуешь себя одиноким»

Цель: Профилактика различных форм отклоняющегося поведения подростков в связи с нарушениями в сфере общения.

Задачи:

  • Создать позитивную, доброжелательную  атмосферу в разновозрастной  группе.
  • Познакомить обучающихся с понятием «одиночество» и приемлемыми способами преодоления чувства одиночества.
  • Воспитывать внимательное отношение к своему эмоциональному состоянию и к  окружающим людям.
  • Развивать мышление, речь, коммуникативные навыки обучающихся.

Оборудование: 

  • ноутбук,
  • проектор,
  • презентация по теме «Если чувствуешь себя одиноким»,
  • подборки фотографий с номерами и буквами по теме «общение», «одиночество»,
  • спокойная музыка,
  • верёвка или нитка,  
  • бланки на каждого ребёнка для анализа чувства одиночества,
  • карандаши, ручки

Ход занятия (40 мин.)

Слайд 1

  1. Приветствие.

           - Давайте поздороваемся друг с другом любым способом (словами: «здравствуй», «привет», «добрый день» и др.; мимикой: улыбка, подмигивание, кивок головой и др.; жестами: рукопожатие, объятие и др.) Поприветствуйте своего соседа справа … , своего соседа слева …

  1. Подведение учащихся к теме занятия, постановка проблемных вопросов.

           - Я предлагаю вам самим догадаться, чему посвящено наше занятие. Для этого нужно разделить предложенные фотографии на 2 группы… Как вы думаете, на фотографиях какой группы люди чувствуют себя счастливыми, а на каких несчастными? … Давайте определим причины этого. Для этого фотографии каждой группы нужно разложить по порядку в соответствии с номерами на них, а потом перевернуть фотографии картинкой вниз и из букв с обратной стороны фотографий составить слова ...  Какие слова у вас получились?  

Слайд 2

(дети называют: «общение»,

Слайд 3

«одиночество») 

          - Что из этого является проблемой, что может помешать человеку почувствовать себя счастливым? …

Слайд 4

          - Итак, наше занятие посвящено одиночеству, и тема звучит так: «Если чувствуешь себя одиноким». А вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими? … Дело в том, что каждый человек может почувствовать себя одиноким: кто-то часто, кто-то редко. Именно «почувствовать», потому что   на самом деле мы постоянно окружены людьми (родители, братья-сёстры, соседи, друзья-товарищи, учителя, одноклассники и т.д.) При этом можно почувствовать себя одиноким в толпе людей, а можно не чувствовать себя одиноким и на необитаемом острове. На самом деле, есть большая разница между понятиями: «быть одному» и «быть одиноким». Как вы думаете, что может вызвать чувство одиночества? ...  (Возможные ответы: разлука с близкими людьми, изменения в жизни, какие-либо проблемы, когда никто не понимает и др.) Что же делать, если почувствовал себя одиноким?                            

  1. Работа по теме занятия.

Слайд 5

Анализ состояния одиночества

Продолжите фразы:

  • Мне бывает одиноко … (часто, редко, никогда)
  • Мне бывает одиноко, когда …
  • Мне бывает одиноко, потому что …

Слайд 6

Упражнение «Паутина» (на развитие сплочённости группы)

          - Давайте сядем в круг. У каждого из нас сейчас будет возможность назвать своё имя и немного рассказать о себе (например, чем любите заниматься, какая любимая еда и т.д.) При этом будем обматывать нитку (или тонкую верёвку) вокруг руки, и перекидывать тому, кому хочется. Подумайте, что хотелось бы рассказать о себе. Если нет желания говорить, то можно просто обмотать нитку (верёвку) вокруг руки и   перебросить клубок следующему. Говорить может только тот, у кого в руке находится клубок и каждый раз нитку (верёвку) обматывать вокруг руки.

          Начинает психолог (берёт клубок и, рассказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити (верёвки) в руке и кидает ребёнку, сидящему напротив). Таким образом, все дети оказываются в паутине.

          В таком положении проходит беседа по вопросам:

 - Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

 - Что нам помогло создать такую мощную паутину?

 - Как вы чувствуете себя в паутине?

 - Все ли высказались?

 - Что чувствовали во время рассказа о себе, во время прослушивания рассказов других ребят?

 - Трудно ли было говорить о себе?

 - Чей рассказ понравился больше всего?

          После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. В конце клубок должен вернуться к психологу.

(Если в процессе выполнения упражнения нитка (верёвка) запуталась, можно прокомментировать это с юмором, сказав, например, что члены группы теперь тесно связаны между собой)

         

           - Часто чувство одиночества зависит от нас самих, поэтому справиться с этим чувством можем мы сами. Давайте поговорим о том, как можно справиться с одиночеством.

Слайд 7

          - Проблемный вопрос: какому способу справиться с одиночеством учит сказка? (обсуждение после прослушивания).

Сказка «Звёздочка» – психолог читает под спокойную музыку.

           На самом краю Галактики, вдали от космических дорог жила маленькая звездочка. И было ей очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звезд, вокруг которых кружились веселые планеты, но ее не замечал никто. Рядом была только одна маленькая планета, которая когда-то тоже была звездой, но она давно уже погасла, то ли от грусти и одиночества, то ли от старости. «Вот и я также когда-нибудь погасну! — думала маленькая звездочка. — И никто не узнает, какое тепло могут дарить мои лучи, какой яркий свет они излучают».

          Однажды в этот далекий уголок Вселенной залетела комета и рассказала звездочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звезд, есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные, живут люди.

          А звездочка задумалась: «Может быть, когда-то эти планеты тоже были звездами. Потом они погасли, но жизнь их не прекратилась. А вдруг и на соседке-планете может появиться что-нибудь прекрасное? Надо просто ей помочь». И звездочка стала светить ярче, стараясь хотя бы кончиками своих лучей дотянуться до маленькой планеты и согреть ее землю.

          Когда первый луч коснулся планеты, навстречу ему из земли потянулся первый зеленый росток. Маленькая звездочка почувствовала легкое движение навстречу своим лучам. Обрадовавшись, она стала светить все ярче и ярче, свет и тепло ее лучей несли маленькой планете жизнь. Вскоре маленькая звездочка стала замечать, как меняется ее соседка. Из серой скучной планеты она становилась веселой красавицей, играющей яркими красками.

          И они стали такой красивой парой: маленькая яркая звездочка-солнышко и ее жизнерадостная подружка-планета, — что другие погасшие звезды стали приближаться к новому солнышку, надеясь обрести вторую жизнь.

          А маленькая звездочка забыла про свое одиночество и былую грусть, радовалась новым друзьям и была абсолютно счастлива.

Слайд 8

Упражнение «Ладушки» (развитие межполушарного взаимодействия, улучшение невербального межличностного взаимодействия)

          Дети выполняют упражнение по парам, постепенно увеличивая темп.

          - Если ты чувствуешь себя одиноким:

Слайд 9

  • Найди занятие по душе (мысли об одиночестве приходят тогда, когда нечем заняться, когда не интересно наедине с собой);

Слайд 10

  • Начни делать что-то такое, что раньше не делал (измени привычный образ жизни, например, начни каждое утро делать зарядку, делай уборку, приготовь что-то необычное);

Слайд 11

  • Заведи домашнего питомца (домашние животные – отличные друзья, общение с ними и забота о них приносят радость);

Слайд 12

  • Проявляй интерес и помогай другим людям (это поможет ощутить свою значимость и найти новых друзей);

Слайд 13

  • Проявляй инициативу и активность (пробуй сам начинать общение; не жди, когда это сделают другие);

Слайд 14

  • Учись находить радость в компании самого себя (учись быть счастливым здесь и сейчас);

Слайд 15

  • Веди личный дневник (здесь ты можешь выразить всё, что хочешь, не сдерживая и не ограничивая себя; он поможет освободиться от страха, гнева, тоски);

Слайд 16

  • Расскажи о своих чувствах близким.

  1. Рефлексия.

 - Обсуждение проблемных вопросов, подведение итогов.

Слайд 17

  1. Завершение занятия

 - Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

30 ОЧЕНЬ ПРОСТЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЛУЧШЕ.

От чего зависит хорошее самочувствие...

Внеклассное мероприятие «Чувствовать себя как дома, но не забывать что ты в гостях»

Внеклассное мероприятие«Чувствовать себя как дома, но не забывать что ты в гостях»Цели занятия:1.     Познакомить воспитанниц с правилами этикета; сформировать у них понимание необ...

если чувствуешь себя одиноко

Статья для подростков, с целью профилактики деструктивного поведения и оказания своевременной психолого-педагогической помощи...

Внеклассное мероприятие по профилактике девиантного поведения подростков «Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно»

Ход мероприятия: Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;- формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;- воспитыв...

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Буклет. Памятка для родителей "Одиночество ребёнка"...

"Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким"

Данная беседа проведена с целью знакомства с понятием "одиночество" в подростковом возрасте, причинами его появления и способами преодоления....

Если чувствуешь себя одиноко

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов....