Внеклассное мероприятие по профилактике девиантного поведения подростков «Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно»
материал

Наталья Николаевна Шмакова

Ход мероприятия:

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;

- воспитывать умение противостоять мнению сверстников;

- побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.

Форма:  беседа

Дидактический материал: карточки с заданиями, текст сценок, памятка «Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?», карточки синего и красного цвета, листы А 4, ручки, видеоролик, слайдовая.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya.docx27.63 КБ
Файл zozh.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мичуринска Тамбовской области

Внеклассное мероприятие 
по профилактике девиантного поведения подростков  

«Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно»

 (для обучающихся 7-8 классов)

Разработчик:

социальный педагог

первой квалификационной категории

Н.Н. Шмакова

        

2020/2021 учебный год

Ход мероприятия:

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: 

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;

- воспитывать умение противостоять мнению сверстников;

- побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.

Форма:  беседа

Дидактический материал: карточки с заданиями, текст сценок, памятка «Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?», карточки синего и красного цвета, листы А 4, ручки, видеоролик, слайдовая.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук  

Ключевые слова для карточек: 

Группа 1. Город труда

Дороги, мосты, дома, одежда, обожают трудиться, не сидят без дела, находят рукам занятие, город мастеров, шьют, строят, пекут, лечат, вяжут, вышивают.

Группа 2. Город спорта

Не может без движения, стадионы, спортивные площадки, велосипеды, ролевые коньки, скейтборды, утренняя зарядка, закаляться, обливаться, забыть про болезни, физкультура и спорт, дарят здоровье.

Группа 3. Город книг

Привык читать, не представляет себе жизни без книг, тихо, уютно, стихи, сказки, детективы, романы, новости политики, бизнеса, спорта, искусства, можно поговорить обо всем.

Группа 4. Город природы

Утопает в зелени, цветы, фонтаны, парки, зайцы, белки, олени, воздух чист и свеж, общаться с природой, глоток свежего воздуха, пение птиц, шум листвы, плеск воды, дарит радость, душевную гармонию, счастье.

Группа 5. Город музыки

Заниматься музыкой, скрипка, барабан, балет, хор, чудная музыка, жизнь станет богаче, стать знаменитым.

Группа 6. Город гигиены

Ослепительная чистота, опрятные, аккуратные, привыкли следить за собой, прически, одежда, никто не болеет, мыть руки, мыть овощи и фрукты, ослепительные улыбки, следить за зубами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о вредных привычках. И начать наше занятие я хотела бы с пословицы «Бедность от лени, а болезнь от невоздержанности»?  Как вы понимаете эти слова! (ответы детей) (Если человек не привык к труду, он 6удет беден, а если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.)

- Как вы считаете, что такое привычка? (привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).

- Какие бывают привычки? (хорошие и плохие, вредные и полезные).

- Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. д.).

- Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания).

 Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.

- Почему?

- Чего мы боимся?

Ответы учащихся (Обидеть просящего человека, показаться черствым и подлым по отношению к нему, стать отвергнутым, потерять симпатии окружающих и т.д.)

Одно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т.е. уметь сказать: «Нет». В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.

Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям. Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками.

Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек»

Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянно войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую сложную работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака. Прошли века, и человечество избавилось от рабства.

Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек.

Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании. Их удел нищета, болезни, смерть.

Чем же заманивают людей эти вредные привычки?

Они одурманивают нас своими вкрадчивыми заклинаниями:

         «Все в жизни нужно попробовать»

         «Вокруг такая скука, что нужно расслабиться, развлечься»

         «Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как светятся огоньки в игровых автоматах

         «Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появится столько друзей»

Можем ли мы устоять перед этими зазываниями? (ответы детей)

Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно отвечать «да» или «нет» . Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.

 1.      Любишь ли ты смотреть телевизор?

2.      Хотелось бы тебе играть в компьютерные игры больше трех часов в день?

3.      Хотелось бы тебе попробовать закурить?

4.      Можешь ли ты просидеть весь день перед телевизором, оставив все свои дела?

5.      Пробовал ли ты алкогольные напитки?

6.      Любишь ли ты уроки физкультуры?

7.      Если друзья тебе предложат сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8.      Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9.      Если бы тебе прямо на улице незнакомец предложил коробку конфет, взял бы ты ее?

10.  Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться? 

 Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «Да», и запишите полученное число.

Вы сказали «Да» не больше 3-х раз - вот ваш результат:

Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.

Вы сказали «Да» от 4-х до 8- раз. Ваш результат похуже.

Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».

Вы сказали «Да» от 9 до 10 раз – пора задуматься. 

Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою силу воли, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.

Ролевая игра «Умей сказать «Нет»

Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас старшеклассники разыграют сцену предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказать так, чтобы не поссориться. Вы будите внимательно следить за диалогом и решать, кто победил в словесной дуэли.

Диалог № 1. ( два мальчика)

Миша. Давай закурим.

Саша. Я не могу.

Миша. Почему?

Саша. Родители увидят

Миша. Мы отойдем за угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Саша. А я сигарет без фильтра не курю.

Миша. У меня с двойным фильтром

Саша. Да я спички забыл.

Миша. У меня есть зажигалка.

Саша. Нас соседи из окон увидят.

Миша. А мы пойдем в подвал.

Саша молчит, не зная, что сказать.

 

 Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал «Я не хочу», чтобы Миша от него отстал. Ведь, если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Диалог № 2. ( две девочки)

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, я не могу.

Катя. А почему?

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Катя. Ну и что?

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена.  Нет! Тогда они сразу все поймут.

Катя не знает, что еще предложить.

Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?

В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители разоблачат ее в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважение к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

Диалог № 3. ( два мальчика)

Сережа. На, кури

Дима. Я не буду.

Сережа. А чего тогда пришел сюда?

Дима. Просто так.

Сережа. Ну, тогда иди отсюда.

Дима уходит.

Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?

В этой сценке сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить.  Давайте повторим этот диалог по-другому. 

Диалог № 4.

Сережа. На, кури.

Дима. Не хочу.

Сережа. Кури, за компанию.

Дима. Отстань, кури сам, если хочешь.

Сережа. А что тогда сюда пришел?

Дима. Захотел и пришел.

Сережа. Ну, тогда иди отсюда.

Дима. Не хочу.

Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только уверенный в себе человек. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают.

А за что могут уважать?

Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:

         - просто сказать «Нет» без объяснения;

         - отказаться и объяснить причины отказа;

         - отказаться и уйти;

         - говорить, как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «Нет»,  «Не буду»;

         - не обращать внимания на предложение закурить, выпить алкоголь, попробовать наркотики;

         - постараться объединиться с тем, кто тоже не курит;

         - постараться избегать курящих компаний.

Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «Нет». 

Работа в группах.

Рядом с нами есть и хорошие привычки.  Нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. В награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, уважение людей, успешную работу. Труд, спорт, музыка, природа, чтение, гигиена. Это хорошие привычки в вашей жизни.

Работа в группах. В каждой группе по три названия города. Выбрать два города  и придумать рекламу.

Ребята, представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Страны хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута. 

Итак, у вас есть время на подготовку. Начинаем рекламную компанию. Представитель группы выходит к доске и рекламирует одну из хороших привычек.

Мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если успеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, окружающими, с миром.

Показ видеоролика

Существует множество здоровых способов получить удовольствие от жизни. И их гораздо больше, чем плохих. Самый простой и доступный из них — общение с близкими нам людьми. Общаясь с друзьями, мы можем обсудить с ними наши проблемы, поделиться радостями и невзгодами.

Огромную пользу может принести нам спорт, он не только доставляет удовольствие, но и помогает расслабиться и снять напряжение. Можно посетить музей, театр или кинотеатр, причем лучше всего сделать это, вместе с родственниками или друзьями. Или просто почитать книгу.

И, конечно же, огромные возможности предоставляет нам творчество. Существует множество видов творческой деятельности — музыка, живопись, скульптура, резьба по дереву, вышивание, литературная деятельность и многие другие. И каждый из них помогает нам реализовать себя, расслабиться, снять напряжение и получить от этого огромное удовольствие. Подведение итогов

Как вы считаете, нужны ли подобные беседы с подростками? Если да -карточка красного цвета, если нет - карточка синего цвета.

Работа с карточками двух цветов.

Будьте здоровы, берегите себя!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научиться говорить “ нет” и чувствовать себя при этом комфортно Занятие по профилактике девиантного поведения подростков

Слайд 2

Бедность от лени, а болезнь от несдержанности

Слайд 3

Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям

Слайд 5

Вредные привычки

Слайд 6

«Нет!»

Слайд 8

Никотин, Алкоголь, Наркотик

Слайд 9

« Все в жизни нужно попробовать» « Вокруг такая скука, что нужно расслабиться, развлечься» « Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как светятся огоньки в игровых автоматах» « Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появится столько друзей»

Слайд 10

Тест «Сможешь ли ты устоять?» 1. Любишь ли ты смотреть телевизор? 2. Хотелось бы тебе играть в компьютерные игры больше трех часов в день? 3. Хотелось бы тебе попробовать закурить? 4. Можешь ли ты просидеть весь день перед телевизором, оставив все свои дела? 5. Пробовал ли ты алкогольные напитки? 6. Любишь ли ты уроки физкультуры? 7. Если друзья тебе предложат сбежать с уроков, согласишься ли ты? 8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок? 9. Если бы тебе прямо на улице незнакомец предложил коробку конфет, взял бы ты ее? 10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Слайд 11

Вы сказали «Да» не больше 3-х раз - вот ваш результат. Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями. Вы сказали «Да» от 4-х до 8- раз. Ваш результат похуже. Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет». Вы сказали «Да» от 9 до 10 раз – пора задуматься.

Слайд 12

Умей сказать «Нет»

Слайд 13

Просто сказать «Нет» без объяснения. Отказаться и объяснить причины отказа. Отказаться и уйти. Говорить , как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «Нет», «Не буду ». Не обращать внимания на предложение закурить, выпить алкоголь или попробовать наркотики. Постараться объединиться с тем, кто тоже не курит. Постараться избегать курящих компаний.

Слайд 14

Ребята, представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Страны хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута.

Слайд 15

Как вы считаете, нужны ли подобные беседы с подростками ? Карточка синего цвет - нет Карточка красного цвета - да

Слайд 16

Будьте здоровы, берегите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. Актуальность д...